Непонятно необузданное желание некоторых участников докапаться до истины без реально правдивой информации с места событий . Этой информации может и не быть , и это норма для той ситуации , которая там происходит . А там боевые действия , война . Кто сказал , что на войне нельзя отступать от НД , регламентирующих деятельность тех же ВВС в мирное время ? Есть приказ , его надо выполнять любой ценой . Что был за приказ -мы точно не знаем . Может и хорошо , что не знаем . Лишние знания и осведомлённость укорачивают жизнь тех , для чьих ушей не предназначены эти знания . Это простая истина проверенная временем .
К сожалению, отсутствие реально правдивой информации становится у нас нормой не только там, где боевые действия, но и во всех остальных местах. Это усиливает желание докопаться до истины без "реально правдивой информации", которой можно не дождаться вовсе. А зачем тогда этот форум?
Я всего лишь предложила взвесить "за и против" трёх версий происшествия:
1. Попадание птицы
2. Техническая неисправность
3. Ошибка экипажа
Попадание птицы, на мой взгляд, могло привести к катастрофе в следующих случаях:
1а) Птицы попали в оба двигателя, вызвав в них разрушения, приведшие к быстрому самовыключению (например, титановый пожар в КВД). В этом случае остановятся оба гидронасоса и самолёт станет неуправляемым, т.е. упадёт. Но этому противоречат свидетели, утверждающие, что пилоту несколько раз удалось выровнять самолёт. Получается, что моторы то работали, то не работали, то снова работали и т.д., а такого не бывает. Вопрос - почему экипаж не покинул самолёт?
1б)Птица попала в двигатель и оборвала лопатки КНД под корень, а они пробили корпус двигателя и повредили какую-нибудь линию управления, из-за чего самолёт стал очень плохо управляться и пилот так и не смог его выровнять после нескольких попыток. Вопрос про НЕпокидание самолёта - тот же. Или самолёт закрутило так, что до ручек катапульты было не дотянуться? Но об интенсивном вращении очевидцы не говорят.
1в) Птица (или несколько) попала в фонарь кабины.Экипаж потерял сознание и не катапультировался, а самолёт неуправляемый упал в море. Возможная версия.
Техническая неисправность могла привести к катастрофе при:
2а) Частичном разрушении элементов планера или механических повреждений в системе управления (например, обрыв киля, заклинивание рулей и т.п.). В этом случае экипаж должен был катапультироваться, т.к. спасать неисправный самолёт над морем как-то нелогично. К тому же, море тёплое, а берег близко - не помрёшь от переохлаждения. Неисправность, приводящую к перегрузкам, не позволяющим катапультироваться уже отмели в п. 1б)
2б) Полном отказе или ошибочном обесточивании системы управления самолётом. В полный отказ КСУ верится с трудом, а случайное выключение питания, я надеюсь, заблокировано при необжатых стойках шасси после случая в Индии 2009 года. Но окончательно версию про "глюк" системы управления отвергать нельзя.
2в)Выключение обоих двигателей. Этот вариант похож на 1а, но одновременное выключение обоих моторов по независимым причинам весьма маловероятно, а общих причин для выключения у них не так уж и много, так сразу и не придумаешь. Возможно последовательное выключение - например разрушение диска компрессора или турбины одного из моторов привело к разрушению второго мотора (а заодно, и половины самолёта) Это сопровождалось бы хорошо наблюдаемым пожаром в воздухе, а его очевидцы не видели.
Ошибочные действия экипажа могли привести к катастрофе при:
3а) Случайном обесточивании системы управления (как было в Индии). Подтвердить или опровергнуть эту возможность не могу, но это наиболее свежая версия самолёта, и на ней защита от случайного обесточивания КСУ должна быть (еси нет, то КБ Сухого только могила исправит).
3б) Случайное выключение обоих моторов. Ситуация возможная, особенно если по какой-то причине потребовалось выключить один мотор (пилот выключил не тот, а неисправный выключился сам). Но при этом гидросистема будет работать от авторотации, а 27 вольт будут поступать от аккумулятора - самолёт будет управляться, и переворачиваться на спину и обратно (по свидетельству очевидцев) ему не с чего.
Почему не катапультировались? Пытались на 200 метрах запустить двигатель? Не думаю, что такое даже самому отчаянному может прийти в голову.
3в) Пилот решил исполнить какой-нибудь акробатический трюк, потерял скорость и "свалился" в море. Почему не катапультировались, хотя бы у самой поверхности? При "сваливании" вертикальная скорость небольшая и пара секунд, чтобы дотянуться до ручек катапульты найдётся.
3г) При выполнении акробатического трюка пилот не рассчитал высоту и во всего разгона въехал в воду. Версия вероятная. Недостачи высоты хватит 1-3 метров (в зависимости от того, каким местом приложиться). Над водой такой недостачи высоты можно не заметить до последней секунды, поэтому и не успеть катапультироваться. А о последствиях катапультирования на Су-30 из-под воды мне не известно.
Таким образом, наиболее реальными видятся 1в), 2б) и 3г)
Но судя по статистике лётных происшествий, ошибки пилотирования встречаются как минимум в 5 раз чаще вех других причин лётных происшествий.
Поэтому я считаю версию 3г) наиболее вероятной.