Як-3 Ферапонта Головатого возвращается в Россию

— Идея отдать самолет в Саратов, чтобы он стоял прикованным к земле в малопосещаемом региональном музее, а не летал на многотысячных авиашоу во славу нашей Победы, является преступлением против памяти о подвиге нашего народа в той войне и прямо противоречит поручениям президента РФ, — заявил «Известиям» Вадим Задорожный, директор Музея техники, где сейчас экспонируется Як-3.
О каких поручениях говорит Задорожный?
http://izvestia.ru/news/706787
 
Реклама
Гаврик, Вы заявили, что много лет какие-то усилия кто-то прилагал к возвращению самолета. Так вот я Вам и напомню, что этот "кто-то" и была "Федерация авиареставраторов России", а затем Фонд "Крылатая Память Победы", при содействии музея Задорожного. Именно эти люди на протяжении многих лет организовывали встречи Министерства Культуры с работниками МИДа, с целью возвращения самолета Як-3 в Россию, контактировали с американской стороной и т.п.. Вы же не думаете, что самолет "сам" из Америки вдруг решил поехать "домой", сам погрузился в зафрахтованный контейнер и т.д. Много лет я лично писал от имени вышеперечисленных организаций письма, продвигал их как мог и помню что главным "затыком" был вопрос - "а кто заплатит за перевозку..." МИД такой статьи не имеет, Минкульт тоже не имеет оснований для выделения средств. В результате, договорился о возвращении самолета именно Задорожный и его же структуры занимались организацией перевозки, таможней и т.п. Многие ставили вопрос о возвращении, пытались что-то сделать, но в конечном итоге усилия многих объединил Задорожный и он же де-факто и возглавил движение за возвращение, осуществил это и т.п. Также сообщаю Вам, что вероятно Вы интересуетесь Поручением Президента РФ №740 от 04.05.2006 по созданию коллекции летающих самолетов времен Великой Отечественной войны.
Кстати, номеров на самолете 2 - видимо собран из двух был.
Ремонт самолета Як-1 в Саратове выполнен на вертолетном заводе. Завод специалистов по реставрации деревянных самолетов не имеет. Ремонт не соответствует значимости Як-1 - я мягко напишу, поскольку понимаю вертолетчиков, на которых свалился этот Як, они сделали что смогли.

Коллекция самолетов Яковлева в Москве, в удобном месте, хорошо оборудована, проход людей - сотни тысяч - какой Саратов? Оттуда бы и Як-1 забрать надо, по хорошему, чтобы люди могли его чаще видеть и чтобы его можно было качественно отреставрировать.
 
Последнее редактирование:
что этот "кто-то" и была "Федерация авиареставраторов России", а затем Фонд "Крылатая Память Победы", при содействии музея Задорожного.
Не очень красиво выглядят и попытки перетянуть одеяло, правда? Много лет, с Ваших слов, это сколько? С чьего попустительства Як-3 "застрял" в Штатах? И почему его пришлось оттуда выцарапывать?
А ещё я Вам напомню, на всякий случай, что задолго до Ваших усилий судьбой самолёта озаботились и переживали о его возвращении на Родину люди, имеющие к нему непосредственное отношение, но не имеющие возможности оперировать большими финансами.
 
Гаврик, я ничего перетягивать не собираюсь. Вы же не знаете, судя по вашему посту, о том как произошло возвращение - ну так я вам просто рассказываю как дело было - в 1993 году я получил копию документов по вывозу самолета Як-3 в Санта-Монику. Там кстати был указан временный вывоз. В 1994-м я обратился в Минкульт с письмом с просьбой содействовать в возврате самолета и передал им эти документы. Минкульт тогда также заручился письмом Еремина, но это мало что дало - денег в бюджете не было, а американцы на обращения не отвечали. Потом много лет писались письма, организовывались встречи и т.п. В 2002 организовалась новая структура "Федерация авиареставраторов", которая и инициировала в 2006 Поручение Президента, давшее новый толчок делу, тогда же Департамент по Сохранению КЦ включился в работу, Музей Задорожного перевез к себе коллекцию Яковлева и также подключился, организовался Фонд "Крылатая Память" и Маршал Ефимов написал свое обращение по этому вопросу и т.п. и т.д. В конце-концов группа, в которую входил и я, и еще куча народу, смогла найти деньги, организовать вывоз самолета, растаможить его и привезти и поставить рядом с теми машинами, рядом с которыми этот самолет стоял всегда. Что не так мы сделали что Вы недовольны нашими действиями?
То, что писали письма и другие неравнодушные к судьбе самолета люди - да, факт. Честь им и хвала - и благодарность за поддержку.
 
Что не так мы сделали что Вы недовольны нашими действиями?
Своё недовольство я уже неоднократно и вполне развёрнуто тут изложил. Я не испытываю ни к кому личной неприязни. Меня коробит от недосказанности и обмана, которыми опутана эта неприятная история с легендарным самолётом, в том числе и при его возвращении в Россию. Нельзя так, не по людски. А я, опираясь на обсуждаемые события теперь имею основания подозревать, что и пара известных C-47, перелёт которых широко освещался в прессе как патриотическое и яркое событие, на самом станут банальной жертвой "буржуазии". И втройне отвратительно, если такой ход заранее просчитан.
Лично к Вам - с большим Уважением, спасибо за проделанную работу!
 
Так ведь Задорожный - точно такой же энтузиаст. Боюсь представить, что случится с коллекцией после его ухода.
Кстати, самолеты из музея Яковлева, которые сейчас находятся у Задорожного - продолжают оставаться собственностью государства. Так же как и самолеты вывезенные Задорожным с Ходынки - тоже госсобствееность, и по-моему они на балансе у Красногорской администрации.
имею основания подозревать, что и пара известных C-47, перелёт которых широко освещался в прессе как патриотическое и яркое событие, на самом станут банальной жертвой "буржуазии"
что там случилось с этими C-47, что Вы стали "сомневаться"? И в чем проблема - если понадобится - купить еще пару? Или даже тройку? Для нас ценность представляют Ли-2 - прямо сейчас гибнет Ли-2 на Диксоне, в Нижнем в пионер-лагере, в Калининграде, в Хабаровске! Местничество долбанное - сами ничего не можем, но не отдадим! Наше! В результате погибнут скоро 4 редчайших самолета - и ничего сделать не удается!
 
что там случилось с этими C-47, что Вы стали "сомневаться"?
В том то и дело, что ничего… тишина. Подождём МАКС, посмотрим, где они в итоге окажутся. Не у Задорожного ли, например?
А про Ли-2 в Нижнем Новгороде, я Вам скажу, довольно таки неплохие шансы благополучно продолжить своё существование. Про остальные не скажу. Может не так просите?
И если наш Президент настолько озаботился сохранением отечественной авиационной истории, откуда такие проблемы с тем же "местничеством"©?
И почему тогда наши авиационные музеи, государственные, находятся в глубокой жопе неустойчивом положении?
 
...Я не испытываю ни к кому личной неприязни. Меня коробит от недосказанности и обмана, которыми опутана эта неприятная история с легендарным самолётом, в том числе и при его возвращении в Россию. Нельзя так, не по людски.
системную работу вела только группа Задорожного, и ей удалось добиться успеха. Но как только самолет встал в Музее Задорожного, внезапно объявились те, кто "озаботился" судьбой самолета - он же должен стоять "на родине"! Еле-еле душа в теле Як-1 - ему требуется полноценная, настоящая реставрация, а не косметический "ремонт" с вытяжными заклепками - отчего не сосредоточится на нем? Отчего не довести его до реально полноценного музейного состояния?

И еще - Як-3 оказался за рубежом из-за того, что в 1990-м ОКБ Як заключило договор на постройку в Оренбурге 10 Як-3М с Аллисонами для американского заказчика, и Як Головатова/Еремина был отдан временно на 3 года в экспозицию в Санта-Монике, как гарантия по договору. А потом сорвались сроки постройки этих 10 первых Як-3М - и американская сторона получила право задержать Як. При этом те кто его отправлял, от дела устранились - ведь надо платить за перевозку. И когда Як в 1993-м домой не вернулся - тогда-то многие, и сам Еремин - забили тревогу. Вот прошло 23 года и Як - дома
 
Отчего не довести его до реально полноценного музейного состояния?
Вы это в мой адрес? Ну, у меня нет таких возможностей, и я не в Саратове. На данный момент этого достаточно, чтоб исключить возможность моего участия в восстановлении Як-1 в Саратове до полноценного музейного состояния.

Но как только самолет встал в Музее Задорожного, внезапно объявились те, кто "озаботился" судьбой самолета - он же должен стоять "на родине"!
Ну Вы немножко таки в хронологии ошибаетесь, либо лукавите. Можете убедиться в этом даже внимательно перечитав эту тему, например.
 
Реклама
И если наш Президент настолько озаботился сохранением отечественной авиационной истории, откуда такие проблемы с тем же "местничеством"©?
В Нижнем самолет Ли-2 погибнет - я вам это гарантирую. Я видел как "отреставрирован" АНТ-25.... В Хабаровске Ли-2 уже почти уничтожен - уже отстыкованы крылья, еще немного и мы его потеряем совсем. А какие у "президента" права потребовать отдать Ли-2 в руки тех, кто может восстановить самолет? Представляете резонанс в "местных прессах" - "у нас опять отняли все и опять в пользу жиреющей Москвы". То что самолет останется достоянием всей страны - никто даже не вспомнит, уверен. Ну и кому это надо за год до выборов?
 
Ну Вы немножко таки в хронологии ошибаетесь, либо лукавите. Можете убедиться в этом даже внимательно перечитав эту тему, например.
ни то и ни другое. Возможно и раньше "саратов" выдвигал идею, что самолет надо возвращать к ним, но почему тогда ничего не делал начиная с 1993 года? И почему вдруг "возбудился" сейчас?

И мое мнение, что реставрацией Як-1 в Саратове должна заниматься местная власть - и она должна обратиться к специалистам и обеспечить уровень и качество ремонта уникального Як-1. Нашли же они средства на тот ремонт, который сделал вертолетный завод?
 
В Нижнем самолет Ли-2 погибнет - я вам это гарантирую.
Время покажет, правда? Если у Вас не получилось, это не значит, что остальные в носу ковыряются.

. А какие у "президента" права потребовать отдать Ли-2 в руки тех, кто может восстановить самолет?
Прав никаких, а возможности это дело организовать так, как надо - колоссальные, очевидно. И представьте общественный резонанс, когда это дело будет правильно организовано, запущено и отработано, в Нижнем, в Хабаровске, в Монино, в Ульяновске… Вот как раз за год до выборов. Ну а что не помечтать? ;)
 
Время покажет, правда? Если у Вас не получилось, это не значит, что остальные в носу ковыряются.
Да, покажет, жаль что будет поздно - эта машина могла бы еще летать и летать.
 
Последнее редактирование:
В том то и дело, что ничего… тишина. Подождём МАКС, посмотрим, где они в итоге окажутся. Не у Задорожного ли, например?... .... ....И почему тогда наши авиационные музеи, государственные, находятся в глубокой жопе неустойчивом положении?
вон на соседней ветке новость подоспела - в марте удалось поставить в РосАвиаРеестр первый С-47 из прилетевших. Всего-то 2 года прошло - не 23 как при возврате Яка
И в окончание "панических" разговоров - Гаврик, а вы когда в том же Монино были? Я там пару недель как был - и где там эта Ваша глубокая....? Новые ангары, чистота, красота... оч достойно стало
 
Последнее редактирование:
ни то и ни другое. Возможно и раньше "саратов" выдвигал идею, что самолет надо возвращать к ним, но почему тогда ничего не делал начиная с 1993 года? И почему вдруг "возбудился" сейчас?

И мое мнение, что реставрацией Як-1 в Саратове должна заниматься местная власть - и она должна обратиться к специалистам и обеспечить уровень и качество ремонта уникального Як-1. Нашли же они средства на тот ремонт, который сделал вертолетный завод?
Читаю вас и удивляюсь, тому как вы красиво рассуждаете (это сарказм)!!! Я живу в Саратове, более того я работаю в музее, экспонатом, которого является ЯК-1. Музеи в глубинках это то еще зрелище! В Москве на украшения города к Новому году тратиться раз в 10 больше денег, чем на всю "культуру" Саратова за год. И несмотря на финансовые трудности мы свой самолет сохранили! А вы нет! АО «356 Авиационный ремонтный завод» безвозмездно отреставрировал ЯК-1. Музей оплатил только страховку при транспортировке самолета. Этот самолет является памятником науки и техники 1 категории, памятником федерального значения, но это не значит что он должен быть в Москве. Саратов заслужил право хранить и экспонировать ЯК-1. Выпустили его в Саратове, купил его саратовец, летал на нем саратовец и Саратовский областной музей краеведения сохранил самолет!
Ест что сказать и про ЯК-3, но времени больше нет.
 
Мы? Это кто? И что "мы" там не сохранили? В Саратове и вовсе УНИЧТОЖИЛИ и застроили территорию Саратовского Авиазавода, где был выпущен Як Головатого - остался какой-то одиночный цешок, где пенсионеры завода пытаются выжить. И разрушили завод совсем не "москвичи".
Спроектировал самолет Як-3 А.С.Яковлев, забрал этот самолет в музей КБ из Монино тоже он еще до 1970. После его смерти самолет находился в Музее до момента ВРЕМЕННОЙ передачи в США - а затем оказалось, что возвращать самолет в музей ОКБ не на что, да в придачу еще никто и не торопится. Тем временем ОКБ Як купил Иркут и здание Музея было продано в рамках оптимизации - оно же на Ленинградском проспекте в Москве и денег стоит - и продано вместе с самолетами. Я лично перевозкой всех этих АИР-1, Ут-1 и Ут-2, Як-9 и Як-11, Як-15 и -17, Як-38 и моторов - занимался - все перевезли в Музей Техники Задорожного, который безвозмездно принял самолеты на вечное хранение - и заметим все сделал за свой счет. Вадим Задорожный был в числе первых кто боролся за возвращение Як-3 - и удалось, Як -3 вернулся.
Мне по большому счету все равно где будет этот Як-3 стоять - Саратов та же самая Россия. Но вашему Як-1 требуется нормальная реставрация, а не покраска от вертолетно-ремонтного завода. Точно уверены, что китайских вытяжных заклепок нет на вашем Як-1? А то самолет Чкалова Сталинский маршрут в Чкаловске "отремонтировали" с применением китайских заклеток - а что? Чем еще?
Самолет Як-3 кстати не в Москве стоит - Ильинское шоссе совсем не Москва. А Музей у Задорожного - один из лучших в стране. Сотни тысяч в год приходят
И еще - я не поленюсь, приеду в Саратов инкогнито и проверю, что и как вы там отреставрировали и опубликую честный отчет о ваших реставрациях. Уверен реставрационных спецов в Саратове нет - краску наверняка послойно не смывали, старые надписи не исследовали, номер настоящий, а не по бумагам, вашего самолета неизвестен наверняка - посмотрим. "Взялся за гуж - не говори, что не дюж"
 
Последнее редактирование:
Мы? Это кто? И что "мы" там не сохранили? В Саратове и вовсе УНИЧТОЖИЛИ и застроили территорию Саратовского Авиазавода, где был выпущен Як Головатого - остался какой-то одиночный цешок, где пенсионеры завода пытаются выжить. И разрушили завод совсем не "москвичи".
Спроектировал самолет Як-3 А.С.Яковлев, забрал этот самолет в музей КБ из Монино тоже он еще до 1970. После его смерти самолет находился в Музее до момента ВРЕМЕННОЙ передачи в США - а затем оказалось, что возвращать самолет в музей ОКБ не на что, да в придачу еще никто и не торопится. Тем временем ОКБ Як купил Иркут и здание Музея было продано в рамках оптимизации - оно же на Ленинградском проспекте в Москве и денег стоит - и продано вместе с самолетами. Я лично перевозкой всех этих АИР-1, Ут-1 и Ут-2, Як-9 и Як-11, Як-15 и -17, Як-38 и моторов - занимался - все перевезли в Музей Техники Задорожного, который безвозмездно принял самолеты на вечное хранение - и заметим все сделал за свой счет. Вадим Задорожный был в числе первых кто боролся за возвращение Як-3 - и удалось, Як -3 вернулся.
Мне по большому счету все равно где будет этот Як-3 стоять - Саратов та же самая Россия. Но вашему Як-1 требуется нормальная реставрация, а не покраска от вертолетно-ремонтного завода. Точно уверены, что китайских вытяжных заклепок нет на вашем Як-1? А то самолет Чкалова Сталинский маршрут в Чкаловске "отремонтировали" с применением китайских заклеток - а что? Чем еще?
Самолет Як-3 кстати не в Москве стоит - Ильинское шоссе совсем не Москва. А Музей у Задорожного - один из лучших в стране. Сотни тысяч в год приходят
И еще - я не поленюсь, приеду в Саратов инкогнито и проверю, что и как вы там отреставрировали и опубликую честный отчет о ваших реставрациях. Уверен реставрационных спецов в Саратове нет - краску наверняка послойно не смывали, старые надписи не исследовали, номер настоящий, а не по бумагам, вашего самолета неизвестен наверняка - посмотрим. "Взялся за гуж - не говори, что не дюж"
Не вдаваясь в исторические перепетии скажу одно, что к реставрации самолета подошли серьезным образом: самолет был полностью разобран, продефектирован, что можно было восстановить восстановлено, что нельзя - сделаны муляжи. До летного состояния доведен не был. Но для экспозиции музея - очень достойно. Не поленитесь - приезжайте. К сожалению сейчас не могу все фото выложить поэтапного восстановления. Но есть сканы из буклета. Ваши слова о "покраске от вертолетно-ремонтного завода" немного не соответствуют реальности и сказаны сгоряча.

DSC_5682.JPG


Scan.jpg


Scan_0002.jpg


Scan_0003.jpg


Scan_0004.jpg


Scan_0005.jpg


Scan_0006.jpg


Scan_0007.jpg


Scan_0008.jpg


Scan_0009.jpg
 
Реклама
Назад