История космической программы Аполлон и планы по изучению Луны

Ну что же, сегодня годовщина, 53 года

Да будет музыка
 
Прилунились 20-го, вышли 21-го.)
Да.
Еще у людей бывает путаница со временем.
Посадки и высадки на Луну.
В Москве было утро 21-го июля, в США был вечер 20-го, когда Армстронг ступил на поверхность, в Море Спокойствия.
 
Вы правы, в политике бывает сложно проследить логику. К примеру, можно вспомнить, как весной 1991-го года более 70% граждан страны на референдуме проголосовали за сохранение СССР, а в конце этого же года СССР был распущен. И пошло - поехало. Много государственных тайн под видом дружбы с США рассекречивались. Проходило это на ура! Мол, у нас новый курс, камня за пазухой мы не держим. Одним из событий этого времени я помню, что был сдан инженерный план здания посольства США в Москве. Американцы тогда удивились, что даже стальная арматура стен здания служила в качестве резонаторов для радиоэлектронной прослушки.
Но не буду много о политике, эта ветка не для политиканства.
В 90-х годах мы почти без ограничений начали сотрудничать с США. Они нам присылали ножки Буша, наши ученые становились легко выездными. Кто-то переезжал на ПМЖ в США, кто то не переезжал, но блажил о равноправном сотрудничестве.
Американцам было выгодно такое сотрудничество. Ведь от партнеров секретов у нас почти не стало. И ничто бы не помешало создать НАСА двигатели такого же класса.

Я не специалист по ракетным двигателям. Возможно, более знающие форумчане меня поправят и дополнят.
В 90-х годах финансирование нашей отечественной космонавтики вышло на режим прозябания.
И получалось, что сотрудничество с НАСА было взаимовыгодным. РД-180 хорошо себя зарекомендовали и для НАСА было чисто экономически выгоднее дешево покупать наши РД-180, чем создавать в тех 90-х своё производство.

На Ютюбе есть хорошее интервью одного из создателей двигателя РД-180, академика Б.И. Каторгина.
К сожалению, почему-то в моем регионе Ютюб это видео заблокировал и ссылку я не могу привести.
Там он говорил, что двигатели F-1 - великое достижение на то время, до сих пор эти двигатели изучаются студентами США и даже школьниками.
Если правильно помню, он говорил, что Музее Маршалла лежит в разобранном виде ракета-носитель Saturn-V, там же и двигатели F-1.
Студенты и школьники там рядом даже живут в палаточных городках.

Но есть ли смысл сравнивать современный РД-180 с двигателем разработки 50-60х годов, F-1 ?
F-1 - были самыми мощными в своё время. Но их топливная эффективность по современным меркам уступает РД-180 и РД-170.
Ну а у нас в то время были четыре неудачные запуска Н-1...
Для этой ракеты-носителя были гораздо менее мощные двигатели НК-15 (и разработанными на его базе НК-33), поэтому была система аж из 30-ти двигателей, а не пяти F-1, как на Saturn-5.

Есть еще одно интервью академика Бориса Ивановича Каторгина, при внимательном чтении он отвечает на многие вопросы:
 
Андрей 65000, при всем моем уважении, какой смысл тащить в эту, хоть как-то научную тему, по юношески безкомпромиссный и агрессивный спич: "Всячески нам гадить столько лет, ненавидеть нас изо всех сил, но при этом сотрудничать по Космосу" (я не чего что мы при всех противоречиях были союзниками в 2МВ )? Это даже не (с ним хоть можно спорить). В этом же случае спорить и объяснять что-то бессмысленно, не взлетит.
 
миг-21р, тоже при всём уважении, отвечу, что цитату я привел полностью, чтобы не утерять смысл всего поста.
И я посчитал, что не стоит акцентировать внимание и вычленять какое-то одно предложение.
Общий смысл поста MARCELL, как я понимаю, в целом не оспаривает историческое выполнение программы Аполлон.
Но вот типичное явление, которое я давно замечаю в рунете, это путать РД-180 и F-1. Как в историческом аспекте - двигатель F-1 разработки 50-60х годов. Еще до начала разработки РД-180 программа Аполлон была блестяще выполнена и к сожалению многих, свернута, канула в Лету.

Эта ветка, надеюсь, больше просветительская. Вот и давайте просвещать людей, давать информацию на задаваемые вопросы.
Ну а для "скептиков", миг-21р, Вы правы, существует соответствующая ветка: https://aviaforum.ru/threads/lunnyj-marsianskij-i-proch-zagovory.48430/page-48

Лично я сторонник не консервирования обоих этих веток. Пусть форум живет, ведь у форумчан периодически появляются вопросы.
 

21 июля 2022 года NASA сообщило, что заключило с Лабораторией Дрейпера контракт на доставку трех полезных нагрузок на Луну в 2025 году в рамках программы CLPS. Cтоимость контракта составляет 73 миллиона долларов, компания будет отвечать за установку полезной нагрузки на спускаемый модуль SERIES-2 собственного производства, запуск модуля в космос, перелет и высадку на поверхность Луны, а также работу с полезной нагрузкой на Луне.

В рамках контракта в регион молодого 320-километрового кратера Шредингер на обратной стороне Луны, вблизи ее южной полярной области, будут доставлены три полезные нагрузки, две из которых были выбраны по программе PRISM. Комплекс FSS (Farside Seismic Suite) представляет собой два сейсмографа, которых будут работать несколько месяцев и помогут планетологам впервые зафиксировать тектоническую активность на обратной стороне Луны и частоту падения на нее метеоритов. LITMS (Lunar Interior Temperature and Materials Suite) состоит из прибора, оснащенного буром, и магнитотеллурического зонда, которые проведут исследования тепловых потоков и электрической проводимости лунных недр.

Комплекс датчиков LuSEE (Lunar Surface ElectroMagnetics Experiment) проведет измерения постоянного электрического и магнитного поля вблизи поверхности Луны, а также изучит плазменные волны в лунной ионосфере и взаимодействие солнечного ветра с поверхностным магнитным полем Луны. Кроме того, в состав комплекса входит дипольная антенна, которая станет радиотелескопом и будет регистрировать радиоизлучение от Солнца и планет.
 
Стоимость доставки на Луну 73 млн.долл. явно не космическая...
Наверное, имеется в виду стоимость разработки этих самых трех полезных нагрузок?
 

Похоже на то, хотя вес всего этого хозяйства неизвестен, может тоже каким нибудь Электроном выведут занедорого.
 
по юношески безкомпромиссный и агрессивный спич
Поскольку мне пришло оповещение, что меня процитировали, и я прочла, то уж отвечу.

"Юноше" уже 61 год, и она с раннего детства интересовалась вопросами Астрономии, Космоса и космонавтики. Читала все книги дома и в библиотеках на эту тему, до которых могли дотянуться руки. В 6-м классе прочла учебник по Астрономии за 10 класс и уже не нашла там для себя ничего нового. По образованию - высшее техническое - Петербургский политех.

Так что это был не спич, тем более, не юношеский и уж совсем не агрессивный.

Мне лично действительно не понятно то, о чём спросила. И коммерческую выгоду в качестве объяснения я готова рассматривать лишь отчасти.

В дискуссии вступать не собираюсь, просто ремарка.
 

Полез в англоязычную Википедию, почитать про CLPS.

Выбор полезной нагрузки [ править ]​

Контракты CLPS на посадочные модули и их миссии не включают сами полезные нагрузки. Полезные нагрузки разрабатываются по отдельным контрактам либо на объектах НАСА, либо на коммерческих объектах. Посадочные модули CLPS обеспечивают посадку, услуги поддержки и возврат образцов, как указано в каждом отдельном контракте.

Первая партия научной полезной нагрузки разрабатывается на объектах НАСА из-за короткого времени, оставшегося до первых запланированных полетов. Последующие выборки включают полезные нагрузки, предоставленные университетами и промышленностью. Запросы на полезную нагрузку планируется выпускать каждый год для дополнительных возможностей.

Первая партия [ править ]​

О первых двенадцати полезных нагрузках и экспериментах НАСА было объявлено 21 февраля 2019 г. [37] [38] , и они будут выполнять отдельные миссии. По состоянию на февраль 2021 года НАСА заключило контракты на четыре миссии спускаемых аппаратов CLPS для поддержки этих полезных нагрузок.

  • Линейный спектрометр передачи энергии для наблюдения за излучением лунной поверхности.
  • Магнитометр для измерения поверхностного магнитного поля.
  • Низкочастотные радионаблюдения с ближней поверхности Луны, радиоэксперимент по измерению плотности фотоэлектронной оболочки вблизи поверхности.
  • Набор из трех инструментов для сбора данных во время входа, спуска и посадки на поверхность Луны, чтобы помочь в разработке будущих посадочных модулей с экипажем.
  • Стереокамеры для изучения поверхности лунного шлейфа — это набор камер для наблюдения за взаимодействием шлейфа двигателя посадочного модуля с лунной поверхностью.
  • Изменения поверхности и экзосферы Ландерса, еще одного посадочного монитора для изучения воздействия космического корабля на лунную экзосферу.
  • Навигационный доплеровский лидар для точного определения скорости и дальности — это лидарный прибор для измерения скорости и дальности, разработанный для более точных посадок на Луну.
  • Система летучих спектрометров ближнего инфракрасного диапазона представляет собой спектрометр визуализации для анализа состава лунной поверхности.
  • Система нейтронного спектрометра и расширенные нейтронные измерения на поверхности Луны представляют собой пару детекторов нейтронов для количественного определения водорода и, следовательно, воды вблизи поверхности.
  • Масс-спектрометр с ионной ловушкой для летучих веществ на поверхности Луны представляет собой масс-спектрометр для измерения летучих веществ на поверхности и в экзосфере.
  • Демонстрационная платформа солнечных батарей для обеспечения долгосрочного энергоснабжения поверхности Луны, солнечной батареи следующего поколения для долгосрочных миссий.
  • Lunar Node 1 Navigation Demonstrator, навигационный маяк для определения местоположения орбитальных аппаратов и десантных кораблей.

Вторая партия [ править ]​

1 июля 2019 года НАСА объявило о выборе двенадцати дополнительных полезных нагрузок, предоставленных университетами и промышленностью. Семь из них — научные исследования, а пять — демонстрация технологий. [39]

  • MoonRanger , небольшой, быстро движущийся марсоход, способный выйти за пределы диапазона связи с посадочным модулем, а затем вернуться к нему. Астроботик Текнолоджи, Инк.
  • Heimdall, гибкая система камер для проведения исследований Луны на коммерческих транспортных средствах. Институт планетологии.
  • Лунная демонстрация реконфигурируемой радиационно-устойчивой компьютерной системы, которая продемонстрирует радиационно-стойкую вычислительную технологию. Университет штата Монтана.
  • Полезная нагрузка Regolith Adherence Characterization (RAC), которая будет определять, как лунный реголит прилипает к ряду материалов, подвергающихся воздействию лунной среды. Alpha Space Test and Research Alliance, LLC.
  • Лунный магнитотеллурический зонд, который будет характеризовать структуру и состав мантии Луны путем изучения электрических и магнитных полей. Юго-Западный научно-исследовательский институт. В настоящее время является частью Lunar Internal Temperature and Materials Suite, запуск которого запланирован на 2024 год. [40]
  • Эксперимент по электромагнитному излучению поверхности Луны (LuSEE), в ходе которого будут проведены всесторонние измерения электромагнитных явлений на поверхности Луны. Калифорнийский университет, Беркли.
  • Гелиосферный рентгеновский тепловизор Lunar Environment (LEXI), который будет снимать изображения взаимодействия магнитосферы Земли с солнечным ветром. Бостонский университет.
  • Лунные ретрорефлекторы следующего поколения (NGLR), которые будут служить целью для лазеров на Земле для точного измерения расстояния Земля-Луна. Университет Мэриленда.
  • Lunar Compact InfraRed Imaging System (L-CIRiS), инфракрасный радиометр для изучения состава поверхности Луны и распределения температуры. Университет Колорадо.
  • Лунный прибор для быстрого теплового исследования недр (LISTER), прибор, предназначенный для измерения теплового потока из недр Луны. Техасский технический университет. В настоящее время является частью Lunar Internal Temperature and Materials Suite, запуск которого запланирован на 2024 год. [40]
  • PlanetVac — технология получения и переноса лунного реголита с поверхности на другие инструменты или помещения его в контейнер для возможного возвращения на Землю. Ханиби Роботикс, ООО
  • SAMPLR: сбор образцов, морфологическая фильтрация и зондирование лунного реголита, технология сбора образцов, в которой будет использоваться роботизированная рука. Максар Технологии.

Третья партия [ править ]​

В июне 2021 года НАСА объявило о выборе трех полезных нагрузок из своего конкурса предложений по полезным нагрузкам и исследованиям на поверхности Луны (PRISM). Эти полезные нагрузки будут отправлены в Райнер Гамма и бассейн Шредингера в период с 2023 по 2024 год. [40]

  • Lunar Vertex: совместный комплект полезной нагрузки посадочного модуля и марсохода, который планируется доставить в Райнер Гамма для исследования лунных вихрей . Лаборатория прикладной физики.
  • Farside Seismic Suite (FSS): два сейсмометра, вертикальный очень широкополосный сейсмометр и датчик с коротким периодом, будут измерять сейсмическую активность на обратной стороне Луны в бассейне Шредингера. Лаборатория реактивного движения.
  • Lunar Internal Temperature and Materials Suite (LITMS): два прибора, Lunar Instrumentation for Subsurface Thermal Exploration с пневматическим буром Rapidity и Lunar Magnetotelluric Sounder, ранее отобранные во второй партии и намеченные к доставке в бассейн Шредингера. Дополнит данные, полученные ФСС. Юго-Западный научно-исследовательский институт.

Список миссий, объявленных в рамках CLPS [ править ]​

Дополнительная информация: Список миссий Артемиды.

Миссии по контракту [ править ]​

НетИмяЗапускПодрядчикЛандерРакета-носительНагражденЛунный
пункт назначения
ЗаметкиИсход
КЛПС-1Перегрин Миссия Одиндекабрь 2022 г. [41]Астроботическая технологиясапсанВулканмай 2019 г.Лакус МортисБудет нести 28 полезных нагрузок, в том числе 14 полезных нагрузок НАСА, законтрактованных в рамках CLPS. [42] НАСА присудило 79,5 миллионов долларов. [43] Масса сапсана 1283 кг, масса полезной нагрузки до 256 кг.Планируется
КЛПС-2Интуитивные машины, миссия 1 (IM-1)22 декабря 2022 г. [44]Интуитивно понятные машиныНова-ССокол 9Май 2019 [20]между Mare Serenitatis
и Mare Crisium
Будет нести до пяти полезных нагрузок по контракту с НАСА, а также полезные нагрузки от других клиентов. Космический корабль будет работать до 14 дней после приземления. [45] [46]Планируется
КЛПС-3Интуитивные машины, миссия 2 (IM-2)2023Интуитивно понятные машиныНова-ССокол 9октябрь 2020 г. [22]Южный полюсПосадит бур ( PRIME-1 ) в сочетании с масс-спектрометром, чтобы попытаться добыть лед из-под поверхности.Планируется
КЛПС-4Мастен Миссия Одинноябрь 2023 г.Мастен СпейсXL-1Сокол 9
[47]
апрель 2020 г. [48]Южный полюсПредназначен для доставки нескольких сотен кг полезной нагрузки, дополнительная информация ожидается по мере приближения миссии. [49] [50]Планируется
КЛПС-5Интуитивные машины, миссия 3 (IM-3)1 кв. 2024 г.Интуитивно понятные машиныНова-ССокол 9ноябрь 2021 г. [51] [24]Райнер ГаммаIM-3 будет нести 203 фунта (92 кг) полезной нагрузки на Луну, включая полезную нагрузку лунного лазерного ретрорефлектора MoonLIGHT, предоставленную ЕКА . [52]Планируется
VIPERноябрь 2024 г. [21]Астроботическая технологияГрифонСокол Хэвииюнь 2020 г.Кратер НобилеПервый полет большего посадочного модуля Griffin от Astrobotic. Доставит луноход НАСА VIPER для разведки ресурсов. [20] Грифон весит 450 кг; награда составляет 199,5 миллиона долларов [20] (это также покрывает расходы на спускаемый аппарат Griffin и запуск).Планируется
Синий призрак М12024 [53]Светлячок АэрокосмическийСиний призракСокол 9
[54]
Февраль 2021 г. [55]Маре КризисПриземлится десять полезных нагрузок. [56]Планируется

 
А в чём вы видите некоммерческую выгоду продолжения использования переразмеренного двигателя, спешно созданного для победы в лунной гонке?
 

Уважаемая Галина Эдуардовна, а я с удовольствием дискутирую на тему, которая меня интересует уже несколько лет.
Но вот по двигателям я не специалист.

Вопрос у Вас довольно частый. Мол, если NASA покупает наши двигатели РД-180, значит не умеют сами делать ?
КАК ЖЕ ОНИ ТОГДА СДЕЛАЛИ ДВИГАТЕЛЬ F-1?

Лично я мало чего с ходу могу добавить к словам разработчика двигателя РД-180, академика Каторгина.

Я как-то не просматриваю связь между закупкой НАСАвцами двигателей РД-180 и программой Аполлон.
Первое огневое испытание двигателя F-1 было совершено еще в марте 1959 года, еще до начала программы Аполлон.

А развитие нашей и американской ракетной техники уместно сравнивать для тех же самых 60-х годов.
Это мы обсудили на 30-х страницах этой ветки...
 
хоть дискуссия и не предусмотрена, я все же отвечу и, кстати, извинюсь за излишнюю назидательность (старикам это присуще, а я постарше вас буду, образование высшее техническое - Уральский политех))). И да, на ваше: "Но вот, хоть ты меня убей, а я не понимаю, как можно было в те-то годы аж организовать пилотируемые полёты к Луне", мог бы ответить в стиле: Есть многое в природе, друг Горацио, xто и не снилось нашим мудрецам". Но лучше я расскажу историю с космосом связанную. Мой отец в 1943 году в возрасте 16 лет работал токарем на заводе 293, который возглавлял Виктор Федорович Болховитинов и на котором был сконструирован и собран БИ-1 - первый советский ракетный самолет, взлетевшим с земли на реактивной тяге. Я это к тому, что в середине 1940-х Болховитинов, как никто другой в СССР знал перспективы ракетостроения. Так ему казалось. А казалось это ему до тех самых пор, пока он не увидел детище Вернера фон Брауна. Борис Евсеевич Черток вспоминал: "Войдя в зал, я сразу увидел грязно-черный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов. Я спросил: Что это, Виктор Федорович? Это то, чего не может быть! — последовал ответ. ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли". Если доктор Браун создал практически из ничего ракету ФАУ-2, так поравшую Болховитинова, то логично предполагать ("логика где"), что имея в своем распоряжении финансово-научный потенциал самый богатой страны в мире именно он и пульнет Сатурн к Луне. И , чтобы два раза не вставать, скажу какая фраза спровоцировала мой резкий ответ и заставила думать, что имею дело с юношеским максимализмом - это "Всячески нам гадить столько лет, ненавидеть нас изо всех сил". Ну не мог мужчина (если он, конечно, не телепропагандон) ИМХО так говорить о сопернике и даже о враге (врага вообще-то уважать надо).
 
Последнее редактирование:
При всём уважении-Черток всё же Борис Евсеевич....
 
спасибо, поправил. Это я видимо бессознательно на себя спроецировал)
И к тому же: я помню эту сцену с осмотром двигателя Фау-2, но мнение по моему высказывал Исаев, Болховитинов вообще в Германию не приезжал. Точно не помню, а пересматривать книгу сейчас недосуг.
 
Электрон сколько килограмм сможет закинут на Луну? Вряд ли в этот вес уместятся двигатели мягкой посадки.
И второй интересный вопрос: а где в этом схематозе ретранслятор радиосигналов с обратной стороны Луны?