Истории Ту-154

Скорость на Ту-154 индицируется на комбинированных указателях скорости, там две стрелки, широкая показывает приборную скорость, узкая - истинную. Есть еще указатели приборной скорости.
А скорость самолета в струйном течении относительно воздуха та же самая, что и в штиль.
Как объяснить?
Представьте, что вы на катере плывете по реке. И держите скорость относительно воды 20км/ч. Скорость течения реки, допустим, 10 км/ч.
Вниз по течению скорость относительно земли будет 30км/ч, а вверх по течению 10км/ч, верно?

Вот так же и на самолете. Летим с истинной (то есть относительно воздуха) скоростью 900. А струйное течение встречное 200км/ч, мы летим в этом потоке, в этой воздушной массе со скоростью 900, но относительно земли со скоростью 700.
Зато если это течение попутное, то летим с путевой скоростью (то есть относительно земли) со скоростью 1100.

Там ничего сложного, можно просто набрать в поисковике "система вертикального эшелонирования".
По НПП ГА-78 она отличалась от НПП ГА-85.
Сейчас у нас система вертикального эшелонирования такая: Система вертикального эшелонирования ВС в ВП РФ

Да, путевую скорость измерял на Ту-154 ДИСС. Только правильно расшифровывается как Доплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости. Скольжение он не измеряет.
С середины 90-х еще на борту показывает путевую скорость GPS.
А при отказе ДИСС раньше штурман мог засекать по секундомеру время и пройденное расстояние и вручную считать путевую скорость.

Извините, какой-то оффтоп получается.
Я что хочу сказать, что у Ту-154 на эшелоне обычно истинные скорости были около 900 км/ч.
Максимум при М=0,86 может быть в зависимости от температуры до 950-970.
А если стюардесса говорила, что у нас сейчас скорость 980 или там 1100, то это однозначно путевая скорость, то есть с попутным ветром.

Добавлю еще любительский обучающий фильм на 1ч16минут, штурман снимал, Домодедово - Мурманск. Узрел на эшелоне истинную 880.
 
Последнее редактирование:
Боковое скольжение указывал ЭУП - комбинированный электрический указатель поворота.
 
На Ту-154Б стюардессы обычно объявляли скорость 950 км/ч один раз объявили 970. На Ил-86 объявляли всегда 850
 
Да, конечно, и себя поправил. Только эшелоны 300 м смущают по-прежнему.
 
Ну это реальная скорость для Ту-154, может быть и истинная.
Что значит 116?
О, извиняюсь. По старой памяти высоту в сотнях метров дал. Она у нас именно так измерялась. А так будет 11600 м. А вот на Йошкар- Олинской трассе они никогда выше 10000 не забирались. И скорость была не более 850.
 
Последнее редактирование:
РЛЭ Ту-154М, режимы максимальной дальности и крейсерский.




Для МСА есть такая табличка:

Теперь более-менее достаточно данных, чтобы посчитать истинную скорость Ту-154М в горизонтальном полете для крейсерского и режима полета на максимальную дальность. Вот в этом диапазоне обычно Ту-154М и летали.
 
Последнее редактирование:
На Ту-154 всех модификаций в жизни летал раз 80. Самый старый - 85031, самый свежий - 85833. Ни разу выше 11 100 летать не приходилось. В 90% случаев 10 100 - 10 600.
Во флайт симуляторе на ПТ-шном Ту-154Б, если взлетный вес >100 т, то машина очень неохотно забирается выше 10 600.
 
Ну и ещё про середину 80-х. Летали тогда Ту-154 СУС (так в плане проводки было написано). Если я не ошибаюсь- самолёт узел связи. Взлетали с Москвы, откуда конкретно- не указывалось, только время взлёта. Пункт назначения- тоже не указывался. Летели по трассам, без всяких выкрутас (это от Ил-22 надо было всё время ждать какого-либо подвоха). От Горького либо на восток через Йошкар- Олу, либо на юго- восток через Саратов- Уральск. После Горького мы их видели, привязку бортов делали быстро. Да и с горьковскими взаимодействие было налажено- передавали их нам чуть ли не из рук в руки. А вот куда и зачем летали- вопрос.
 
Бортовые этих салончиков в памяти остались?
 
Ни разу выше 11 100 летать не приходилось. В 90% случаев 10 100 - 10 600.
А я чаще севернее летал, штурманом Ту-134. Вот в Вологодской и Сыктывкарской зонах УВД оживленные трассы проходят из Москвы в Норильск, Сургут, Нижневартовск и далее. Из Питера в Сибирь. Самые обычные эшелоны у меня были 9100, 9600, 10100. Часто проносились Ту-154, но нам не мешали, а мы им. Обычно они на километр выше летали, 10600, 11100, 11600. У них время полета получалось на северных рейсах 3-4 часа, вот в середине и ближе к концу маршрута забирались повыше.
Еще на Ту-154 грозы летом удобно обходить. На Ту-134 частенько обходил отдельные кучевки до высоты километров 10, а набирать высоту 11100 или 11600 мне не имело смысла. Вот тоже частенько в эфире слышал Ту-154 на эшелонах 11100 и 11600. А в хорошую грозу и на 12100.
Но шпарили они будь здоров, у меня обычные скорости были 780 - 830, редко держали больше, топливо экономили. А Ту-154 нас догоняли и обгоняли обычно на 80 - 120 км/ч. Хорошо от них было видно след, а когда Ту-154 уходил вперед,до километров 20-30 его еще можно было мне видеть по бортовому локатору, дальше уже сложно его увидеть было. По локатору получше было видно Ил-86 и Русланы, вот их километров до 35 - 50 на своем локаторе видел.
Бывала у меня проблема, что Ту-154 или Ил-62, Ил-86 догоняли наш Ту-134 на одном эшелоне. Диспетчеры более тяжелым и следующим на дальнее расстояние давали приоритет. Поэтому иногда приходилось менять нам эшелон, на километр ниже или выше. Но Ту-154 обычно летали как-раз на километр выше, мы им не мешали, а они нам. Вот у Ил-86 ходовые эшелоны были как и наши 9100, 9600. Тогда диспетчер нас разруливал по скорости, мы могли и прибавить. Или приходилось менять эшелон, пропуская Ил-86. Но их все же немного было, поэтому с Илами тоже больших проблем у нас не было.
 
Реакции: mp14
Да, были литерные А. Правительственные. Нам сообщали, кто на них летел: Кунаев, Бабрак Кармаль, Наджиб, потом Горбачёв и , как говорится, "...и другие официальные лица...". И просто литерные, на них делегаты на XXVII съезд и обратно летели. Да, и ещё, я не из ОрВД а из РТВ. У нас там много чего интересного летало.
 
Самолёт президента Кыргызстана отказались впускать в Великобританию на саммит по изменению климата.

Борт главы государства Ту-154 не соответствует техническим нормам ЕС и Британии. Поэтому президента заранее уведомили о невозможности приземления данного типа самолёта, сообщили в пресс-службе Садыра Жапарова.

Пришлось нанимать частный самолёт Embraer Lineage 1000, принадлежащий компании из Дубая.
 
А разве такой взлётный вес мог быть? На первых машинах с НК-8-2, если не ошибаюсь, взлётный вес устанавливался 88,5 тонн. Потом на Ту-154 какое-то время в эксплуатации было установлено 90,5 тс. С двигателями НК-8-2У максимальный взлётный вес долгое время держался на отметке 94,5 тс (сам видел в 1981-1982 годах в АТБ Внуково в формулярах некоторых Внуковских бортов). Слышал про другие значения на Ту-154М но не более того. Разве в последующие годы на Б-шках увеличили максимальный взлётный вес? В самом первом полёте на Ту-154 по маршруту "Москва (Внуково)-Сухуми (начало августа 1973 года) нас с братом поразило сообщение бортпроводницы, что "наш полёт проходит на высоте 11000 метров со средней скоростью 950 км/час". После Ил-18 и Ту-104 это производило впечатление, не говоря уже об ускорении в начале разбега.
 
Слышал и про 106 тонн максимальной взлётной массы на Ту-154М, специально не стал озвучивать, документов не видел. Но на всех Б-шках, насколько память позволяет, было 94500 кг. (в том числе и Внуковских первых бортах Б-2).
 
Вообще-то нередкая тенденция в процессе эксплуатации и модернизации увеличивать взлетные массы.
Лично мне помнятся 96т, в девяностых годах.
Добавлю пару скринов из РЛЭ, что у меня есть, по Ту-154Б и модификациям. Там есть дата изменения: 27.12.05
98 и 100 тонн.

Этому РЛЭ можно верить, поскольку это документ. Но были модификации, изменения, на протяжении 40+ лет эксплуатации.