Катастрофа при столкновении самолетов Airbus A350 и De Havilland DHC-8 в а/п Ханеда (Япония) 02.01.2024

Реклама
17:43:02
(JAL516): Tokyo TOWER JAL516 spot18.
(Tokyo TOWER): JAL516 Tokyo TOWER good evening RUNWAY 34R continue approach wind 320/7, we have departure
Подозреваю, что на вышке уже тогда знали о просящемся на вылет, опаздывающем, DHC и либо на другой частоте, либо несколько ранее успели ему пообещать приоритет на 34R. Однако впоследствии оценили дистанцию до A350 как недостаточную, и после того как DHC либо перешёл на TWR 34R (сменил диспа) либо просто дорулил до TWY-C, не меняя частоты, дали официально оформленную команду следовать только до holding point. Экипаж DHC, погружённый в туннельный эффект, спешащий быстрее вылететь и занятый переподготовкой к отправлению с 34R, а не с 05, пропустил её мимо ушей и сконцентрировался на поиске C5. Они могли слышать адресованный A350 clearence, но фраза "we have a departure" подтверждала их убеждение, что они то первее. Сообщи
диспетчер в более явном виде об изменении своих намерений (добавив что-то вроде "Ваша очередь будет после первого приземлившегося") и недопонимания бы избежали....

Много в ветке сказано про misunderstandung экипажа DHC и возможность/невозможность увидеть его с воздуха, но меня больше всего задевавет другое - неужели на holding point в современном аэропорту может отсутствовать автоматика, фиксирующая проезд многотонной машины, если у неё не включён транспондер/передатчик?


По-моему помимо Stop Bar Lights там много чего ещё не работало... Кстати, на том же avherald пишут, что на C3-C12 Stop Bar Lights не использовались, если видимость не падала до 600 метров, то есть они тут могут быть вообще не при чём

PS Вот теперь то это уже версия, а не факты. Отбросить её или принять как ещё более вероятную поможет анализ материалов по ссылке одним сообщением выше
 
Последнее редактирование:
Экипаж DHC, погружённый в туннельный эффект, спешащий быстрее вылететь и занятый переподготовкой к отправлению с 34R, а не с 05, пропустил её мимо ушей и сконцентрировался на поиске C5.
Насчет 05: есть ли где-либо, кроме avherald, подтверждение тому, что были планы взлетать с этой ВПП?
но меня больше всего задевавет другое - неужели на holding point в современном аэропорту может отсутствовать автоматика, фиксирующая проезд многотонной машины, если у неё не включён транспондер/передатчик?
Не совсем в этой формулировке, но смыл моего вопроса тот же - а какие средства предотвращения/предупреждения о несанкционированном движении на ВПП имеются в современных АП?
 
Интересный комментарий с Avherald:

I suspect that the crew could not see the Dash 8 through the HUD (if indeed JAL uses the HUD). I have 2300 hours on the A350, and the iconography on the HUD, combined with the backlighting of the screen (that cannot be dimmed to zero), obscures the forward view in a way that led me to submit many Air Safety Reports in my several years flying the A350
На pprune похожий комментарий дружно опровергают - мол, всё видно, не обижайте HUD!
 
а какие средства предотвращения/предупреждения о несанкционированном движении на ВПП имеются в современных АП?
В этом документе подробно расписана организация контроля наземного движения:

Интересное видео Follow the greens
 
Последнее редактирование:
Именно что КАЖЕТСЯ. Единственное исключение - если на полосе есть светящаяся центральная линия (что бывает лишь на совсем крупных аэропортах), тогда будет видно что она затенена (но вы не знаете - это просто группа ламп не работает или кто то там стоит). Еще неплохой вариант если у самолета есть мигалки на концах крыльев, вот такое видно хорошо, но этих мигалок там много у кого нет, а кроме того так как они здорово мешаются соседям при рулении, то даже когда есть их часто не включают. А основная мигалка бывает на конце киля (и тогда ее видно) а бывает на брюхе (и тогда ее не видно с воздуха).
То есть вы будете видеть ОГНИ по КРАЯМ полосы (яркие) очень яркие огни захода (если включены и на яркость) и темную полосу. На темной полосе стоит темный же самолет. И что вы там увидите с воздуха? Черное на черном??
Вот ночная посадка в одном из наших аэропортов. Много там видно на полосе??


Разметку торца полосы на этом видео, к слову, было видно секунд за 5 до ее пролета). Если самолет в белой краске, то как будет отражаться свет своих огней от него? При освещении фарами дальнего света автомобиля дорожные знаки и крупные объекты белого цвета метров с 400-та видны. А у A350 лампочки наверное помощнее. К слову оценивая по видео нужно учитывать, что динамический диапазон большинства камер в режиме видеозаписи заметно уже чем у человеческого глаза, это же относится и к светочувствительности при видеозаписи.
 
Последнее редактирование:
Полагаю, это основное. Нагрузка на экипаж при посадке и так большая.
А она точно большая? Мне казалось один непосредственно управляет, другой глазеет что кого... и ещё связь ведет
В принципе и один может справиться, а их там двое. Отказов, или очень плохой погоды, предполагаю, не было.
 
Последнее редактирование:
А она точно большая? Мне казалось один непосредственно управляет, другой глазеет что кого...
В принципе и один может справиться, а их там двое. Отказов, или очень плохой погоды, предполагаю, не было.
Что Вы второй день хотите доказать??? Видели, но забили потому, что нагрузка не соответствовала и дорожные знаки не отражались?)Тогда поинтересуйтесь как и куда сфокусированы фары самолёта на глиссаде при "дальнем свете" и где стоял ДАШ.
 
Что Вы второй день хотите доказать??? Видели, но забили потому, что нагрузка не соответствовала и дорожные знаки не отражались?)
Я предполагаю, что они все, возможно, отмечали Новый Год!) И пилоты Даша, и пилоты А350, и диспетчер, и пожарные...
Хотя наверное у них всех (кто живы) уже взяли кровь на анализы алкоголя и психотропных веществ, и если б что нашли, наверное уже было б известно..
 
Реклама
Зачем здесь ваш порт? Вот вам посадка в Ханеда:

И где тут черная полоса?
Между прочим, на видео та самая 34R, правда запись ещё 2018 года

C5 сразу за PAPI (сейчас они с другой стороны). Полоса Runway Touchdown Zone Lights в ширину 24 метра, размах крыла у DHC8Q300 27 метров - один из стробов точно вылазил из их гирлянды + DHC как-то да перекрывал собою Runway Centerline Lights

Никак не верится, что три человека хотя бы секунд за 10 так и не заметили DHC....


UPD: выезд DHC на полосу они и правда не могли заметить, на таком расстоянии всё сливается. Но секунд за 20 до тачдауна он должен был быть прекрасно виден....
 
Последнее редактирование:
Никак не верится, что три человека хотя бы секунд за 10 так и не заметили DHC....
А на каком удалении нужно заметить, чтобы благополучно уйти? И какая технология, озвучить, получить подтверждение или разрешение (пилотировал ВП). Потом нажать кнопку и переместить стик. Потом начнется изменение тангажа, потом начнется изменение вертикальной скорости. Длинная канитель.
 
Я предполагаю, что они все, возможно, отмечали Новый Год!) И пилоты Даша, и пилоты А350, и диспетчер, и пожарные...
Хотя наверное у них всех (кто живы) уже взяли кровь на анализы алкоголя и психотропных веществ, и если б что нашли, наверное уже было б известно..
А чего только два самолёта свели? Остальные, что отказались?))) Какие-то интервалы создавали и странные номера раздавали: вы номер один, вы номер два, вы - три. А на ДАШ вообще подумали, что он первее всех. Точно бухие были!)))
 
А если предположить, что они отмечали Новый Год на рабочем месте?
Как вы себе это представляете, учитывая неизбежный контакт, после полёта, с кем нибудь из числа представителей авиакомпании и технического состава?
 
Не знаю, как нынче (давно в кабине не был), но раньше на ВПР, когда звучало: "Экипаж, садимся!" Ответом было: "Держу по приборам!" То есть один из пилотов до начала пробега технологически был исключен из визуального контроля за обстановкой вне кабины. В данном случае КВС, как PM, следил за посадкой по приборам. "Дашка" была чуть слева, а PF был сосредоточен на огнях зоны приземления. Задача "обсервера" неизвестна, кроме того, с его места до опускания ПОШ видимость вперед ограничена.
А потом "пить Боржоми" было уже поздно... ИМХО.
 
Не знаю, как нынче (давно в кабине не был), но раньше на ВПР, когда звучало: "Экипаж, садимся!" Ответом было: "Держу по приборам!" То есть один из пилотов до начала пробега технологически был исключен из визуального контроля за обстановкой вне кабины. В данном случае КВС, как PM, следил за посадкой по приборам. "Дашка" была чуть слева, а PF был сосредоточен на огнях зоны приземления. Задача "обсервера" неизвестна, кроме того, с его места до опускания ПОШ видимость вперед ограничена.
А потом "пить Боржоми" было уже поздно... ИМХО.
"Держу по приборам" - это наша технология из прошлого, и это не после "садимся", а после "оценка", перед "садимся", означает взял управление на короткое время визуальной оценки командиром ВС. В данном случае этого не было.
 
А на каком удалении нужно заметить, чтобы благополучно уйти? И какая технология, озвучить, получить подтверждение или разрешение (пилотировал ВП). Потом нажать кнопку и переместить стик. Потом начнется изменение тангажа, потом начнется изменение вертикальной скорости. Длинная канитель.
Не мгновенно конечно, но наверное же порядок действий как при обычном go around ?

Как вы себе это представляете, учитывая неизбежный контакт, после полёта, с кем нибудь из числа представителей авиакомпании и технического состава?
Там тоже люди.. Это надо копаться глубоко в японском менталитете и традициях, чтоб ответить на этот вопрос...

Вот что нагуглил: "На сегодняшний день в Японии нет официально установленной предельной нормы алкоголя для пилотов, им лишь не разрешается употреблять за восемь часов до полета. Однако эти нормы никак не проверяются." - но это 2018 год. Может что-то уже изменилось.

Из свежего - за полтора месяца до трагедии Минздрав Японии установил официальные рекомендации по суточному употреблению алкоголя (до 40 грамм спирта в сутки для мужчин). Источник: В Японии впервые разработали официальные рекомендации по потреблению алкоголя
 
Как вы себе это представляете, учитывая неизбежный контакт, после полёта, с кем нибудь из числа представителей авиакомпании и технического состава?
Так если уж идти дорогой рассуждений предложенной AlexAlex123, то идти до конца!
А представители авиакомпании и технический состав они что не люди? И у них новый год! :D :cry: (смех сквозь слезы, если что...)
 
Реклама
По поводу видели не видели.
Расскажу личный случай, садились на АН-24 ночью. Пилотировал КВС. После касания заметили машину с работающей мигалкой прижавшуюся к правому краю полосы. Наше крыло просвистело метрах в двух от него. И КВС смотрел на полосу, и я смотрел перед посадкой - не заметили. Потом долго ругались с диспетчерами. Они потом долго расплачивались с нами. Причём в эфире не было сказано ни слова. 90-ые годы, однако.

Вообщем конечно не современная иллюминация большого аэропорта. Но нормальная подсветка. И не заметили машину с мигалкой... ХЗ как.

А в данном случае наблюдал за полосой только второй. КВС на прибора, а обсервер как правило смотрит на действия пилотов и оценивает как и что они делают. Если будет пыриться на улицу, то он не сможет выполнить свою работу.
А вот куда смотрел пилотируюший...? Надо летать на типе. На разных са полётах по разному зрение распределяется. Возможно где-то что то перекрыла стойка, может по дальним огням зрение фокусируется ХЗ... Но как выше сказал бывает всякое
 
Назад