Як-3 Ферапонта Головатого возвращается в Россию

Так что поддержу Экзота - лучше вдалеке, но живыми.
Нет никаких гарантий, что в "цивилизованной" гейропе Европе этот Як-3 не распилят через год-два. Их отношение к чужим экспонатам и памятникам тоже хорошо известно: массовые уничтожения памятников Героям ВОВ (а заодно и попавшего под горячую руку памятника Пушкину(!)) в Прибалтике тому пример.
Зато опыт последних лет показывает, что как раз в России такие экспонаты сейчас вполне себе в безопасности. Да, Задорожный, да Ил-14 (х2 а может и х3), а также Ту-104, некоторые монинские экспонаты и др.
 
Реклама
Нет никаких гарантий, что в "цивилизованной" гейропе Европе этот Як-3 не распилят через год-два. Их отношение к чужим экспонатам и памятникам тоже хорошо известно: массовые уничтожения памятников Героям ВОВ (а заодно и попавшего под горячую руку памятника Пушкину(!)) в Прибалтике тому пример.
Зато опыт последних лет показывает, что как раз в России такие экспонаты сейчас вполне себе в безопасности. Да, Задорожный, да Ил-14 (х2 а может и х3), а также Ту-104, некоторые монинские экспонаты и др.

В РФ памятники ВОВ уничтожаются на раз. И что-то мне подсказывает что в штуках мы легко гейропу обгоним. Не говоря уже о типично состоянии таких памятников

Один из ил-14х сейчас пытаются продать - видимо в РФ ему неуютно. А вот примеров аналогичных ходынке в гейропе - знаете? Видели эту свалку?
 
А вот примеров аналогичных ходынке в гейропе - знаете?
Знаю про бомбардировку Дрездена. И про то, что сейчас, прямо сегодня, происходит в Алеппо с подачи и при непосредственной поддержке особо "цивилизованных". Историческая ценность там, мягко говоря, посерьёзнее, чем на Ходынке, кто бы что ни говорил. Ну да ладно, это уже оффтоп.

В любом случае, обсуждаемый Як-3 - это наш самолёт, наследие наших предков и наша задача его сохранить! Если потребуется моё личное участие в деле его сохранения, то я сделаю, что смогу. Гаврик, уверен, тоже. Благо, некоторый опыт у нас есть;).
 
В любом случае, обсуждаемый Як-3 - это наш самолёт, наследие наших предков и наша задача его сохранить! Если потребуется моё личное участие в деле его сохранения, то я сделаю, что смогу. Гаврик, уверен, тоже. Благо, некоторый опыт у нас есть;)
Вопрос к имеющим опыт - сколько проживет деревянный самолет, выставленный в "музей" под открытым небом в парке Победы Саратова?
 
Год-два имхо.
ЗЫ давным-давно, году в 2004, побывал первый раз в Даксфорде, состояние мое было шоковое(ага, сравнивая с Монино, машины по настоящему реставрируются-до проводка, тросика, лампочки (по фоткам процесса на стендах и видах реставрируемых машин), а не как у нас-выкинуть проводку, оборудование, навставлять светодиодов-зато лампочки крылышек горят( это о 105.11 о чем с гордостью вещал некий orbicraft)) надо все продать. Сейчас я думаю по другому. Тотже Задорожный, поменял мое мнение. В ангар-оригинал, на улицу(ну если надо)-макет.
 

Ага, смешанный.
Ферма фюзеляжа – стальные трубы и дюралевая обшивка носовой части.
Все остальное обшито фанерой, как и крыло. Хвостовое оперение – дерево, обшитое фанерой, рули - дюраль обтянутый перкалью.
Порадуются «заинтересованные люди», перед камерами засветятся – самолет вот мы из Америки к юбилею вернули, какие мы молодцы.
А дальше что?
Тихонечко на свалку?
На кой было затеваться?
Висел спокойно в «вечном вираже» в Калифорнии и еще лет сто в тепле да уюте прожил бы.
ИМХО – повезут из Питера на реставрацию к Задорожному, пусть там и остается.
Будет шанс, а про Саратов лучше сразу забыть.
 
Вопрос к имеющим опыт - сколько проживет деревянный самолет, выставленный в "музей" под открытым небом в парке Победы Саратова?
<...>
ИМХО – повезут из Питера на реставрацию к Задорожному, пусть там и остается.
Будет шанс, а про Саратов лучше сразу забыть.
Ну я вот такие фото нашёл:
https://fotki.yandex.ru/next/users/acserg51/album/88282/view/159719?page=1
https://fotki.yandex.ru/next/users/acserg51/album/88282/view/194811?page=1
https://fotki.yandex.ru/next/users/acserg51/album/88282/view/194812?page=1
https://fotki.yandex.ru/next/users/acserg51/album/88282/view/194801?page=1
Так где тут открытое небо, почему музей в кавычках и чем так плох Саратов?
 
Тсс!.. А то и Вас заклеймят.
Ой, а тут уже кого-то заклеймили? Анафема состоялась, нет?
Присоединяюсь к вопросу "чем так плох Саратов? ". И как же так Як висел в солнечной Калифорнии, что его сначала на реставрацию надо тащить, перед отправкой в неприветливый Саратов?
 
Так где тут открытое небо, почему музей в кавычках и чем так плох Саратов?
Я в сам павильон не попал, было какое то мероприятие, то ли присяга то ли еще что, по отзывам бывавших места в нем мало. Если ужмут экспозицию в павильоне и поставят туда второй самолет - был не прав, вспылил.:D Все остальное стоит под открытым небом, потому и "музей". Даже танки, корабли и паровозы на "свежем воздухе" быстро приходят в состояние, когда на них без слез не взглянешь. Про самолеты и говорить не хочется. ИМХО - все, что на улице - выставка, не более. Саратов для меня плох тем, что редко там бываю.:D Как то так.
 
Для Экзота.
73 ;)
Если Вам будет легче, то мой вопрос считайте адресованным не Вам.
 
Реклама
И как же так Як висел в солнечной Калифорнии, что его сначала на реставрацию надо тащить, перед отправкой в неприветливый Саратов?

Хихикнул, негромко.:D
Самолет разобран, упакован в контейнер, долго и нудно путешествовал по морю и не только. Дальше продолжать?
 
Саратов для меня плох тем, что редко там бываю.
Ну не знаю как Вы, а я в Калифорнии уж точно смогу бывать ещё реже. :) Исходя из этого, для меня хуже Калифорния, как и для подавляющего большинства сограждан. А уж про пацанят, живущих в Саратове, можно и не упоминать. ;)
 
Хихикнул, негромко.:D
Самолет разобран, упакован в контейнер, долго и нудно путешествовал по морю и не только. Дальше продолжать?
Продолжу я… И после реставрации красавец Як-3 стремительной стрелой взмоет в московское небо с Ходынского аэродрома, и возмёт курс в сторону славного града Саратов. :lol:
Или его опять разберут, засунут в контейнер, и фурой довезут до грузового вагона… Дальше продолжать? :eek:
 
Последнее редактирование:
Даже танки, корабли и паровозы на "свежем воздухе" быстро приходят в состояние, когда на них без слез не взглянешь.
Тут согласен.
Однако имеет смысл всё-таки прояснить причины такой ситуации. Дело в том, что списанная из армии техника достаётся паркам бесплатно. С перевозкой тоже часто Минобороны помогает. А вот крышу над головой забесплатно уже никто не даст. При этом цены, конечно, доставляют: простейший плоский навес (не ангар, а просто плоская крыша на солбиках, без стен) 6х10 метров и 4 метра в высоту будет стоить около 200.000 рублей. Т.е. чтобы просто поставить самые убогие навесы над всей мелочёвкой (наземка + небольшие самолёты), что стоит в Саратове, понадобится миллионов 20-30. Если делать по уму и добавить хотя бы по 3 стены (как в эстонском авиамузее, например) + какая-нибудь стилизация, чтобы вписывались в ландшафт + особенности ландшафта (бугорки срыть, ямки засыпать) + организовать освещение и т.п., то стоимость проекта легко перевалит за 100 миллионов.
Это, напомню, при том, что сама техника досталась бесплатно, что это не музей и что финансовой отдачи от парка не предвидится:).
 
И послсле реставрации красавец Як-3 стремительной стрелой взмоет в московское небо с Ходынского аэродрома, и возмёт курс в сторону славного града Саратов.

Еще раз хихикнул и опять негромко :D.
Из Питера Як поедет к Задорожному в реставрационную мастерскую, после чего и будет принято окончательное решение о его судьбе.
Передавать его в Саратов или нет.
Как по мне - пусть у Задорожного и останется.
Дальше продолжать? :eek:
Не вижу смысла, все что я хотел сказать - сказал.
Имеющий уши да услышит!
 
И для того, чтобы быть Задорожным, надо иметь колоссальную энергию и энтузиазм, землю в собственности и налаженный финансовый поток. Если такой человек есть в Саратове - это очень здорово и я ему желаю всяческих успехов. Если есть.
Дело приобрело интересный разворот.
На новость о возвращении Як-3 в Россию на aviarestorer.ru, пришел вот такой комментарий, в котором говорится и про Саратов, и про частные музеи, и про методы пополнения коллекций.
Як-3 никогда ОКБ им. А.С. Яковлева не принадлежал. В мае 1944 г. он был куплен саратовским колхозником Ф. Головатым за сто тыс. рублей на Саратовском авиационном заводе и подарен 29.05.1944 г. летчику истребителю саратовцу Б. Еремину. Во времена СССР с 1947 года он был музейным экспонатом в ЦД авиации им. Фрунзе. В 1958 г. его по просьбе ОКБ передали для экспонирования в Музей ОКБ. При этом самолет находился в собственности СССР и охранялся, как культурная ценность. ОКБ всячески старалось уничтожить память о том, что этот самолет дарственный. Уничтожили надпись при реставрации. Однако, летчик Еремин Б.С. настоял на проведении экспертизы, которая подтвердила, что это его самолет № 1712 и ОКБ вынуждено было восстановить дарственную надпись. В 1991 г. правопреемником СССР стала РФ. Следовательно, собственность на самолет перешла к РФ. В 1991 г. ОКБ в нарушение действовашего в то время законодательства отправило Як-3 для рекламы в США на 4 года. Где его и «забыли». Еремин Б.Н. узнав об этом, начал борьбу за воврат самолета. Была масса статей в различных СМИ, писались письма в различные организации и должностным лицам. Однако, все было бестолку. Никто не предпринимал никаких действий по возврату самолета. В 2005 г. Еремин Б.С. умер. Дело его продолжали сослуживцы (генерал Фотинов), но и ему ничего не удалось. В августе 2013 г. работники Саратовского авиационного завода (уничтоженного современными менеджерами) написали депутату ГД РФ Алимовой О.Н. письмо с просьбой оказать содействие в возврате самолета из США в Россию, в г. Саратов, как память о Саратовском авиационном заводе, о подвиге в году ВОВ. Алимова О.Н. обратилась с депутатскими запросами в МО РФ и МИД РФ. МО РФ эта тема не тронула, а МИД РФ занялся возвращением самолета. Хозяин музея авиации в г. Санта-Моника, США без проволочек согласился вернуть самолет в Россию. Для оплаты транспортировки, упаковки, страховки МИД РФ привлек ОКБ им. А.С. Яковлева, как организацию отправившую самолет в США и «забывшую» его там. Самолет из музея никуда не пропадал. Информации в интернете о нем масса.
В декабре 2014 г. Як-3 № 1712 вернулся в Россию на Питерскую таможню. Самолет вернулся в собственность РФ. ОКБ им. А.С. Яковлева до 31.08.1993 г. находилось в федеральной собственности. При приватизации в его Уставной капитал Як-3 не попал и не мог попасть. В декабре 1993 г. вышел Указ Президента РФ «О приватизации», которым было запрещено приватизировать… памятники науки и техники ХХ века.
В таможне самолет оформляли 4 месяца. Был представлен акт экспертизы эксперта Минкульта РФ Маслова о том, что самолет Як-3 представляет является уникальной культурно-исторической ценностью. Руководящие работники ОКБ неоднократно подтверждали готовность вернутьь самолет в Саратов. Для экпозиции самолета был построен Музей трудовой славы, рядом с Музеем боевой славы, где находится первый самолет Ф.Головатого Як-1, который также был подарен Еремину.
Алимова О.Н. направляла запросы и получала ответы, от администрации Президента РФ — начальника управления П. Зеньковича, от Министра иностранных дел Лаврова С.В., от зам. министра культуры РФ Миловзорцевой (где она обещает включить самолет в Музейный фонд РФ), что они поддерживают возврат самолета в Саратов и что ОКБ обещает это сделать. Однако, ОКБ им. А.С. Яковлева не только не выполнило свои обещания, но не прислушалось к мнению перечисленных выше уважаемых людей и организаций. ОКБ им. А.С. Яковлева по существу присвоило права собственности и распоряжения уникальной культурной ценностью, хотя этим правом согласно Закону № 54-ФЗ обладает исключительно Минкульт РФ. ОКБ им. А.С. Яковлева передало самолет для экспозиции в частный музей В. Задорожного. Причем, в упомянутой статье в «Вечерней Москве» сказано, что вернул самолет в Россию В. Задорожный. Хотя, данная фамилия всплыла только в вопросе его реставрации после прибытия в Россию и никакого отношения этот гражданин к возврату самолета не имел…
Данная весть вызвала взрыв возмущения саратовцев, ветеранов САЗа, наследников Ф. Головатого (ныне проживающих в Саратовской области).
В настоящее время отправлены запросы в Прокуратуру, в Минкульт РФ о праве собственности и распоряжению Як-3 № 1712.
Пишу об этом, т.к. сам участвую в этой истории и имею все документы.
 
Реклама
Стипан, вот саратовский Як-1, упоминаемый в комментарии.
Что с ним не так?
745f3691622c69eb4a2375c8e3b52afa
 
Назад