Гос программа переучивания бортинженеров и штурманов была, но туда попали единицы и как она реализовывалась фактически , лучше не вспоминать.
Выше приведенный рассказ показывает , как в Америке дорожат квалифицированными авиационными кадрами. Придумали целую программу переучивания.
А что у нас? Да у нас проще сократить человека. Бортинженер или штурман - иди нафиг за ворота или учись за свой счет ГДЕ ПОПАЛО И БЕСКОНТРОЛЬНО , на пилота. Кому то повезло и они проскочили и до сих пор летают, а кто то впустую потратил огромные деньги и был лишен пилотского, не понятно правда на каком основании, если даже водительские права в нашей стране, может отобрать только суд.
Такая же история с тех составом. Не знаешь английский , иди на хрен, мы наберем новых молодых и перспективных. Что за бред? Ну если Вы ранее много лет не требовали от своего работника знания языка, то откуда эти знания возьмутся? Но зато он самолет знает как свои пять пальцев. Если вы собрались с отечественной техники переходить на иномарки, то создайте нормальную программу переучивания своих опытных специалистов , а не выкидывайте людей за ворота и не будет никакого дифицита грамотных работников.
Весь вопрос только в одном, у руля авиакомпаний стоят люди не имеющие к авиации никакого отношения, поэтому они и мыслят по другому, на уровне начальника гаража автобусного парка.