Катастрофа вертолета Robinson RA-06375 Алтай

Обследование дна Телецкого озера при помощи глубоководного оборудования пока не приносит результатов в поисках вертолета Robinson, который потерпел крушение вечером 12 февраля.
Как сообщили в ГУ МЧС по Республике Алтай, накануне с помощью телеуправляемого аппарата Falcon было обследовано 87,5 тысяч квадратных метров дна. При помощи аппарата "Неман" обследовано 675 тысяч квадратных метров дна.
"Пока результата нет. 21 февраля поиски продолжаются. Будет также задействована глубоководная аппаратура. Кроме того, по погоде продолжится аэровизуальное обследование", – отметили в экстренном ведомстве.
В МЧС уточняют, что поиски приходится прерывать из-за штормовой погоды. Сразу же после того, как метеорологические условия улучшаются, работы возобновляются.
Тело Елены Ракитской, обнаруженное в ходе поисковой операции на Телецком озере, отправили в Москву, передает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах Республики Алтай.

Эксперты, расследующие авиакатастрофу вертолета Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии: крушение произошло из-за ошибки при пилотировании в плохих погодных условиях, пишет Газета.Ru.
"Возможно, что Дмитрий Ракитский, сидевший за штурвалом, переоценил свои возможности и опыт, решив, что сможет справиться с управлением хрупкого "Робинсона. Либо на него надавил кто-то из пассажиров, чтобы тот поднялся в воздух", — рассказывает собеседник интернет-издания, знакомый с ходом расследования.

Собеседник отметил, что Ракитский изначально шел на риск, когда вылетал с вертолетной площадки в Иогаче. "В тот день была плохая погода: шел снег и был сильный ветер. А Robinson R-66 отличается тем, что в случае перепадов по ветру, когда встречаются нисходящие и восходящие потоки, может терять управляемость", — пояснил источник.

Из Иогача вертолет направился на базу Самыш. "Оттуда Ракитский забрал предпринимателя Анатолия Банных, гендиректора Heli Club при компании HeliMoscow Марию Козинцеву, бейсджампера Глеба Вореводина и свою жену Елену, — рассказывает источник издания. — У них был запланирован полет над заповедником. При этом о полете не была предупреждена ни администрация заповедника (без уведомления администрации заповедника полеты запрещены), ни авиационные власти".

Посадка в заповеднике на кордоне Кокши была вынужденной. Вертолет R-66 приземлился на кордон примерно в 18.30. Причиной посадки стали плохие погодные условия, сильный северный ветер около 10 м/с со снегом, очень плохая видимость.
Пилот хотел переждать непогоду. Однако потом было принято решение лететь назад на базу Самыш.

По словам очевидцев, с кордона вертолет взлетел в 20.15, а вскоре после вылета он стал резко снижаться и рухнул в Телецкое озеро. Как рассказали очевидцы, что возле мыса Кокши над Телецким озером внезапно из вида пропали огни вертолета. Позднее стало понятно, что вертолет потерпел крушение.

Полеты вертолетов этого типа над водной гладью без установленных поплавков на удалении от береговой черты, превышающем дистанцию планирования в режиме авторотации (вращение несущего винта без участия двигателя), запрещены.
"То есть изначально весь полет проходил с нарушениями", — говорит собеседник интернет-издания.

О том, что вертолет был исправен, говорится и в отчете о происшествии Межгосударственного авиационного комитета (МАК). По данным авиаэкспертов, вертолет сошел с конвейера в июне 2013 года, заводской номер 0174. В августе 2015 года Росавиация выдала на вертолет сертификат летной годности.

За время эксплуатации машина ремонтов не имела. Принадлежал вертолет компании ООО "Алтай Авиа". При этом арендатор R-66 "Аэроклуб Алтай Авиа", по данным специалистов МАК, сертификата эксплуатанта не имел.


До сих пор не подтверждается полет в Хакассию на Горячий ключ.
Вопрос - почему...

И главный вопрос - видна ли ночью береговая черта озера, чтобы в аварийной ситуации не удаляясь от нее сесть на берегу?
 
Последнее редактирование:
Реклама
И главный вопрос - видна ли ночью береговая черта озера, чтобы в аварийной ситуации не удаляясь от нее сесть на берегу?
1) без луны не видно будет
2) Береговая линия выглядит, в основном, так, как на фото. Там на лодке-то не так много мест, где причалить и выйти на берег можно (не вдаваясь даже в разрешено/неразрешено), а а уж вертолет примостить, даже такой маленький...

K3_P9383km.jpg
 
"крушение произошло из-за ошибки при пилотировании в плохих погодных условиях.
Напомню, слова Сергея Усика, "Пролетев на запад примерно 800 метров, "Робинсон" развернулся и полетел обратно, однако затем вновь взял курс на запад, и на расстоянии около одной тысячи метров от берега начал резко снижаться"

То есть, вертолет летел ровно, а потом стал резко снижаться. Получается, что погода из плохой превратилась вдруг в фатально плохую.
Скажите, пилоты,
1) Может ли погода, и как именно может погода за несколько секунд заставить опытного пилота "не справиться с управлением", в результате чего вертолет "начнет резко снижаться"?
2) Что может погода за несколько секунд сделать с исправным вертолетом, чтобы тот "начал резко снижаться"?

"Либо на него надавил кто-то из пассажиров, чтобы тот поднялся в воздух", — рассказывает собеседник
Это не является непосредственной причиной аварии.
 
То есть, вертолет летел ровно, а потом стал резко снижаться. Получается, что погода из плохой превратилась вдруг в фатально плохую.

Здесь уже писали и неоднократно : обледенение в осадках (снег) губительно как для лопастей ,так и для вертолёта в целом. Это что касается погоды.
 
Может ли погода, и как именно может погода за несколько секунд заставить опытного пилота "не справиться с управлением", в результате чего вертолет "начнет резко снижаться"?
Не пилот,но... есть статья интересная:
http://www.irjamming.ru/helicopters_screw.html
Из нее:
"
Избежать mast bumping

Ситуация усугубляется тем, что вышеописанные процессы протекают быстро, что может затруднять оценку происходящего. Западные специалисты отмечают, например, что угловая скорость кренения вертолета вправо может достигать 100 град/сек.

...Более того, чтобы попасть в режим пониженной перегрузки, совсем не обязательно толкать ручку ЦШ вперед. Вертолету достаточно влететь в нисходящий поток."
 
Теперь про телецкие ветра:
http://www.vtourisme.com/altaj/geografiya-i-klimat/933-verkhovka-nizovka-teletskogo
http://рустрана.рф/article.php?nid=5580
Из второй статьи:
ВЕТРОВОЙ РЕЖИМ
Принято считать, что на озере два господствующих ветра. С севера к Телецкому озеру устремляются воздушные массы из Западно-Сибирской равнины, именуемые здесь "низовкой" Двигаясь вверх по долине Оби и, попадая в узкий коридор долины реки Бии, низовой ветер, зачастую страшным шквалом, вырывается на простор озера. Предвидеть приближение такого ветра можно. Вначале на северо-западе появляется иссиня-черная туча, которая, медленно выползая из-за гор, как-то незаметно покрывает небосвод. На фоне тучи мечутся то, появляясь, то, исчезая белые разрывные облачка. Пока стоит тишина и все замирает. И вот уже слышится шум, вдали на поверхности озера появляется темная полоса. Шум нарастает и ветер со страшной силой начинает делать свое дело. В считанные минуты поднимаются огромные волны, ветер срывает воду с гребней волн и, раздробив ее, гонит над поверхностью озера облака водяной пыли. Следом движется ливень, который обрушившись на озеро, успокаивает волнение. Все это длится 30-40 минут, после чего наступает относительное спокойствие. Всем мелким судам следует уходить в ближайшую бухту и укрыться от ветра и волнения.
Долиной реки Чулышман открывается доступ воздушник массам с юга, которые называют "верховкой". Южные ветры приносят хорошую погоду, северные - холод и осадки. В осенне-зимний период преобладают южные ветры, особенно в ноябре-январе. На прямом южном плесе разыгрываются волны, достигающие высоты трех и более метров. Верховой ветер, двигаясь с огромной скоростью по простору южного плеса, на повороте озера подхватывается мощной струёй ветра, дующего из Камгинского залива, как бы закручивает его и здесь, на переломе долины, ветер, взвихряя водяную пыль, образует смерчи до десяти и более метров. В зимнее время из поселка Яйлю хорошо видны столбы водяной пыли, движущиеся по поверхности озера. В летнее время при устойчивой хорошей погоде в первой половине дня дует слабая "верховка", обычно затихающая к 11-12 часам дня. Наступает период штилевой погоды на 1 -1,5 часа, затем начинает тянуть ветер снизу сильнее, и к вечеру разыгрываются довольно высокие волны. Обычно в вечернее время из боковых ущелий и долин дуют местные ветры - фены, подчас довольно резкие, причем из какой долины дует, так его и называют.
 
Напомню, слова Сергея Усика...

То есть, вертолет летел ровно, а потом стал резко снижаться. Получается, что погода из плохой превратилась вдруг в фатально плохую. ...


1.​
Пересказ слов Сергея Усика, точнее. Здесь нам надо принять как рабочую гипотезу, что у Сергея Усика в глазах инфракрасное зрение плюс дальномер. Поскольку дело было не просто в СМУ с туманом и снегопадом, а ещё и после захода солнца за линию, "где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли".
И там, где пересказчик отметил "800 и 1000 метров", могло быть и 1000-1600 и 1500-2000 соответственно. Как мы помним из фундаментальной работы Жюля Верна о приключениях семейки Грантов. В море корабль кажется значительно ближе, чем он есть, потому что рядом с ним нет привычных ориентиров/эталонов. То же будет и с вертолётом в тумане в ночном небе.
Частично в пользу этого может быть и пассаж, как Усик попытался поплыть к предполагаемому месту падения, но не доплыл.

2.​
Погода могла и не "превращаться" более никуда, могло хватить и того, то было. Свидетель на берегу ориентировался на единственный свет в небе - свет прожектора. А для пилотов никаких ориентиров за пределами летательного аппарата не было вообще. Совсем. Была у них только приборная панель перед глазами. А снаружи - "световой экран" - прожектор, можно сказать, только мешал, усиливая дезориентацию - показывая потоки снега, то и дело меняющие своё направление.
Взлетели, убедились все самолично, что нифига не видно. Могли попробовать вернуться, как сказал пересказчик Сергея Усика. Но везде и всюду вокруг "световой экран", и больше ничего.
[версия]
За время разворота в среднем ухе у PF смещается жидкость. => Дежурная песнь Бермудского Треугольника: "Наши приборы отказали!" => Исправление мнимого/несуществующего крена в условиях неизвестных знакопеременных ветров. => Маст бампинг, или удар лопастью по балке, или потеря тяги НВ - даже уже и не очень принципиально.
[/версия]

______________
P.S.: А если сильно уверуешь в отказ приборов - сможешь положить любое летадло и безо всякого ветра.
 
Последнее редактирование:
И до кучи картинка: столкновение долинного ветра (фена) из Кокши (фен теплый по определению) и холодной низовки, дующей вдоль озера.

да, близкие и знакомые Дмитрия, знающие ситуацию изнутри, говорившие с людьми на месте, склоняются к этой версии. увы. в mast bumping можно было попасть не только при выполнении резких маневров, но и из-за сильной турбулентности, имевшей место в данной локальной зоне при взлете. КВС мог этого недооценить.. плюс добавилась эмоциональная обстановка в коллективе -- жизнь оказалась и сложнее, и проще одновременно. ужас.

приношу глубокие извинения и соболезнования родным и близким Анатолия Банных. поддерживая своего друга Дмитрия и будучи против полета, тем не менее, Банных отдал принятие окончательного решения КВС.
 
Реклама
1.​
Пересказ слов Сергея Усика, точнее. Здесь нам надо принять как рабочую гипотезу, что у Сергея Усика в глазах инфракрасное зрение плюс дальномер. Поскольку дело было не просто в СМУ с туманом и снегопадом, а ещё и после захода солнца за линию, "где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли".
И там, где пересказчик отметил "800 и 1000 метров", могло быть и 1000-1600 и 1500-2000 соответственно. Как мы помним из фундаментальной работы Жюля Верна о приключениях семейки Грантов. В
.
Начнём с того, что в тумане видимость не может превышать 1 000 м. по определению.
В тумане со снегопадом она будет ещё меньше.
Дальше этот поток сознания можно не читать.
 
Напомню, слова Сергея Усика, "Пролетев на запад примерно 800 метров, "Робинсон" развернулся и полетел обратно, однако затем вновь взял курс на запад, и на расстоянии около одной тысячи метров от берега начал резко снижаться"

То есть, вертолет летел ровно, а потом стал резко снижаться. Получается, что погода из плохой превратилась вдруг в фатально плохую.
Скажите, пилоты,
1) Может ли погода, и как именно может погода за несколько секунд заставить опытного пилота "не справиться с управлением", в результате чего вертолет "начнет резко снижаться"?
2) Что может погода за несколько секунд сделать с исправным вертолетом, чтобы тот "начал резко снижаться"?


Это не является непосредственной причиной аварии.

1) Иллюзию поймали. Ночью над озером - запросто.

2) Обледенение, причем возможно даже что не в полете а пока сидели на земле.

3) Нисходящий поток, точнее microburst (оно конечно ловится легче летом в грозу, но тут выше уже показали, что и зимой бывает).

Причин возможных _более чем..._
 
1) Может ли погода, и как именно может погода за несколько секунд заставить опытного пилота "не справиться с управлением", в результате чего вертолет "начнет резко снижаться"?
2) Что может погода за несколько секунд сделать с исправным вертолетом, чтобы тот "начал резко снижаться"?
1) Снежный заряд в доли секунды снижает видимость очень сильно,можно в окошко уже не смотреть, а если еще и фары не выключали то вообще капец. "Струи" снега сбивают с толку вестибулярный аппарат.
2) Ветер; обледенение (в тех условиях вряд ли могло образоваться, но...); у КВС всего 50 часов ночных полетов и наверняка большая часть, если не все, в визуальных условиях, а это очень мало, что бы лететь по приборам.
 
Начнём с того, что в тумане видимость не может превышать 1 000 м. по определению.
В тумане со снегопадом она будет ещё меньше.
Дальше этот поток сознания можно не читать.

Ширина озера на кордоне Кокши - 2,5 км, так что 800-1000 метро это практически середина. Только вот странно что пилот направил вертолет на середину озера а не пошел вдоль берега. Даже в темноте он мог видеть береговую черту как границу между темной водой и светлым берегом. Ну а с сильными завихрениями воздуха над озером напротив долины Кокши я согласен...
 
1.​
Пересказ слов Сергея Усика, точнее. Здесь нам надо принять как рабочую гипотезу, что у Сергея Усика в глазах инфракрасное зрение плюс дальномер. Поскольку дело было не просто в СМУ с туманом и снегопадом, а ещё и после захода солнца за линию, "где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли".
У него зрение ещё мощнее - взлет был не только после заката, но и после окончания всех сумерек - гражданских, навигационных, астрономических. Т.е. подсветки не было никакой.


И там, где пересказчик отметил "800 и 1000 метров", могло быть и 1000-1600 и 1500-2000 соответственно.
и плюс/минус сколько угодно. В возможность определить в темноте расстояние до фары как-то слабо верится.
 
У него зрение ещё мощнее - взлет был не только после заката, но и после окончания всех сумерек - гражданских, навигационных, астрономических. Т.е. подсветки не было никакой.


и плюс/минус сколько угодно. В возможность определить в темноте расстояние до фары как-то слабо верится.

Вообще то было полнолуние. Дальше весь вопрос в облаках, закрывали они луну или нет. Если нет, то хороший шанс словить иллюзию. Если закрывали, то хороший шанс словить белую пелену когда ни черта не видно. Тем более что они не выключали фару (что могло сильно помешать восприятию окружающего).

А вообще я не вижу разницы. В тех условиях полет - русская рулетка. Если так летать, то катастрофа все равно случилась бы, может через пару лет, но неизбежно.
 
странно что пилот направил вертолет на середину озера а не пошел вдоль берега.

полет был чисто по приборам. видимости не было. ушли к середине, чтоб быть подальше от скал в условиях сильной турбулентности. до базы требовалось 7-10 минут лета. бак был практически совсем пуст - только на долет. фара включена для егеря - что б он мог видеть отход от Кокши (самая сложная часть) и подать сообщение службам, если возникнет ЧС.
 
полет был чисто по приборам. видимости не было. ушли к середине, чтоб быть подальше от скал в условиях сильной турбулентности. до базы требовалось 7-10 минут лета. бак был практически совсем пуст - только на долет. фара включена для егеря - что б он мог видеть отход от Кокши (самая сложная часть) и подать сообщение службам, если возникнет ЧС.


По приборам ночью - грубейшее нарушение для такого вертолета.
Раннее спрашивал о дальности штатных прожеторов R66 - ночью максимум 50-75 метров и то в ясную погоду. Поэтому единственный маршут - визуально вдоль береговой линии на минимальной горизонтальной скорости и высоте визуального контакта.
Насчет пустого бака - не согласен, полная заправка на Иогаче, перелет на Самыш а оттуда даже в Хакассию и возврат на Кокши, всего то 200-250 км, оставалось минимум еще на 300 км, да и с пустым нельзя взлетать ни при каких условиях...Насчет полета на Горячий ключ - пока все молчат - нет достоверных данных.
 
Последнее редактирование:
Реклама
бак был не полный. на Кокши не дозаправлялись. отказов МЧ не было.
 
Последнее редактирование:
Назад