Расследование завершено Катастрофа самолета Боинг 737MAX Ethiopian Airlines 10.03.2019 - обсуждение

Паника, сильный стресс, ступор.
Нашлось на скорую одна из выдержек из документации:
Do not allow false airspeed, altitudes, vertical speed or false aural warnings to confuse or stress you!
Incorrect recognition of the faulty indications and delay in corrective actions can result in loss of airplane control.
 
MCAS отключается при нажатии кнопки и даёт 5 секунд форы.
Отключается не МКАС, отключается управление стабилизатором, а активированная флюгаркой система полетного загружателя и тряска штурала в купе со всей сигнализацией о недостоверности альфа и скорости , продолжают работать.
 
Имхо думаю Боинг поставит 3 канал скорости по GPS и аналоги (ГЛОНАСС)... Возможно даже они это заложили в стстему, но решили отложить реализацию этого до следующих релизов 737... Поэтому самолёт и прошел сертификацию, т.к 3ий канал типа есть. Маркетинг мать его...
 
Последнее редактирование модератором:
Это предварительный отчет, он так и называется "Preliminary" (о чем я и писал выше).
В этом отчете несколько раз упоминается "Erroneus AOA", но ПМСМ источник этих недостоверных данных в этом отчете так и не указан.
Более того, вопросы по датчику пока что не сняты: "The investigation team is in possession of the AoA sensor removed from the accident aircraft in Denpasar. The AoA sensor will undergo further testing and analysis under the supervision of the KNKT."
 
Откуда вы взяли, что у эфиопов были те же отказы, что и индонезийцев?
Mihail_h сказал(а):
И все это из-за отказа одного вообщем то не критичного датчика.
Откуда вы взяли, что у эфиопов был именно отказ ДАУ?

AFAIK, ни по первому, ни по второму пункту публично такой информации пока что не было.
 
Этот третий должен быть прописан в SOP и иметь свои обязанности. Я немало времени провел на откидном кресле , но мои полномочия не позволяли мне участвовать в процессе , единственное , я мог обратить внимание или пресечь, что тоже порой было полезно.
 
Реакции: WWs
MCAS отключается при нажатии кнопки и даёт 5 секунд форы.

Денокан, вы вот серьезно, считаете это нормальным??

- есть фиговая система которая скручивает стабилизатор на пикирование с офигенной скоростью, 2.4 градуса за раз (что до фига)
- можно быстро быстро нажимая кнопки триммера ее заблокировать на аж 5 секунд (я бы понял, на 5 минут)
- и есть ранавей процедура в которой (1) надо вырубить все триммирование (2) руками крутить штурвальчик (3) под нагрузкой но может вообще не пройти.

Бред какой то, с точки зрения любой эргономики, прости господи. И кто такое чудо сотворил то? Если такое уродское решение (тем паче это была затычка чтобы исправить серьезные аэродинамические недостатки самолета) считается нормальным (ну да, забыли описать, а так ничего...) то я и не знаю. Это мне напоминает другое чудесное решение - на Муни M20J переключение баков находится под правой коленкой пилота и к тому же проводится через нуль (в итоге во всех мунях лежит давно уже кусок пластковой канализационной трубы с вырезом, которым можно дотянуться до оного переключателя не наклоняясь под панель, и переключить оный). В общем, инженеры от авиации иногда такое предлагают, что хоть плач, и что удивительно - летчик с опытом считает это нормальным.
 
вот читаю я эту ветку третью неделю и офигеваю вот от чего (что аж пришлось зарегаться, чтобы написать):
почему вывод величины угла атаки на цифровой дисплей у боинга является ДОП ОПЦИЕЙ, за которую надо доплачивать?!!! (интересно сколько еще это стоит?)
СЕРЪЕЗНО? вывести на ЦИФРОВОЙ дисплей пару десятков пикселей с информацией, которая и так уже известна автопилоту с датчиков- за это просить какое-то бабло? они там в боинге совсем поехавшие капиталисты все чтоли или я чего-то не понимаю? А во время полета на дисплеях и радарах там случайно рекламу пилоту не крутят? А демонстрацию грозовых областей по платной подписке не надо включать?
 
А прочитав ветку внимательнее вы еще больше офигеете от того, что не только индикато АОА, но и сообщение об его рассогласовании AOA disagree тоже является доп опцией! То есть из-за глюканувшей флюгарки пилотам вываливается целый список всякой хрени, но ни слова о том, из-за чего же это все произошло!
Ой да ладно. Во первых трудозатраты на это примерно никакие, во вторых это уже сделано (ведь есть же модели с АОА), ну и самое главное - я на 98% уверен что код индикатора АОА присутствует абсолютно на всех самолетах, но у тех, кто не заплатил, просто заблокирован в каком-то секретном конфиге, и если знать где поправить можно легко его активировать. Ибо просто не выгодно разрабатывать и поддерживать версии прошивки под каждый набор опций, это же помимо разработки еще и тестирование и сертификация.
 
Если по теме, о том что буржуинские конструктора додумались всунуть в систему управления опцию, действия которой никак не отображается на приборах и о которой практически ничего не говорилось в руководстве, то это стандартный подход в автоматизации процессов, чтобы не перегружать пилота чрезмерной информацией. В случае с Боингом вероятно он привел к гибели многих людей. Пишу "вероятно" потому что на данный момент окончательного вывода о причинах катастрофы еще не сделано и мы можем только гадать и предполагать о возможных недостатках в системе управления.
Для сравнения могу привести демпфер рысканья, установленной на руле направления Ту-134. Его работа также нигде на приборах не показывалась, в первоначальной версии РЛЭ было написано лишь о его наличии и о том что он улучшает управляемость самолета в полете. Но после многочисленных выкатываний выяснилось. что на посадке он усложняет удержание самолета на полосе и только тогда появились и бюллетени, и рекомендации и дополнения в руководство.
 
Последнее редактирование:
Джампсит это ,,самое умное,, место в кабине, какой бы ты ни был валенок по жизни, но сидя посередине - автоматически приобретаешь карму седьмого уровня и возможность видеть все косяки пилотирующего экипажа )).
Те кто поумнее, зная про этот ,,волшебный,, эффект , сидят молча и не дёргаются по мелочам с ,,подсказками,,,
Есть и обратные персонажи, такого просто чертовское усилие нужно, чтоб не послать ..... в салон )).
 
Это говорит о том, что в двухчленном экипаже ресурсы ограничены. А в аварийной ситуации их может быть и недостаточно, независимо от того - изучали они CRM или нет. В этом плане эфиопский и индонезийский случаи похожи на домодедовский с Ан-148. Не разгадали они эту головоломку.
 
Просто повезло предпоследнему экипажу LionAir, если был этот 3-й "свободный от прямых обязанностей" пилот в кабине. Лишняя пара глаз и ушей.
Если бы экипаж изначально состоял из 3х человек, то у каждого была бы перед глазами своя панель приборов на которую в случае аварийной ситуации они бы концентрировались. И не факт, что они бы вытащили самолет.
Колеса стаба в компетенции КВС и второго пилота, 3-й был бы занят своими приборами.
 
оно же не просто крутится, а еще озвучку дает как я понял. Просто одна голова хорошо, а две тоже неплохо. пока один рулил, второй думал...
 
Два дня назад постил ссылку на статью Сиэтл Таймс.
Минюст занялся "сбором информации". Уголовного расследования пока нет, будет/не будет пока не ясно. Большое Жюри в Вашингтоне еще 11 марта выдало повестку кому-то, собирают переписку сотрудников Боинга и ФАА.
 
Отключается не МКАС, отключается управление стабилизатором,
Это вопрос риторический. Я все же настаиваю, что отключается MCAS на 5 сек, точно так же, как отключается STS при ее обычной работе, частью чего MCAS и является.
 
Зачем быстро ждать кнопки? Достаточно нажать и удерживать, чтобы вернуть стабилизатор. Я все же рекомендую вам хоть раз побывать на тренажере 737,прежде чем вести какую-либо дискуссию на эту тему.