Понакидаю информации об этих двух миссиях...
Для начала – самое важное, планируемые даты прибытия:
Blue Ghost от Firefly – 2 марта.
Resilience от ispace – конец мая...начало июня.
Интересно, что ориентировочно 26 февраля к Луне стартует еще одна частная миссия – IM-2 от Intuitive Machines; которая полетит по быстрой траектории, поэтому она должна оказаться на Луне + / – в те же дни, что и Blue Ghost!
1
Blue Ghost
Первая лунная миссия Firefly Aerospace. Это третий космический аппарат, запущенный в рамках CLPS – программы НАСА, в которой американское космическое агентство платит частникам за разработку посадочных лунных зондов. Первые две миссии (Peregrine от Astrobotic Technology и IM-1 Nova-C Odysseus от Intuitive Machines) слетали в прошлом году, и если Peregrine не смог добраться до Луны, то Odysseus сумел прилуниться, хотя и выдал целую череду отказов и выполнил свою программу только частично. В этом году НАСА, надо полагать, хотело бы видеть больше успехов: иначе голоса критиков CLPS станут громче.
Несмотря на то, что Blue Ghost – первый аппарат в своей серии (всего у Firefly на данный момент контракт на 3 полета к Луне), у него есть предшественник. В прессе мне попадались сведения о том, что за основу проекта был положен израильский лунный зонд Beresheet (разбившийся при посадке в апреле 2019 г. из-за преждевременного отключения двигателя). Не готов судить, сколько осталось от Beresheet в итоговом варианте Blue Ghost, но вообще это неплохая основа: израильский «лунник» был довольно близок к успешному прилунению, а по результатам его аварии был проведен детальный разбор полетов.
Внешне Blue Ghost выглядит так:
Это довольно большой космический аппарат 3,5 м шириной и 2 м высотой, имеющий массу 1517 кг (из которых 1036 кг приходится на топливо: стандартную для таких миссий комбинацию «вонючки»: MMH + MON3).
Профиль полета к Луне выглядит следующим образом:
В настоящее время Blue Ghost находится на вытянутой эллиптической орбите вокруг Земли с параметрами 322453 х 189 км (т.е. с апогеем практически у Луны), на которой он останется чуть более 3-х недель (см. профиль полета выше). Сообщается, что бортовые системы работают нормально. Так как по факту это испытательный полет, то время пути до Луны было намеренно увеличено, дабы максимально протестировать бортовую аппаратуру Blue Ghost и иметь достаточный запас времени перед критичными этапами миссии.
Фото с технической камеры аппарата:
Конечная цель – окрестности горы Лэтреилл в Море Кризисов в Северном полушарии Луны. Неподалеку от планируемого места посадки Blue Ghost «жила и работала» советская АМС «Луна-24», доставившая в 1976 г. оттуда образцы лунного грунта.
На борту Blue Ghost – 94 кг полезной нагрузки. Среди нее: приборы для изучения состава и свойств реголита, очередной лазерный отражатель, демонстратор технологии «активной очистки» космических аппаратов от пыли, тестовая навигационная аппаратура для приема сигнала GPS/Galileo на пути к Луне, а также набор электроники для тестов на «живучесть» в условиях дальнего космоса.
Продолжение следует...