МОСКВА, 2 декабря. Потерпевшие в результате трех российских авиакатастроф подали иск о признании незаконными подзаконных нормативных актов, регламентирующих деятельность Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Об этом "Росбалту" заявил адвокат потерпевших Игорь Трунов.
По его словам, правительство РФ в нарушение действующего законодательства, Конституции РФ и международных норм права наделило МАК чрезмерными функциями и полномочиями. "Свершилась мечта любого чиновника — руководство МАК защищено от судебного преследования, пользуется дипломатической неприкосновенностью! — сказал Трунов. — Таким иммунитетом не обладает даже президент – ведь в отношении него может быть объявлен импичмент, заменяющий суд". Еще более вызывающим известный адвокат называет тот факт, что глава МАК Татьяна Анодина четко аффилирована в авиабизнесе: владеет 3% акций компании "Трансаэро", а также состоит в родстве с ее главой Ольгой Плешаковой. "Получается, что и глава "Трансаэро" не может быть привлечена к ответственности перед МАК", — удивляется Трунов.
Иск в Верховный суд подали потерпевшие в трех авиакатастрофах: пермской в 2008 году, петрозаводской 20 июня 2011 года и ярославской 7 сентября 2011 года. В иске указывается, что в соответствии с Указом президента от 05.08.1992 № 439, постановлением правительства РФ от 23.04.1994 № 367 и от 07.04.1995 № 316, а также Соглашением между правительством РФ и МАК об условиях его пребывания на территории РФ от 20.10.1995, должности руководителей и сотрудников МАК приравнены и наделены полномочиями федерального министерства и установлена обязательность решений МАК для всех органов России.
По сути, МАК является министерством авиации и следственным комитетом авиапроисшествий, поясняет Трунов. При этом преференции МАК выходят за рамки обычных для госорганов. Так, помещения МАК и его имущество неприкосновенны. Здесь не применяется законодательство РФ. Имущество МАК, находящееся на территории Российской Федерации, пользуется иммунитетом в отношении обыска, реквизиции, экспроприации, конфискации или иных форм судебного вмешательства. МАК освобождается от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации. "Сертификация только одного самолета, которые проводит МАК, стоит примерно $3 млн, — отмечает Трунов. — Председатель МАКа и его заместители пользуются иммунитетом – то есть "не подлежат судебной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей". Должностные лица МАК в отношении себя и членов своих семей имеют дипломатические привилегии и иммунитеты, который сохраняется и после прекращения их службы в МАК.
При этом международное соглашение, на основе которого создан МАК, подписанное главами стран СНГ в декабре 1991 года, должно было быть ратифицировано в форме принятия отдельного федерального закона, которого нет, считает Трунов. Другими словами, почти 10 лет существует незаконный орган, поначалу созданный как временный, исполняющий важнейшие государственные полномочия в области нормирования летной годности воздушных судов, годности к эксплуатации аэродромов, а также расследования авиационных происшествий.
В обоснование иска также приводится информация о том, что глава МАК Татьяна Анодина владеет 3% акций компании "Трансаэро". "Какое уж тут объективное расследование, если должны вести расследование против собственной компании, и при этом ее руководство и руководство МАК обладает иммунитетом от судебного преследования и дипломатической неприкосновенностью?!", — возмущается Трунов.
"Безусловно, Трунов прав – деятельность МАК не вписывается в международную практику, — говорит гендиректор компании "Инфомост" Борис Рыбак. — Я желаю подателям иска всяческого успеха". В международной практике авиационные происшествия расследуют национальные авиационные власти и надзорные органы – например, ФБР в США, поясняет он. МАК же не только заменяет собой эти органы, но и ведет деятельность по сертификации воздушных судов и их компонентов. Уже этого достаточно, чтобы возникли сомнения в беспристрастности экспертов, решающих, что в катастрофе виноват пилот, а не, например, неисправность двигателя.
Необходим единый государственный орган по надзору в авиации и независимый экспертный орган, а расследованием должны заниматься следственные органы, полагает Трунов. "Возможно, есть смысл сделать более независимой деятельность по расследованию и по сертификации", — соглашается с ним главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Как признается Трунов, главная цель иска — лишить МАК неоправданных привилегий и преференций. В том числе, ведущих к конфликту интересов внутри ведомства, а также дающих возможность предоставлять преимущества тем или иным авиакомпаниям. "Может быть, и вправду есть смысл запретить иметь акции авиакомпаний руководителям надзорных или расследовательных органов", — соглашается с Труновым Роман Гусаров.