Насчет трудности сбить самолет на эшелоне одной лишь пусковой установкой системы БУК:
Слушал интервью господина Лаппалайнена, он утверждает, что это не слишком уж и сложно для самой установки. Другое дело, что он тоже подтвердил необходимость обученного расчета для успешного использования установки.
Напомню, что БУК находится на вооружении ПВО Финляндии и финны в принципе знают, что говорят. Считаю также, что они не являются заинтересованной стороной в данном конфликте, поэтому скорее всего не врут, говорят то, что на самом деле думают.
В ссылке сильно укороченная версия интервью и там оговариваются лишь способности БУКа в целом.
"У сбивших малазийский самолет в распоряжении была, очевидно, только самоходная огневая установка, но не командный пункт, входящий в тот же комплекс «Бук». Так считает преподаватель кафедры стратегии Военного университета Томми Лаппалайнен.
С помощью командного пункта можно было бы получить сведения с территории большей дальности. По оценкам Лаппалайнена, подозреваемые в уничтожении самолета восточноукраинские сепаратисты предполагали, что самолеты гражданской авиации будут обходить воздушное пространство над востоком Украины, а все находящиеся там воздушные суда – это военные самолеты армии Украины.
Лаппалайнен добавляет, что сбитый самолет можно было распознать как гражданский. Малазийский борт летел на высоте больше десяти километров, тогда как украинские военные самолеты находятся обычно на высоте 7,5 километров.
Лаппалайнен говорит, что для системы «Бук» пассажирский самолет является невероятно легкой целью. Комплекс «Бук» находится на вооружении и финской армии: с его помощью осуществляется защита, в том числе, стратегических объектов Хельсинки."
http://yle.fi/uutiset/voennyi_ekspert_strelyavshie_mogli_raspoznat_v_samolete_grazhdanskii/7365186