Извиняюсь за большие посты, но не могу быть всё время онлайн, поэтому обобщаю всё сразу в одном...
Здоровье и поплавки можно и пропустить, а вот вынужденная посадка на кордоне Кокши по метеоусловиям никак не тянет на разрешение в зонах ограничения полетов.
И самым актуальным остается вопрос о связи. Была ли связь в заповеднике у егеря, сообщил ли он кому-то о вынужденной посадке вертолета, работала ли связь на подлете к кордону у пилота Робинсона , при посадке и после взлета его с кордона. Вот здесь полное отсутствие какой-либо информации.
В том то и дело, что если захотеть докапываться чисто формально "до запятой", то МОЖНО докопаться по любому из перечисленных пунктов, что и сделала Росавиация (и многие участники этого форума заодно). Как впрочем, можно при желании почти любое происшествие выставить в "нужном свете", если есть "свои" юристы и соответствующая задача... У нас ведь в большинстве "пограничных" ситуаций действует собственно не ЗАКОН, а его интерпретация, как грится "закон - что дышло...". Не говоря уже о комментировании (той же пресс-службой) того или иного ЧП...
Так что, самым актуальным остаётся не "вопрос о связи", а "вопрос о чести и совести", увы. Объективный разбор полётов нужен, никто ж с этим не спорит, но притягивать за уши некие разрозненные и даже неподтверждённые "факты", да ещё и делать из этого окончательные выводы (тут есть любители) - это как раз не есть хорошо (для человека порядочного, разумеецца)...
О связи сказано же было: "нет там в этих местах обычной для таких полётов связи" (УКВ и Сотовой) - всё! Что высасывать из пальца то? "Спутник" - это опция, которую не обязаны иметь такие ВС... На вертолёте может был, а может не был, но даже если был спутниковый - они НЕ обязаны были связываться с базой, т.к. посадка на кордон не была аварийной. Сели подумать, надумали лететь - до этого момента всё было под контролем, летели под свою ответственность, помощь не требовалась...
Не хотелось бы думать что подлет к кордону, посадка и взлет проходили в зоне полного радиомолчания по договоренности сторон, типа мы тут случайно были и никто не должен знать. Также неизвестно содержание радиообмена за весь полет Робинсона после заправки на базе.
"Не хотелось бы" - не думайте! (это не только к вам относится...) Зачем фантазировать то в таком деликатном вопросе? На самом кордоне очевидно была какая-то связь, иначе как бы егерь мог так быстро сообщить о происшествии, которому он стал очевидцем. Скорее всего у него был и локальный радиообмен с запросившим посадки вертолётом. Как было сказано - он дал добро на посадку. Ничего загадочного в этом нет. Ваши домыслы о какой-то "секретной договорённости сторон" - это полная ерунда, т.к. подобные полёты в районе Телецкого озера совершались регулярно компанией Алтайавиа. Все эти полёты очевидно согласованы с администрацией заповедника заранее, и ничего криминального или "тайного" не могло быть и в этом крайнем полёте... Общеизвестно, что А.Банных был местным "царьком", олигархом, и компания Алтайавиа была одним из его "подшефных" хозяйств. У него был там фактически свой вертолёт, на котором он мог летать когда угодно и куда угодно... Поэтому данный полёт был "самым обычным" с точки зрения организации полётов в этом регионе для таких ВИП-персон. Никакого радиообмена там после вылета с базы не было - и из-за особенностей рельефа, и в виду отсутствия необходимости в нём для самих участников полёта...
"...Известно, что организатором полета и владельцем вертолета был Анатолий Банных по прозвищу Толибан — бывший вице-премьер Республики Алтай и, по сути, хозяин всего региона. В прошлом он владел половиной местных СМИ, крупнейшими бизнесами в соседнем Алтайском крае и много лет организовывал на Алтае браконьерские охоты для высокопоставленных чиновников...
...У него были десятки предприятий, от промышленных и энергетических до охотничьих и туристических фирм и сельских хозяйств...
...В Республике Алтай бывший вице-премьер купил базу отдыха «Самыш» (после покупки ее переименовали в «Алтай Вилладж») на одноименном кордоне на Телецком озере. Именно там останавливались гости Банных, ставшие пассажирами разбившегося вертолета «Робинсон»... Именно Банных инициировал создание Особо охраняемой природной территории Сайлюгемский национальный парк. Этот высокогорный район известен самой большой в России популяцией снежного барса и колоссальным биоразнообразием. Директором парка стал ставленник Банных Сергей Пищулин — он же в прошлом был директором и учредителем ООО «Алтай-авиа», которому принадлежал разбившийся вертолет «Робинсон». На деле «Алтай-авиа» также контролировалось Толибаном..." ("Новая Газета"- Алтайгейт. Последняя глава.)
В этой статье (
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/17/71540-altaygeyt-poslednyaya-glava), кстати, вообще довольно много интересной информации о деятельности и положении (бывшем) А.Банных на Алтае, которую так же необходимо учитывать для правильной оценки того, как были организованы полёты на Телецком озере и в каких условиях проходил последний из них...
Тут я хочу ещё раз заострить внимание не на технических деталях, о которых достаточно сказано, а на вероятных настоящих причинах происшествия... По сведениям компании Хелипорт Истра, Дмитрий Ракитский последнее время не просто бывал на Алтае как гость, а собственно работал в компании Алтайавиа:
"... Дмитрий Ракитский - один из основателей компании «Авиамаркет». Он с детства мечтал стать пилотом. Летать на планерах Дмитрий начал в аэроклубе в Подмосковном Жуковском еще учась на первом курсе Московского физико-технического института, который окончил в 1981 году по специальности «Летные испытания летальных аппаратов». Работал в ЛИИ им. М. М. Громова, ЭМЗ имени Мясищева летчиком. Работал командиром самолётопланерного отряда в национальном Аэроклубе России имени Чкалова. В 1998 году впервые начал летать на вертолетах...
*(в эти же годы, кстати, он занимался ещё испытаниями новой серии мотопланеров АС-5М, где и я имел честь периодически работать вместе с ним над этой темой... /прим. АМВА)
... ...В последние годы Дмитрий работал в компании «Алтайавиа».
Мария Козинцева в 2014 году работала в департаменте продаж компании «Хелипорт Москва». Профессиональное увлечение вертолетами привело ее к мысли создать собственную компанию. Так Мария стала основателем и генеральным директором компании Heli Club.
С Анатолием Банных многих из нас связывали деловые и дружеские отношения.
Мы скорбим с родными и близкими погибших. Коллектив группы компаний «Хелипорты России». "
http://www.vertolet.ru/press-room/news/the-tragedy-in-the-altai-republic-/
По моей (сугубо личной) версии происшествия, эта поездка на Алтай имела целью некие "деловые переговоры" между М.Козинцевой и А.Банных, а не просто "покатушки". Но вероятно в процессе этой деловой встречи (проходившей в форме полёта на турбазу), стороны о чём-то "не смогли договориться" (возможно это касалось места работы Д.Ракитского шеф-пилотом - пока это не известно точно), в результате девушка не захотела продолжать намеченный план полётов, а так же не захотела "застревать" на кордоне на неопределённое время и потребовала доставить её на базу, чтобы без задержек потом вернуться в Москву. Оба пилота были против лететь в непогоду, но её аргументы по каким-то причинам смогли перевесить все убеждения опытных лётчиков... (возможно - она ещё стала жаловаться и на своё здоровье, как особо веский последний аргумент)
Из хроники событий: "... На полете в шторм над Телецким озером настояла пассажирка вертолета Robinson R-66. Предприниматель Анатолий Банных и другие пытались ее отговорить, но безуспешно. Об этом рассказал очевидец катастрофы, сотрудник Алтайского биосферного заповедника Сергей Усик. По словам мужчины, он проживает на кордоне Кокши. Сюда же вечером 12 февраля прибыл вертолет Robinson R-66 с пятью пассажирами на борту. Вертолет направлялся на базу "Самыш", а на кордоне приземлился, так как погода ухудшалась и пилоту нужно было оценить обстановку. Сергей Усик рассказал, что гости провели на кордоне какое-то время, пили чай, выжидали погоду. Она не улучшалась. Банных предложил переночевать в Кокши, однако одна из пассажирок настаивала на продолжении полета. Банных был категорически против, но гостья продолжала настаивать, в итоге полет состоялся..." ("Новости Горного Алтая")
И ещё. Несмотря на всё нежелание лететь, теоретически управление вертолётом Банных в какой-то момент мог взять на себя - он сидел скорее всего на месте второго пилота, а управление на Робинсоне было сдублировано. Вертолёт был его, управлял вертолётами он часто сам, падал тоже часто... Из-за какого-то конфликта или другой нештатной ситуации вполне мог взяться за штурвал и он. Это допускают, кстати, и эксперты Росавиации. А если это так, то вероятность неблагоприяного исхода полёта увеличивалась в разы...
Это рабочая версия, ничего нельзя пока утверждать точно, но по смыслу всё сходится вроде...
В данной истории решающую роль сыграл видимо всё-таки именно ЧФ в чистом виде: решение лететь в "пограничных условиях"+ конфликт интересов + возможная замена пилота в процессе полёта + экстремально быстрое изменение погоды... А вовсе не проблемы с техникой и никакие не проблемы, связанные с "нарушениями РЛЭ" (списывать все причины на какие-то мелкие отклонения от правил, даже если они имели место - это чисто формальная бюрократическая позиция, не имеющая отношения к реальной жизни)...
P.S. У местных "технарей" прошу прощения за очередную "лирику" и "психологию", но без неё в реальной жизни ведь никуда не деться! Матчасть, конечно, тоже надо постоянно совершенствовать... )