Есть свидетельство о регистрации АОН или нет (регистрация не требуется для лёгких и СЛА), это никак не запрещает владельцу частного ВС взять на борт пассажиров, по количеству мест. Всего лишь нужно оформить список.
ВС РФ в своем Определении от 11.07.2016 г. № 303-КГ16-7059 пришелк выводу, что допуск
сторонних лиц на борт воздушного судна при осуществлении полета в целях
АОН будет свидетельствовать о совершении эксплуатантом деятельности,
подлежащей в обязательном порядке лицензированию, а именно – перевозки,
даже несмотря на то, что согласно доводам заявителя, пассажиры не приобретали
билет и не оплачивали перевозку, а, следовательно, данная услуга для последних
была безвозмездной. В кассационной жалобе по делу заявитель также сослался
на то, что законодательством не предусмотрено получение лицензии для
перевозки пассажиров АОН, осуществляемой вне рамок договора воздушной
перевозки. То есть анализ положений о лицензировании прямо свидетельствует
о том, что лицензированию подлежат не любые перевозки пассажиров, а лишь
перевозки коммерческой авиацией на регулярных рейсах и рейсах вне
расписания (чартерных рейсах).
Между тем, деятельность АОН не связана с деятельностью коммерческой
авиации и допуск третьих лиц на борт, провозимых на безвозмездной основе,
нельзя рассматривать как пассажирскую перевозку. Верховый суд, отказывая
ООО «Авиакомпания «Русская Арктика»» в передаче кассационной жалобы для
рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим
спорам Верховного Суда РФ, указал, что поскольку эксплуатант АОН допустил
на борт лиц, не являющихся его сотрудниками или работниками, то
квалификация данного полета как полета в целях АОН является
несостоятельной, поскольку деятельность осуществлена не в интересах
эксплуатанта, а в интересах третьих лиц. При таких обстоятельствах наличия
свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения недостаточно и
требуется лицензия на осуществление воздушной перевозки пассажиров,
которой у ООО «Авиакомпания «Русская Арктика»» на момент совершения
полета не было. Довод заявителя о том, что сертификат эксплуатанта выдается
коммерческому воздушному перевозчику, в то время как эксплуатанту АОН
выдается свидетельство эксплуатанта, а иной порядок предоставления лицензии
действующим воздушным законодательством не предусмотрен (Письмо
Росавиации от 02.10.2015 г. № 9.01-3266) был оставлен без внимания.
Можно ли в данном случае применять по аналогии положения, которые затронули права эксплуатанта АОН к частникам, которые выполняют полеты в целях АОН? Спорно.