К Луне!

Как порешили, в этот топик будем писать про все лунные программы?
Через неделю очередной старт к Луне.
В ходе полета на поверхность Луны будут доставлены 10 научных приборов НАСА и демонстраторов технологий
 
Реклама
Стартовали сразу два аппарата к Луне.
Blue Ghost по плану 25 дней будет на околоземной орбите готовиться к полету на Луну. 4 дня лететь к Луне. Две недели вокруг Луны. Итого примерно 45 дней.
Resilience по плану будет на Луне через 4 или 5 месяцев.
 
Понакидаю информации об этих двух миссиях...

Для начала – самое важное, планируемые даты прибытия:

Blue Ghost от Firefly – 2 марта.
Resilience от ispace – конец мая...начало июня.

Интересно, что ориентировочно 26 февраля к Луне стартует еще одна частная миссия – IM-2 от Intuitive Machines; которая полетит по быстрой траектории, поэтому она должна оказаться на Луне + / – в те же дни, что и Blue Ghost!

1

Blue Ghost

Первая лунная миссия Firefly Aerospace. Это третий космический аппарат, запущенный в рамках CLPS – программы НАСА, в которой американское космическое агентство платит частникам за разработку посадочных лунных зондов. Первые две миссии (Peregrine от Astrobotic Technology и IM-1 Nova-C Odysseus от Intuitive Machines) слетали в прошлом году, и если Peregrine не смог добраться до Луны, то Odysseus сумел прилуниться, хотя и выдал целую череду отказов и выполнил свою программу только частично. В этом году НАСА, надо полагать, хотело бы видеть больше успехов: иначе голоса критиков CLPS станут громче.

Несмотря на то, что Blue Ghost – первый аппарат в своей серии (всего у Firefly на данный момент контракт на 3 полета к Луне), у него есть предшественник. В прессе мне попадались сведения о том, что за основу проекта был положен израильский лунный зонд Beresheet (разбившийся при посадке в апреле 2019 г. из-за преждевременного отключения двигателя). Не готов судить, сколько осталось от Beresheet в итоговом варианте Blue Ghost, но вообще это неплохая основа: израильский «лунник» был довольно близок к успешному прилунению, а по результатам его аварии был проведен детальный разбор полетов.

Внешне Blue Ghost выглядит так:

20250118-bh1.jpeg


Это довольно большой космический аппарат 3,5 м шириной и 2 м высотой, имеющий массу 1517 кг (из которых 1036 кг приходится на топливо: стандартную для таких миссий комбинацию «вонючки»: MMH + MON3).

Профиль полета к Луне выглядит следующим образом:

20250118-bh2.jpg


В настоящее время Blue Ghost находится на вытянутой эллиптической орбите вокруг Земли с параметрами 322453 х 189 км (т.е. с апогеем практически у Луны), на которой он останется чуть более 3-х недель (см. профиль полета выше). Сообщается, что бортовые системы работают нормально. Так как по факту это испытательный полет, то время пути до Луны было намеренно увеличено, дабы максимально протестировать бортовую аппаратуру Blue Ghost и иметь достаточный запас времени перед критичными этапами миссии.

Фото с технической камеры аппарата:

20250118-bh3.jpeg


Конечная цель – окрестности горы Лэтреилл в Море Кризисов в Северном полушарии Луны. Неподалеку от планируемого места посадки Blue Ghost «жила и работала» советская АМС «Луна-24», доставившая в 1976 г. оттуда образцы лунного грунта.

На борту Blue Ghost – 94 кг полезной нагрузки. Среди нее: приборы для изучения состава и свойств реголита, очередной лазерный отражатель, демонстратор технологии «активной очистки» космических аппаратов от пыли, тестовая навигационная аппаратура для приема сигнала GPS/Galileo на пути к Луне, а также набор электроники для тестов на «живучесть» в условиях дальнего космоса.

Продолжение следует...
 
2

ispace Hakuto-R mission 2 "RESILIENCE"

В отличие от Firefly, компания ispace – не новичок в полетах к Луне. В апреле 2023 г. они уже предприняли попытку высадиться на Луну, которая обернулась обидным фиаско из-за ошибки в логике работы измерителя высоты над лунной поверхностью. (См. мой старый пост) Новый аппарат Hakuto-R – доработанная и исправленная версия прежнего, с новыми полезными нагрузками и под новым названием "RESILIENCE".

"RESILIENCE" на испытаниях:

20250118-res1.jpeg


Как нетрудно заметить, это тоже немаленький космический аппарат высотой и шириной 2,3 метра; с посадочной массой 340 кг (или чуть больше тонны, если считать вместе с топливом).

Профиль миссии выглядит следующим образом:

20250118-res2.jpeg

(картинку можно увеличить по клику)

Как нетрудно заметить, ispace никуда не торопится, отправив "RESILIENCE" по долгой (но при этом весьма эффективной) траектории перелета. Луны данный зонд достигнет где-то к началу лета (впрочем, и его предшественник тоже летел к своей цели долгие месяцы). В настоящее время аппарат находится на высокоэллиптической околоземной орбите 362529 х 176 км. Сообщается о нормальной работе бортовых систем и успешном тестовом включении двигателей.

К отличие от коллег из Firefly, у ispace (японской компании!) нет за плечами поддержки в виде CLPS, поэтому это чисто коммерческий проект на деньги инвесторов и акционеров. Как следствие, в числе «полезной нагрузки» там есть игрушечный домик и прочее баловство богатых чудаков, заплативших за это. Из интересного на борту – небольшой 5-килограммовый луноход "TENACIOUS", оснащенный камерой и механизмом для забора образцов лунного грунта.

20250118-res3.jpg


Интересно, что ispace открыто опубликовали критерии, по которым собираются оценивать успех начавшейся миссии:

Для основной миссии:

20250118-res4.jpg


Для операций на поверхности Луны:

20250118-res5.jpg


Будет интересно пройтись по этим пунктам через полгода :)
 
Последнее редактирование:
Blue Ghost от Firefly работает по плану, Связь и телеметрия проверены, успешно отработал двигатель во время первого включения. Для навигации в качестве эксперимента успешно используется Глобальная навигационная спутниковая система (GNSS).
Совместно разработанная НАСА и Итальянским космическим агентством, демонстрация технологии Lunar GNSS Receiver Experiment (LuGRE) получила сигналы Глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) и рассчитала навигационную привязку почти на 52 радиусах Земли: более 205 674 миль (331 000 километров) от поверхности Земли.
Ispace Hakuto-R так же успешно отработал первое включение двигателя. Всего уже успешно выполнены 4 задачи миссии.
M2-S4-Table-EN-1200x779.png
 
Что такое GNSS для Луны?
Там уже есть какие-то навигационные спутники?
Или они пользуются нашими GPS сигналами?
 
а как им это удаётся на Луне, если антенный навигационных спутников смотрят вниз, на Землю?
и это проблема, одной GNSS сыт не будешь, сигналы слабые и при маневрировании КА к Луне работают в связке с другими навигационными системами ИМХО. Кстати, миссии Blue Ghost Commercial Lunar Payload Services, о которой выше, должна поставить экспериментальный GPS-приемник на Луну.
 
Назад