Бугаев тогдаший министр ГА бывший личный пилот Брежнева, не смог убедить партию от навязывания самолета престижа Ту-144 и вздохнул с облегчением когда программу похереили., я как то верю больше в присутствие здравого смысла у эксплуатанта в лице МГА., надо принять во внимание так же тот очень важный фактор на то время почему нужно было прямое крыло: прямое крыло меньше посадочная скорость возможно естественно короче длинна ВПП а это соответственно и инфраструктура в те годы Ии-18 были самолетами первого класса и далеко не все аэропорты могли принимать даже Ту-134!Партия, согласитесь, вряд ли в этом что-либо понимала по существу. (Хотя неадекватные предложения со стороны партии нам всем известны!)
Я почему-то уверен, что стреловидное крыло и более высокую скорость хотел именно заказчик , и он, не исключено, убедил в этом партию.
Як42 в его изначальном виде как Як-40 на стероидах именно планировался как самолет МВЛ большой вместимости/ближнемагистральник когорый мог занять нишу Ан-10 которого скоропостижно сняли с эксплуатации в 1972, именно такой самолет позарез нужен был тогда эксплуатанту в лице МГА
в тем годы я хорошо помню середину семидесятых когда в Аэрофлоте его позиционировали именно как "большой Як-40" с прямым крылом что даст возможность эксплуатировать с более коротких ВПП при условии конечно же полоса будет выдерживать соответствующее давление на грунт планировалось гонять его на коротких смычках с высокой оборачивемостью парка кстати контейнерная загрузка багажа тоже изначально предусматривалась именно с этой целью...
...вообщем идея была очень хорошая и здравая Партии как всегда надо было быть впередеи планеты всей: бить рекорды представлять изделия на международных авиасалонах, летать: выше дальше быстрее и т.д. и т.п.
короче получилось то что получилось со всеми вытекающими последствиями и издержками, тем не менее на мой взгляд очеь удачный самолeт , только развал СССР подпортил ему будующее.