Расследование завершено Катастрофа самолета Боинг 737MAX Ethiopian Airlines 10.03.2019 - обсуждение

Это про обогрев датчика УА
 
Судя по пропискам, пилотирование велось по указателю высоты - об этом говорит взятие штурвала "на себя", когда отключился (отключили?) АП. Как я понял, уменьшение высоты началось еще под управление АП, когда начали убирать закрылки. Как только закрылки убрали - первое же срабатывание MCAS еще больше уменьшило высоту.
Штурвал, взятый "сильно на себя", не привел к росту высоты, поэтому в первый раз нажали кнопку на штурвале для перестановки стабилизатора на кабрирование. Кратковременно высота увеличилась от перестановки стаба, но тут же MCAS опять развернул стаб в обратную сторону.
Еще раз надавили длительно (6 сек) на кнопку перестановки стаба - высота стала расти после все еще недостаточного возврата стаба, но усилие на штурвале осталось. В этот момент, вероятно, по процедуре "убегания" стаба отключили его эл. мотор, т.к. появившийся очередной импульс управления от MCAS уже не имел успеха.
Затяжеленные, не оттриммированные штурвалы вынудили спустя несколько минут опять включить эл. мотор стаба, т.к. вручную колесо стаба провернуть не удалось.
Затем была попытка двухкратного осторожного кратковременного триммирования РВ для снятия нагрузок со штурвалов, потом через 6 сек опять сработал MCAS, резко изменивший тангаж в минус... невесомость... и т.д.
Т.е. на шкалу положения стаба пилоты не смотрели, похоже - иначе воздействия на кнопку штурвала было бы более длительным для возвращения стаба в положение, соответствующее режиму полета...
 
Последнее редактирование:
Последовательность событий получается такая:
05:42:51 второй пилот произносит "Master Caution Anti-Ice".
05:42:54 оба восклицают "left alpha vane" (т.е. пришло понимание что что-то не так с самим датчиком, а не просто с обогревом)
05:43:11 проходят команды со штурвала на управление стабом (значит все таки включили в результате осознания, что проблема с датчиком, а не со стабилизатором)
05:43:15 пытаются включить автопилот
05:43:17 перестают триммировать и 5 секунд смотрят как MCAS тянет стаб в 1.0

Не вяжется как-то. Ну совсем.
 
Т.е. на шкалу положения стаба пилоты не смотрели, похоже -
Если для триммирования самолёта пилоту надо смотреть на шкалу, то такого пилота необходимо отстранять от полетов.
 
Вставлю пять копеек про колесо стаб трим. Строил кокпит home B737 ну и начал с trottle quadrant. Получилось вроде неплохо, с автотроттлом , приводами на индикаторы и спидбрейк. Ну и хотелось же сравнить все с оригиналом, усилия на ручках и тд. В то время периодически летал и соответственно после посадки ломился к стюардессам или капитану с вопросом "Can I see cockpit ?". Так вот дело было в B737NG KLM, капитан дал добро, пустил в кабину. В правом кресле сидела девушка лет 30 ти в пилотской форме, с ее разрешения потолкал туда сюда руды, а потом спросил тяжело ли крутится колесо и можно ли его крутнуть? Она сказала - не знаю, ни разу не пробовала!! Откинула ручку, сделала один оборот еле еле и сказала, да, тяжело!!..
 
Возможно, пилоты подумали о возникновении неизвестной им неисправности, т.к. колесо стаба не крутилось вопреки рекомендациям выполняемой процедуры...
 
Если только что не хватило сил повернуть колесо, включаешь электрику, жмешь кнопку - как при этом не смотреть на колесо?
 
Берём один из максов на земле; и пусть ребята из Боинга повторят на нем рейс 302 под видеозапись; тогда вопросов не будет
 
Однозначно про обогрев, без вариантов
 
Ну а почему нет. Непонятки с положением стаба привели к чему привели. Вернуть по указателю, потом подкорректировать.
 
Периодически приходиться крутить на земле стабилизатор руками чтоб установить во взлетное положение при задних центровках
 
Шкала в полёте никакой информационной нагрузки не несёт, руками лучше чувствуется. Смотреть на PFD надо в полёте, а не вниз
 
shmas, Как я понял, уменьшение высоты началось еще под управление АП, когда начали убирать закрылки. Как только закрылки убрали - первое же срабатывание MCAS еще больше уменьшило высоту. - Нет. Высота не уменшалась ни при непродолжительном времени работы автопилота ни после уборки закрылков (отмечено вертикальными линиями красного и оранжевого цвета) . Невесомрсть была дважды, пиково в конце записи (отмечено красн кружком). Высота росла.

 
Их и так не будет к пилотам. Будут к Боингу.
Похоже, что загружатель штурвала продолжал работать по неверному сигналу датчика угла атаки. У меня нет других обьяснений, почему они бросили использовать Main Electric Trim. Я б тоже бросил и стал крутить вручную в такой ситуации. Тот второй критический баг, о котором вскользь упомянул Боинг, но никаких подробностей не привёл.
Отказа АОА в программах тренажёра NG нет, проверить не могу.
За подсказку спасибо Отто Кац