Катастрофа вертолета Robinson RA-06375 Алтай

так их и в этой стране только за прошлый год 13 штук обеих модификаций завалили. И ведь вертолет -то сам по себе неплохой ... для определенных, весьма ограниченных условий хорош.

Вот где собака порылась - "для весьма ограниченных условий", которые могут резко и неожиданно (как например в горах) выйти за ограничения.

Посмотрел по карте, Новая Зеландия - это два вытянутых острова посреди Тихого океана (правее Австралии). Учитывая, что там люди с более "правильным" менталитетом чем у нас, да и американские разработчики регулярно снабжают их ценными указаниями, как правильно действовать, есть подозрение, что причиной катастроф Робинсонов в Новой Зеландии является резкая и неожиданная смена погоды (т.е. тот самый выход за ограничения для Робинсонов), да и местность там похоже в основном горная, что тоже способствует.
 
Реклама
проблема не в количестве лопастей. Принимая во внимание, сколько их, двухлопастных, летает по миру - не должно быть такой проблемы. И 7 (вроде как?) из 13-ти АП с R_ за прошлый год, уже закрытых окончательными отчетами - говорят о том, что изначально все с лопастями было в порядке. Как раз матчасть работала, как надо. А не в порядке было совсем с другим - с упорным нежеланием выполнять требования эксплуатационной документации, ФАП и прочей нормативки в части касающейся. Со всеми вытекающими... Когда лопастями рубят тросы кабельных переходов через реку, или пашут грунт после посадки в болото - их количество значения уже не имеет. При том, что почти в каждом случае очередной итоговый документ заканчивается примерно: "..результаты расследования АП с вертолетом R_ RA.... довести до летного, инженерно-технического состава, частных пилотов, авиационно-технических центров и организаций АОН..." и т.д.
Ну не сертифицирован R_ для полетов по ППП. Ну нельзя на нем летать в таких условиях, сиречь - запрещено. И что делать, коль такие условия создались (или даже при подозрении, что создадутся) - тоже. Понять головой. Смириться. Года ведь не прошло с RA-06233. Но...


Поэтому не рекомендуется использование таких вертолетов в городах для патрулирования, спасательных операций, доставки больных, коммерческих перевозок среди небоскребов, где тоже есть турбулентность, более того в тех условиях должны быть 2 двигателя и 4 лопастный НВ..
 
Последнее редактирование:
Мне кажется, что многие люди просто не в курсе о модельном ряде американских фирм))

Что же касается траспортировки, то вертолёты с двухлопастным винтом действительно проще в этом плане. В хранении, я так думаю, тоже.

Если лопасти съемные то их может быть любое количество для удобной транспортировки.
 
Ну, Mast Bumping все таки не очень вероятно, так как вертолет был загружен почти под завязку и летел медленно. Но остальное...

Мог проявиться эффект маятника. когда порывы ветра начали раскачивать вертолет, а пилот попытался компенсировать раскачку управлением, но не хватило высоты и не видна была поверхность озера.
 
Мог проявиться эффект маятника. когда порывы ветра начали раскачивать вертолет, а пилот попытался компенсировать раскачку управлением, но не хватило высоты и не видна была поверхность озера.
РЛЭ Р-44/66 в таких случаях рекомендует не слишком налегать на управление, отпустив вертолёт по потоку.
 
Последнее редактирование:
Если лопасти съемные то их может быть любое количество для удобной транспортировки.
Дело не в транспортировке, а в размещении. Один трехлопастный ЕС-120 занимает в ангаре места как три Р-66 при том, что это практически одинаковые машины. Опять же и ширина дверей ангара для этих машин будет сильно отличаться. А это все деньги. И немалые. И ещё. В России есть АК Баркол - крупнейший эксплуатант Р44/66. На моей памяти у них всего одна или две аварии за все время нещадной эксплуатации нескольких десятков бортов. В разных районах страны. Может быть все дело в подходе, в организации полётов?
 
Спасатели в воскресенье, 26 февраля, продолжают поисковые работы на месте крушения вертолета Robinson над Телецким озером. Об этом сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Республике Алтай.
Уточняется, что по данным на вечер субботу, 25 февраля, с использованием глубоководных комплексов специалисты обследовали 800 тысяч квадратных метров дна.
К поискам от МЧС РФ привлечено 113 человек и 24 единицы техники, в том числе 3 плавательных средства.
 
... И ещё. В России есть АК Баркол - крупнейший эксплуатант Р44/66. На моей памяти у них всего одна или две аварии за все время нещадной эксплуатации нескольких десятков бортов. В разных районах страны. Может быть все дело в подходе, в организации полётов?

Естественно дело в организации полетов, а по большому счету эксплуатации ВС. Летать на нем в горах, зимой, ночью, в не устойчивую погоду это как на "Казанке" по Средиземному морю ходить с пассажирами. Может повезет, а может и нет...
#автоудаление
 
Ну, Mast Bumping все таки не очень вероятно, так как вертолет был загружен почти под завязку и летел медленно. ...
-- С Вашей мыслью, что Mast Bumping не очень вероятен как результат натуральной/реальной турбулентности -- хочется согласиться.
Но вот если "турбулентность" мнимая/иллюзорная, то гомо сапиенсу всё под силу, в том числе устроить себе маст бампинг своими руками. Даже большой/взрослый Арбуз своими руками порвали, над Нью-Йорком.
 
Последнее редактирование:
Уважаемые авиаторы. Я на этом форуме первый раз, тк не являюсь лётчиком, но всё же имел отношение к малой авиации по части производства, и летать приходилось (на планерах и лёгких самолётах), хоть и только в качестве пассажира и ученика, к сожалению. Поэтому не сердитесь, если что... Я прочитал всю эту ветку в форуме и захотелось высказать пару слов, тк я очень хорошо знал Диму Ракитского (сразу извиняюсь, что речь получилась длинноватой, не обошлось парой слов). Правда, это было в основном ещё до его "вертолётной карьеры", но не принципиально, тк уже и тогда он был лётчиком-испытателем экстра-класса в лёгкой авиации. Во всяком случае, спрос на него именно как Испытателя был велик в среде конструкторов новых моделей СЛА. Могу сказать как непосредственный участник производства (планеров) и организации испытательных полётов вполне ответственно, что Дима к любому полёту относился очень серьёзно и ответственно, его владение разного вида лётной техникой и собой (что не менее важно) было всегда залогом (если не гарантией) успешных испытаний. Его послеполётный экспертный анализ поведения техники в воздухе был неоценимым вкладом в разработку и совершенствование экспериментальных образцов... Много можно было бы рассказывать о нём интересного и полезного в этом плане, но такой информации хватит пожалуй на целую книгу! Особенно учитывая ещё его вертолётную эпопею... Вообще этот "вертолётный проект" стал по-сути для него второй жизнью - до этого он чем только не занимался в малой авиации - работал в разных авиаклубах, сотрудничал с авиастроительными и торговыми предприятиями, мастерскими, сам мастерил дома (собирал автожиры, например), всё время летал... И весь этот его громадный опыт в конце концов смог окончательно реализоваться только в таком серьёзном проекте, как вертолётная компания "Авиамаркет" (я не имею к ней никакого отношения, поэтому не подумайте, что это реклама!). Хотя начинал эту компанию не он, но пройдя через все трудности становления (а их было немало, вплоть до ареста всего имущества фирмы) вместе с компаньонами, Дима стал одним из "первых лиц" этой компании на правах ведущего пилота, и это, я думаю, было логическим результатом всех его трудов и усилий за всю предыдущую жизнь. Он практически достиг того, о чем мечтал до этого: возможности постоянно летать, причём летать максимально свободно (и именно лёгкие вертолёты позволяют это делать, насколько это вообще возможно в наших условиях) и при этом ещё иметь возможность передавать свой бесценный опыт множеству других энтузиастов лётного дела, а точнее - искусства... Да, из всего, что я о нём знаю и даже после того, что произошло, я уверен, что Дмитрий Ракитский был одним из самых лучших (если не самым-самым) пилотов и инструкторов в своей области (СЛА). Я его хорошо помню и просто как человека - мы, хоть и не были близкими друзьями, но одно время часто встречались и общались (в основном на производстве или на полётах, но бывал я у него и дома несколько раз, в Бронницах тогда ещё, и жену его Лену тоже хорошо знал). Хорошо разбираясь в людях и очень критически относясь ко всем (особенно хорошо знакомым), о Диме я не могу сказать ничего дурного - спокойный, уравновешенный, дружелюбный, суперграмотный в своём деле, всегда трезво смотрящий на все дела, т.е. здравый прагматик и при этом - романтик (редкое сочетание), первопроходец, вообще - очень смелый человек, способный иногда пойти и на некоторый риск, но оправданный - не для бравады, а только ради хорошего дела... Но разве не такими и должны быть настоящие герои? Люди, на которых равняются, за которыми тянутся, которые тянут всех нас Вперёд. И иногда - ценой своей жизни!
Исходя из всего вышесказанного и всего прочего, я должен сказать следующее: Я НЕ ВЕРЮ, что данная катастрофа вертолёта произошла по вине Дмитрия, даже по косвенной... И не просто "не верю, потому что не хочется", НЕ ВЕРЮ - потому что этого просто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! Проанализировав всю доступную на сегодняшний день информацию об инциденте, а так же все мнения на этот счёт друзей, недругов, знакомых и не знакомых с ним лётчиков, свидетелей, спасателей, следователей и проч., мне стало ясно следующее: эта катастрофа - трагическое и фатальное стечение обстоятельств. Диму Ракитского - нельзя винить в том, что произошло! Ну разве только чисто формально - как автоматически списывается вина на КВС, если недостаточно доказательств для другой причины, они - всегда "крайние" так сказать...
Но дело в том, что ВСЁ (в целом) говорит о том, что данный полёт до самого критического момента проходил абсолютно нормально, штатно, без каких бы то ни было отклонений от стандартных полётов по этой схеме, в том числе и в данной местности. Такие туристические полёты на Робинсонах там, в районе Телецкого озера поставлены на поток, и сам Дмитрий разумеется там летал до этого не один раз... Местность эта была ему хорошо знакома, со всеми её причудами, а в тонкостях погоды и полётов в критических режимах он как раз разбирался как никто другой, и именно это позволило ему налетать тысячи часов без единого падения - он облетал почти всю страну, впервые (!) слетал на лёгком вертолёте на Северный Полюс и, наконец, совершил историческую кругосветку... И всё это - на свой "страх и риск" (и таких же пилотов-энтузиастов), без какой-либо поддержки государства, и даже без соответствующей оценки этих достижений от имени государства...Хотя, это - неправильно, несправедливо. Ведь государству надо бы гордиться такими людьми, своей деятельностью и достижениями, реально поднимающих престиж страны в международном сообществе, и всячески поощрять, помогать, стимулировать.. Но у нас - всё не так... А часто вместо помощи и признания - сплошные препятствия и даже - гонения. Вот и вынуждены такие люди добиваться всего, рассчитывая исключительно на самих себя и на своих друзей...
Тут много было разговоров о том, что Ракитский, попав в некие сложные полётные условия, мог недооценить обстановку, риски и попасть в фатальную ситуацию неожиданно... Нет, не мог. Его огромный и многогранный опыт, знания, чутьё, а так же чувство ответственности, воспитанное многолетней испытательной и инструкторской практикой, полностью исключает такую возможность. Какая-то совсем непредсказуемая случайность - может быть... По моему глубокому убеждению, в данном случае произошло некое роковое стечение многих обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и просчитать. Факторов, послуживших явными и косвенными причинами катастрофы, пожалуй, три: 1 - это вся организация вертолётных полётов в данном районе компанией Алтайавиа с покойным Банным во главе (она конечно, при ближайшем рассмотрении, не выдерживает никакой критики), 2 - природный фактор (неблагоприятная погода + тёмное время суток + сложный ландшафт + открытая ледяная вода + турбулентности над озером), и 3 - это "женский фактор" (он объединяет в себе не только некие "женские капризы", но так же и проблемы, связанные со здоровьем).
Итак, картина происшествия сложилась примерно такая: после штатного вылета с вертолетной базы Алтайавиа на экскурсионный маршрут по заповеднику (вертолёт был исправен, погода в пределах допустимого, бензина достаточно, времени для перелёта на турбазу засветло тоже хватало), в процессе облёта территории по намеченному маршруту погода испортилась до критической, поэтому Ракитский решил сесть на промежуточную площадку кордона Кокши, чтобы подумать, подождать и решить, что делать дальше. Этот вопрос они активно обсуждали всей группой, т.к. была дополнительная веская причина лететь дальше, кроме "накрытого стола, пастелей и бани" в пункте назначения (Самыш). Эта причина была связана с плохим самочувствием одной из женщин - скорее всего это была Мария Козинцева, но Елена Ракитская могла и поддержать её просьбу (может и требование) лететь на базу, чисто по женски... Никаких других серьёзных причин лететь дальше у них не было, тк ни Ракитский, ни Банных (несмотря на весь его авантюризм) в такую погоду вылетать явно не хотели. Но аргументы женщины видимо перевесили всё остальное, и несмотря на темноту, снег и ветер, Ракитский под психологическим давлением вынужден был попробовать взлететь. Риск конечно был некоторый изначально, но такой пилот, как Дима не стал бы даже пытаться взлетать, если бы не чувствовал, что может справиться с полётом в данных экстремальных условиях, и если бы не было какой-то достаточно серьёзной угрозы здоровью компаньёнши (по крайней мере, она могла так себя вести, что это было очень критично...). В общем, вылетели, полетели во тьму и снег и, оценив обстановку в воздухе как "крайне критичную для продолжения полёта", решили всё-таки вернуться назад, но уже не смогли сесть из-за нулевой видимости берега... Далее, разворот и попытка следования по маршруту в "приборном режиме", т.е. вслепую. Кстати, Дима и тут вполне справился бы с управлением "вслепую" - он не раз летал и ночью, и при плохой видимости.. Но - неожиданная резкая турбулентность, и вертолёт полностью потерял ориентацию в пространстве. Сильный удар об воду и.. всё. Вертолёт пошёл на дно, а дно в Телецком озере, как известно, почти бездонное... Думается, что спасатели, даже при всём их упорстве, навряд ли найдут уже останки вертолёта, если только мелкие фрагменты какие-то...
Невероятно жаль чету Ракитских, тк знал их лично. Хорошие были люди, влюблённые в небо, и погибли как настоящие птицы - в полёте. Вечная им память! Остальных тоже жаль - молодые всё-таки ещё все были...
 
Реклама
Все это лирика. Факты же таковы, что они полетели ночью в горах на вертолете без ПОС и без разрешенных инструментальных полетов. Да и сам полет на Горячий Ключ в тех условиях тоже был за пределами нормальных полетов.

Это все называется переоценка собственных возможностей -> постоянное нарушение РЛЭ -> закономерный результат. Так как именно чтобы _стечение обстоятельств_ не приводило к катастрофе, и пишутся РЛЭ, и именно поэтому Робинсон не допущен к инструментальным полетам, и именно поэтому коммерческие полеты ночью должны быть инструментальными (то есть вообще не должны проводиться на Робинсоне), и именно поэтому в горах ночью нормальные пилоты вообще не летают. Русская рулетка, один шанс из 10 - 20 на _недолететь_, но если постоянно в нее играть то она выстрелит. Что и случилось.

Кстати, а то что _погода испортилась_ это нельзя было предсказать? Оно неожиданно, с Марса циклон пришел? Или он был в прогнозе? Про плохую погоду там было известно, и лететь вообще не надо было. Никуда.

// Вот например, ни один самолет без дублирующего авиагоризонта не будет допущен к инструментальным полетам. Хотя на всех есть основной авиагоризонт. Потому что шанс, что он откажет в облаках, есть всегда, пусть даже совсем мизерный. Ночью, в горах, шансы въехать в облако есть всегда, шансы что не будет ориентиров (кроме безоблачных лунных ночей) тоже. Зимой поймать обледенение можно при наличии облаков почти всегда. Шансы невелики но есть. Отсюда и РЛЭ.
 
Местность эта была ему хорошо знакома, со всеми её причудами, а в тонкостях погоды и полётов в критических режимах он как раз разбирался как никто другой

Но - неожиданная резкая турбулентность,
Турбулентность в этом месте и в это время (года и суток, с учетом начавшегося шторма) абсолютно предсказуема, если знать тонкости местной погоды.
 
AMBA, ещё одна душещипательная история о том, что кто-то во что-то не верит.
Если вы не верите в притяжение земли, то это не означает, что вы сейчас взлетите без ЛА или шара.
Все эти ваши верю-неверю ничего не меняет, факты доказывают обратное: Ошибка, повлекшая гибель людей.
 
Поиски упавшего в Телецкое озеро вертолета Robinson будут приостановлены, сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Республике Алтай.
Как сообщается, решение о приостановке поисковых работ было принято на заседании межведомственного оперативного штаба, которое прошло вечером в воскресенье, 26 февраля.
"В связи с неблагоприятными метеоусловиями (шторм) поисковые мероприятия не проводились, проводится передислокация личного состава с мыса Кокши в населенный пункт Яйлю Турочакского района для убытия в ППД", – сказано в сообщении ведомства.
В МЧС подчеркивают, что поиски приостановлены для проведения технического обслуживания оборудования.

В ведомстве поясняют, что сейчас в районе падения вертолета установилась низкая температура воздуха. Кроме этого, дует сильный ветер. Его порывы достигают 18 метров в секунду. Волнение озера доходит до 1,5 метров.
Поисковые работы проходят под водой. В это время года навигация на озере запрещена, это очень опасно.
Проведение подводных поисков в этот период времени не представляется возможным. Навигация в зимний период запрещена, нахождение судов и людей на воде очень опасно. Поиски проходят в основном на глубине. Перепады глубины составляют до 300-310 метров, также наблюдаются сильные разнонаправленные подводные течения.
Есть и вторая причина, по которой поиски нужно приостановить, – это обслуживание техники, которая участвует в поисковых работах.
За время поисковых работ было обследовано 10,5 км береговой линии. С применением маломерных судов удалось осмотреть 24 км акватории вдоль берегов. С помощью авиатехники обследовано 210 кв. км территории. За это время водолазами было обследовано 10 280 кв. м на глубине до 30 м.
Всего глубоководными аппаратами обследовано 8,2029 кв. км на глубине до 260 метров. Глубоководные аппараты Sea King Tow Fish и гидролокационный комплекс "Неман ГБОЭ-100" обследовали 12,975 кв. км. Телеуправляемым подводным аппаратом ROVbuilder-600 обследовано 10 000 кв. м.
В ведомстве подчеркивают, что за время поисковой операции район поиска обследован полностью. Крупных объектов обнаружить не удалось.
 
Последнее редактирование:
С точки зрения расследования, эти поиски особо не имеют смысла, т.к. робик не оборудован бортовыми самописцами или какими-либо другими параметрическими средствами. Максимум что смогут установить - это работоспособность матчасти до столкновения. А толку...

Вечного полета погибшим...Одно неверно принятое решение ценою в несколько человеческих жизней.
 
С точки зрения расследования, эти поиски особо не имеют смысла, т.к. робик не оборудован бортовыми самописцами или какими-либо другими параметрическими средствами. Максимум что смогут установить - это работоспособность матчасти до столкновения. А толку...

Вечного полета погибшим...Одно неверно принятое решение ценою в несколько человеческих жизней.

Это все возможно если корпус не подвергался дополнительным разрушениям после столкновения с дном озера и воздействиям подводных течений. Скорей всего отложат поиска до лета. когда погода будет стабильной.
 
С точки зрения расследования, эти поиски особо не имеют смысла, т.к. робик не оборудован бортовыми самописцами или какими-либо другими параметрическими средствами. Максимум что смогут установить - это работоспособность матчасти до столкновения. А толку...
Ну это Вы зря! На R-66 установлен электронный блок управления силовой установкой со встроенной "памятью", из которой можно "вытащить" параметры работы силовой установки, по которым, в свою очередь, можно судить в том числе и о управляющих воздействиях (по "косвенным признакам"). Помимо этого GPS. Тоже дает возможность определить траекторию полета вплоть кренов. В совокупности дает возможность наиболее вероятно представить весь "процесс падения". Как-то так.
 
Сроки возобновления поисковой операции в акватории Телецкого озера, где ищут пропавший вертолет Robinson, уточнили в ГУ МЧС по Республике Алтай — поиски приостановлены до мая.
Об этом порталу сообщила представитель экстренного ведомства, уточнив, что штормовая погода и запрет на навигацию мешают проведению работ, а используемая при поисках вертолета аппаратура требует технического обслуживания.
По словам собеседницы, в нынешних условиях существует опасность потерять дорогостоящую глубоководную технику, а волны на Телецком озере не позволяют работать на необходимых глубинах.
В этой связи в ближайшее время привезенную на место поисковой операции аппаратуру транспортируют в постоянное место дислокации.
 
Все эти ваши верю-неверю ничего не меняет, факты доказывают обратное: Ошибка, повлекшая гибель людей.

угу. верят в собственное ясновидение как раз те, кому не нужно искать тела и обломки - вся картина и так ясна и понятна. они даже точно знают, чем был или не был оборудован борт и что именно произошло в полете и привело к катастрофе. много тут таких.
 
Реклама
как раз те, кому
много тут таких.
Мил человек, вы натурально достали раздачей "слонов и подарков". Я так думаю, что вы в скором времени окажетесь в игноре у большинства посетителей, если администрация вас не лишит голоса раньше.
 
Назад