Никогда не понимал штурманов.
Сидят в кабине в самом носу.
Подломись стойка, или начнись выкатывание в забор - даже выскочить в кабину к летчикам не успеешь...
И такой случай был в нашем отряде, в году 1992-м...
Ночью летели из Сыктывкара и садились в Шереметьево. И что Вы думаете? Погоду дали с Ксц=0,3, боковой ветер 5м/с.
А когда сели, их ветром сдуло с полосы, покатились по БПБ, ударились о рулежку, подломилась передняя стойка, дальше самолет носом юзом еще пропахал прилично. Самолет списали, как мне помнится. Штурману очень такая посадка не понравилась... Он итак не очень-то хотел переучиваться на Ту-134 с Ан-12, а тут такая история. Сразу сделали замеры на полосе, оказалось, наврали метеорологи. Экипаж на время расследования от полетов отстранили, потом снова допустили.
Первый приказ командира при ЧП: штурману покинуть свое место.
Ну, по технологии при аварийной посадке без шасси или на вынужденную вне аэродрома, штурман примерно (млин, точно уже не помню, на какой высоте, порядка километра) должен покинуть кабину и занять безопасное место за кабиной, по сути, в переднем багажном отделении.
Но фактически бывали разные случаи. Вы знаете ведь случай в Архангельске, "Лимонадную посадку". А вот под Сыктывкаром в 75-ти километрах от города садились на лес, штурман оставался в кабине до последнего. И погиб вместе с бортмехаником, пилоты выжили. Тогда почти половина пассажиров погибла, в основном из-за удуший и пожара, в 1986-м году. После этого в нашем самом крупном отряде Ту-134 в стране (и в мире, 43 самолета Ту-134 в одном летном отряде) катастроф никогда небыло. За исключением Нигерии, но там была другая история, опять экипаж сильно подвели метеорологи и организация работы аэропорта в Лагосе.
Лично я практически никогда и не тревожился на Ту-134 в плане безопасности. Очень надежная машина. Нужно только грамотно летать. А некоторые из-за ее классных свойств начинали думать, что на Ту-134 можно делать всё, и погибали при исправном самолете. Как в Самаре, Иваново, Петрозаводске и др. У нас в отряде такого раздолбайства не было, по крайней мере я таких лихих экипажей не встречал.