Уважаемые авиаторы. Я на этом форуме первый раз, тк не являюсь лётчиком, но всё же имел отношение к малой авиации по части производства, и летать приходилось (на планерах и лёгких самолётах), хоть и только в качестве пассажира и ученика, к сожалению. Поэтому не сердитесь, если что... Я прочитал всю эту ветку в форуме и захотелось высказать пару слов, тк я очень хорошо знал Диму Ракитского (сразу извиняюсь, что речь получилась длинноватой, не обошлось парой слов). Правда, это было в основном ещё до его "вертолётной карьеры", но не принципиально, тк уже и тогда он был лётчиком-испытателем экстра-класса в лёгкой авиации. Во всяком случае, спрос на него именно как Испытателя был велик в среде конструкторов новых моделей СЛА. Могу сказать как непосредственный участник производства (планеров) и организации испытательных полётов вполне ответственно, что Дима к любому полёту относился очень серьёзно и ответственно, его владение разного вида лётной техникой и собой (что не менее важно) было всегда залогом (если не гарантией) успешных испытаний. Его послеполётный экспертный анализ поведения техники в воздухе был неоценимым вкладом в разработку и совершенствование экспериментальных образцов... Много можно было бы рассказывать о нём интересного и полезного в этом плане, но такой информации хватит пожалуй на целую книгу! Особенно учитывая ещё его вертолётную эпопею... Вообще этот "вертолётный проект" стал по-сути для него второй жизнью - до этого он чем только не занимался в малой авиации - работал в разных авиаклубах, сотрудничал с авиастроительными и торговыми предприятиями, мастерскими, сам мастерил дома (собирал автожиры, например), всё время летал... И весь этот его громадный опыт в конце концов смог окончательно реализоваться только в таком серьёзном проекте, как вертолётная компания "Авиамаркет" (я не имею к ней никакого отношения, поэтому не подумайте, что это реклама!). Хотя начинал эту компанию не он, но пройдя через все трудности становления (а их было немало, вплоть до ареста всего имущества фирмы) вместе с компаньонами, Дима стал одним из "первых лиц" этой компании на правах ведущего пилота, и это, я думаю, было логическим результатом всех его трудов и усилий за всю предыдущую жизнь. Он практически достиг того, о чем мечтал до этого: возможности постоянно летать, причём летать максимально свободно (и именно лёгкие вертолёты позволяют это делать, насколько это вообще возможно в наших условиях) и при этом ещё иметь возможность передавать свой бесценный опыт множеству других энтузиастов лётного дела, а точнее - искусства... Да, из всего, что я о нём знаю и даже после того, что произошло, я уверен, что Дмитрий Ракитский был одним из самых лучших (если не самым-самым) пилотов и инструкторов в своей области (СЛА). Я его хорошо помню и просто как человека - мы, хоть и не были близкими друзьями, но одно время часто встречались и общались (в основном на производстве или на полётах, но бывал я у него и дома несколько раз, в Бронницах тогда ещё, и жену его Лену тоже хорошо знал). Хорошо разбираясь в людях и очень критически относясь ко всем (особенно хорошо знакомым), о Диме я не могу сказать ничего дурного - спокойный, уравновешенный, дружелюбный, суперграмотный в своём деле, всегда трезво смотрящий на все дела, т.е. здравый прагматик и при этом - романтик (редкое сочетание), первопроходец, вообще - очень смелый человек, способный иногда пойти и на некоторый риск, но оправданный - не для бравады, а только ради хорошего дела... Но разве не такими и должны быть настоящие герои? Люди, на которых равняются, за которыми тянутся, которые тянут всех нас Вперёд. И иногда - ценой своей жизни!
Исходя из всего вышесказанного и всего прочего, я должен сказать следующее: Я НЕ ВЕРЮ, что данная катастрофа вертолёта произошла по вине Дмитрия, даже по косвенной... И не просто "не верю, потому что не хочется", НЕ ВЕРЮ - потому что этого просто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! Проанализировав всю доступную на сегодняшний день информацию об инциденте, а так же все мнения на этот счёт друзей, недругов, знакомых и не знакомых с ним лётчиков, свидетелей, спасателей, следователей и проч., мне стало ясно следующее: эта катастрофа - трагическое и фатальное стечение обстоятельств. Диму Ракитского - нельзя винить в том, что произошло! Ну разве только чисто формально - как автоматически списывается вина на КВС, если недостаточно доказательств для другой причины, они - всегда "крайние" так сказать...
Но дело в том, что ВСЁ (в целом) говорит о том, что данный полёт до самого критического момента проходил абсолютно нормально, штатно, без каких бы то ни было отклонений от стандартных полётов по этой схеме, в том числе и в данной местности. Такие туристические полёты на Робинсонах там, в районе Телецкого озера поставлены на поток, и сам Дмитрий разумеется там летал до этого не один раз... Местность эта была ему хорошо знакома, со всеми её причудами, а в тонкостях погоды и полётов в критических режимах он как раз разбирался как никто другой, и именно это позволило ему налетать тысячи часов без единого падения - он облетал почти всю страну, впервые (!) слетал на лёгком вертолёте на Северный Полюс и, наконец, совершил историческую кругосветку... И всё это - на свой "страх и риск" (и таких же пилотов-энтузиастов), без какой-либо поддержки государства, и даже без соответствующей оценки этих достижений от имени государства...Хотя, это - неправильно, несправедливо. Ведь государству надо бы гордиться такими людьми, своей деятельностью и достижениями, реально поднимающих престиж страны в международном сообществе, и всячески поощрять, помогать, стимулировать.. Но у нас - всё не так... А часто вместо помощи и признания - сплошные препятствия и даже - гонения. Вот и вынуждены такие люди добиваться всего, рассчитывая исключительно на самих себя и на своих друзей...
Тут много было разговоров о том, что Ракитский, попав в некие сложные полётные условия, мог недооценить обстановку, риски и попасть в фатальную ситуацию неожиданно... Нет, не мог. Его огромный и многогранный опыт, знания, чутьё, а так же чувство ответственности, воспитанное многолетней испытательной и инструкторской практикой, полностью исключает такую возможность. Какая-то совсем непредсказуемая случайность - может быть... По моему глубокому убеждению, в данном случае произошло некое роковое стечение многих обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и просчитать. Факторов, послуживших явными и косвенными причинами катастрофы, пожалуй, три: 1 - это вся организация вертолётных полётов в данном районе компанией Алтайавиа с покойным Банным во главе (она конечно, при ближайшем рассмотрении, не выдерживает никакой критики), 2 - природный фактор (неблагоприятная погода + тёмное время суток + сложный ландшафт + открытая ледяная вода + турбулентности над озером), и 3 - это "женский фактор" (он объединяет в себе не только некие "женские капризы", но так же и проблемы, связанные со здоровьем).
Итак, картина происшествия сложилась примерно такая: после штатного вылета с вертолетной базы Алтайавиа на экскурсионный маршрут по заповеднику (вертолёт был исправен, погода в пределах допустимого, бензина достаточно, времени для перелёта на турбазу засветло тоже хватало), в процессе облёта территории по намеченному маршруту погода испортилась до критической, поэтому Ракитский решил сесть на промежуточную площадку кордона Кокши, чтобы подумать, подождать и решить, что делать дальше. Этот вопрос они активно обсуждали всей группой, т.к. была дополнительная веская причина лететь дальше, кроме "накрытого стола, пастелей и бани" в пункте назначения (Самыш). Эта причина была связана с плохим самочувствием одной из женщин - скорее всего это была Мария Козинцева, но Елена Ракитская могла и поддержать её просьбу (может и требование) лететь на базу, чисто по женски... Никаких других серьёзных причин лететь дальше у них не было, тк ни Ракитский, ни Банных (несмотря на весь его авантюризм) в такую погоду вылетать явно не хотели. Но аргументы женщины видимо перевесили всё остальное, и несмотря на темноту, снег и ветер, Ракитский под психологическим давлением вынужден был попробовать взлететь. Риск конечно был некоторый изначально, но такой пилот, как Дима не стал бы даже пытаться взлетать, если бы не чувствовал, что может справиться с полётом в данных экстремальных условиях, и если бы не было какой-то достаточно серьёзной угрозы здоровью компаньёнши (по крайней мере, она могла так себя вести, что это было очень критично...). В общем, вылетели, полетели во тьму и снег и, оценив обстановку в воздухе как "крайне критичную для продолжения полёта", решили всё-таки вернуться назад, но уже не смогли сесть из-за нулевой видимости берега... Далее, разворот и попытка следования по маршруту в "приборном режиме", т.е. вслепую. Кстати, Дима и тут вполне справился бы с управлением "вслепую" - он не раз летал и ночью, и при плохой видимости.. Но - неожиданная резкая турбулентность, и вертолёт полностью потерял ориентацию в пространстве. Сильный удар об воду и.. всё. Вертолёт пошёл на дно, а дно в Телецком озере, как известно, почти бездонное... Думается, что спасатели, даже при всём их упорстве, навряд ли найдут уже останки вертолёта, если только мелкие фрагменты какие-то...
Невероятно жаль чету Ракитских, тк знал их лично. Хорошие были люди, влюблённые в небо, и погибли как настоящие птицы - в полёте. Вечная им память! Остальных тоже жаль - молодые всё-таки ещё все были...