Катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 в Московской области 12.07.2024 - обсуждение

С другой стороны номер изнутри?
Автоудаление.
 
как же всё-таки работает защита по УА - со стабилизатором или без
Заглянул в РЛЭ. Производитель не посчитал нужным для пилотов такие подробности расписывать:

When the αPROT angle of attack is reached, the autopilot is disabled; at the αFLOOR angle of attack
the FBWCS issues a control signal to the autothrottle to set the thrust levers to the take-off position
(TO/GA). After the angle of attack becomes less than αFLOOR - 0.5°, the signal to the autothrottle is
deactivated, and the thrust levers remains in the position reached by that time.
At the αPROT angle of attack the stall barrier system is activated. When the side stick is pulled on, the
FBWCS automatically restricts the maximum angle of attack of the aircraft by the αLIMIT value, which
can be reached without additional indication. At angles of attack close to αLIMIT under extreme
turbulence, angle of attack exceedance is possible before the stall warning indication (αSW)
activates.

P.S. РЛЭ из интернета, ревизия 2011-го года. Но не думаю что в описании работы систем в новых ревизиях детализация сделана.
 
Если бы на сайте разработчика или держателя сертификата, были выставлены контрольные экземпляры, а на сайте МАК исходный файл данных, пустого скулежа и угадок было бы существенно меньше. (Некоторое время исходные файлы (как приложение к окончательному отчету) выставляли, не то BEA не то амеры, но, почему то прекратили.)
Автоудаление.
 
Последнее редактирование:
С другой стороны номер изнутри?
Автоудаление.
Возможно, что и изнутри. Если в плане "защиты от дурака" даже контрольные метки не помогли, то не поможет ни избирательное нанесение чертежных номеров, допустим только на правые, или только на левые пластины, ни стрелочки "НП", ни надписи краской типа "Верх - Низ", "Прав. - Лев." Только пины, штифты железные могут помочь "защититься от дурака". Причем пины, несимметричные для правого и левого бортов, что бы уж наверняка! Взаимозаменяемости конечно уже не будет, но она и не нужна в тех случаях, когда перестановка изделий чревата даже не катастрофой, а просто серьезными последствиями.
Впрочем, даже относительно железных штифтов нет у меня особых иллюзий, ибо известная "народная мудрость" гласит, что на каждого хитрого конструктора с его штифтами рано или поздно найдется рационализатор с дрелью. Или слесарь с кувалдой.
 
Реакции: WWs
Про "угол между установочной осью датчика и СГФ" - это ведь тоже только предположение или подтверждено чем-то или кем-то, видевшим это "чем-то"?
 

Дополнительный ориентир - верхний штифт/пин, на вашем рисунке он на 11 часов, маленький такой). Нижний - зеркально верхнему. Расположены они перед флюгаркой/осью вращения флюгарки.
На фото другого датчика (правого) можно рассмотреть оба пина.
 
Это предположение, не совсем беспочвенное, потому что его долго обсуждали, но документального подтверждения ему не было.
 
Дык, принятые меры по изданному срочному информационному письму ОАК ЯКОВЛЕВ на второй день после события вполне обеспечивают "защиту от дурака". Они исключают случаи замены накладок местами. Считаю содержание информационного письма не раз перепроверено грамотными специалистами до его официального издания. Четко следуй рекомендациям, обеспечь действенный двойной контроль и накладки будут установлены на свои штатные места.
Что касается конкретно в рассматриваемом событии:- перестановка между собой двух накладок, вполне, может вызвать ошибку в показаниях измеряемого критического угла атаки (альфа) к примеру на 5°(и занижать на одном ДУА, в тоже время на другом завышать) Пробую пояснить: по каким-то констуктивно-техологическим условиям накладки по одному борту (при тарировке установленных датчиков в заводских условиях) разнятся между собой смещением установочных отверстий на пять градусов. Следовательно, при ошибочной перестановке накладок один из датчиков будет выдавать сигнал по уголу атаки на 5° больше, а второй на теже 5° меньше фактического. Для примера условно возьмём требуемый угол атаки для ГП равен 4° так вот по сигналам на одного из датчиков альфа будет 9° а на другом --1°(минус). То есть по сигналам первого датчика критический угол атаки будет меньше фактического на пять градусов, а на другом больше на теже пять градусов.
P S. Я, по имеющей на форуме информации и моих знаний по эксплуатации SSJ 100 не могу утверждать о ПРИОРИТЕТНОЙ причине события. Вполне может быть неправильная установка датчиков может являтся сопутствующей причиной, или не иметь отношения к событию. Время покажет, пока гадание на гуще продолжается.
 
Последнее редактирование:
Видел я эти пины, но чуток не додумал, согласен. При таком расположении меток, как на фото, при перестановке пластин с борта на борт, в случае сохранности всех меток (на фюзеляже и на пластинах) - возможности установить датчики так, чтобы они выдавали суммарную ошибку порядка 5 град я не вижу... Может такие возможности и есть, а я их просто не вижу, потому что малость зациклился на этих метках, не знаю... Но пока вижу только два варианта: или меток при установке датчиков на борт там не было (не восстановили или закрасили), либо датчики тут вообще не причем...
 
Да все просто.

там есть то ли вырезы то ли отверстия под установку датчиков. Чтобы датчик на пластину можно было поставить единственным способом.

Дальше, если этот вырез точно посередине между двумя отверстиями для монтажа самих пластин то как пластину не крути он встанет правильно или же ошибка будет больше 36 градусов.

А если этот вырез смещен на 2.5 градусов и середины между отверстиями, или от _напротив отверстия_, то перевернув пластину, вы получите как раз ошибку в 5 градусов. Перевернув обе пластины - получите одинаковую ошибку у обоих датчиков. Что похоже и произошло.
 
Так и действующая документация (ТК) примерно такую же "защиту от дурака" обеспечивала, и двойной контроль наверняка был предусмотрен, а вон поди ж ты как оно вышло... Информационное письмо, это конечно же хорошо, но все таки это временная мера, так сказать - "бумажные костыли". А для "защиты от дурака" нужны "железные костыли"... Печально, что у самого датчика такие "железные костыли" (штифты, или пины) есть, а у сборки датчика вместе с пластиной их уже нет...
 
На этапе доводки все эти "сопли", "штаны", "метки" обычны и допустимы. Потом самолет "причесывают". В данном случае поленились или не успели.
Автоудаление.
 
Чтобы не происходило такого смещения, давным-давно (лет, может, 200 назад), было придумано приспособление - называется кондуктор.
Что использовалось для сверления отверстий в обсуждаемой пластине - не знаю.
 
Реакции: SDA
Почему?
"
ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПЕРЕУСТАНОВКУ НАКЛАДКИ (3) НА ДРУГОЙ САМОЛЁТ ИЛИ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ БОРТ САМОЛЁТА.
"
Только для резервных датчиков. Изменение Июнь 30/15
При потере меток вызывать спецов производителя. Из нового бюлетеня.
Накладки имеют чертежный номер. Заказал и привинтил?...
В целом странно.
Автоудаление.
 
Заказал и получил. Посмотрел, в руках покрутил - чертежному номеру соответствуют, но меток нет. Вызываем спецов производителя, угол пусть ищут установочный, пластины прикручивают, метки рисуют - сами пусть разбираются с тем, что с этими переходными пластинами конструкторы напридумывали, вернее сказать - недодумали. Правда банкет этот вот весь со спецами Эксплуатанту скорее всего за свой счет придется оплачивать..
Что мне странно, так это почему только для резервных? В ТК на демонтаж-монтаж и тех и других датчиков точно такие же предупреждения о недопустимости переустановки накладок имеются. В общей части ТК, насколько помню.
 
Ну очевидно на фото не тот датчик который был на разбившемся самолёте. А так как место нанесения рисок нерегламентировано - вполне могли нанести и через переднее отверстие, тогда при перевороте совпадут.
Потому что номер нанесён только с одной стороны пластины?
Так пластина должна ставится например номером влево от самолёта. Тогда угол всегда вверх, а вот номер на одном борту наружу, на другом внутрь.
Если перепутать всё будет наоборот.
 
Я другого не понимаю. На сервисе переставляли датчики, ну или как то их там трогали. Как может быть не предусмотрена проверка датчиков методом _направили флюгарку точно на известное место - получили точно столько то градусов? И так для трех разных углов.

Как можно не проверить показания датчика если его трогали, а сам датчик является критическим оборудованием? Да и даже не критическим, пусть тупо это датчик температуры - неужели если его трогали, показания потом не проверяются?