Vik63
Старожил
Летчики пилотируют по реакции самолета, а не по величинам отклонений рулевых поверхностей о которых они даже и не задумываются. Дополнительную информацию несут усилия на штурвале.Менее репрезентативно - просто спросить об этом действующих пилотов.
Несколько запоздалый совет, я это сделал еще в октябре 11 года по расшифровкам полетов Як-42Д предоставленными vim1964, откуда определил стандартное, штатное отклонение штурвала для подъема стойки в 4 градуса на кабрирование. В Приложении 1 к альтернативному отчету (АО) на стр.158-163 приведены эти 5 графиков взлета самолета Як-42Д и таблица дублирующая один из графиков из которых видно что пиковые отклонения РВ для подъема стойки составили 1, 3, 4, 4,2 и 4,32 градуса на кабрирование - все значения меньше 5 градусов.Дело за малым - проанализировать взлеты Як-42 в разных авиакомпаниях по расшифровкам и посмотреть на сколько реально отклоняется РВ в момент отрыва передней стойки.
МАК в ОО уточнил это значение, указав что штатное значение не более 5 градусов.
стр.140 ОО:
Данный вывод подтверждается и здесь, см. стр.122 ОО:ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕМУ ЭТАПУ
1. Отклонение штурвала для подъема носовой стойки было выполнено на скорости 185 км/час (расчетная скорость VR=210 км/час).
2. Величина отклонения РВ составила около 10°, т.е примерно в два раза больше, чем при обычном взлете, что привело к появлению повышенных тянущих усилий на штурвале (55…60 кг вместо 25…30 кг).
а также здесь, см .стр.194-195 ОО:-По данным летных сертификационных испытаний самолета при установке стабилизатора в положение, соответствующее графику рис. 4.2 из РЛЭ самолета Як-42, с фиксированным положением триммера руля высоты на 2,5º, потребные усилия на штурвале для подъёма передней стойки шасси не превышают РВ ≤ 30 – 35 кгс даже при предельно передней центровке самолета. При этом углы отклонения руля высоты не превышают 5º на кабрирование.
- При пилотировании самолета согласно РЛЭ потребная величина отклонения руля высоты для подъема носового колеса составляет около 5°, при этом уровень усилий на колонке штурвала не превышает 35 кгс, то есть величины, которая нормируется пунктом 3.7.2.1. НЛГС-2, по которым сертифицировался самолет.
Вышеуказанные значения подтверждаются и статистикой МАК, см. стр.195 ОО:
-Анализ предыдущих полетов этого экипажа показал, что "пиковые" (кратковременные) отклонения руля высоты при подъеме носового колеса не превышали 5-7°.