"Мёртвые" Ту-144

Реклама
Sidor, это который летающая лаборатория? Я про него сначала и подумал, но почему тогда они пишут, что нужно его откуда-то доставлять?
 
А мы в субботу получили очередной тревожный звонок.
С утра обнаружили самолет открытым с подставленными кое-как стремянками. Опрос смотрителей показал, что на неделе некие сотрудники музея зачем-то его открывали и что-то делали на борту. Собственно, это их право, но к сожалению, закрыть самолет они не потрудились. Мы первым делом кинулись в кабину. Вроде, следов вандализма и новых разграблений приборов, не обнаружили. В пассажирском салоне тоже все на месте. Но дожди, лившие всю неделю, нещадно хлестали внутрь. Вестибюль весь мокрый, в самолете запах сырости. Чудо, что таким подарком не воспользовались вандалы.К сожалению, повлиять на это безобразие у нас возможностей нет. Работаем, пока есть над чем работать....
 
Кроме сушки самолета, в субботу установили начатые в прошлые разы шторки на иллюминаторы. Одну в салон "люкс", другую - в третий салон.
292887_900.jpg


293274_900.jpg


Сергей прозванивал обрезанный вандалами жгут освещения кабины. В скором времени, если не произойдет ничего плохого, должна заработать штатная подсветка приборных досок.

293565_900.jpg


Попутно нашелся жгут, управлявший различными предупреждающими табло на козырьке приборной доски. Блок управления ими уничтожен вандалами, но напрямую запитать можно любое табло.
293647_900.jpg


Снаружи решили от греха убрать высокую стремянку от самолета. Ранее на свой страх и риск мы оставляли ее поближе к борту, чтобы разбираться с крылышками, не теряя времени на ее буксировку и установку. Конечно, особой разницы, где она стоит, для грабителей нет, но наша совесть не позволяет более облегчать злоумышленникам работу. Пусть хоть упарятся что-ли :(

293996_900.jpg


К сожалению, монтаж сигнализации, о которой мы пишем уже давно, идет крайне медленно. В теории все понятно, а вот смонтировать дорогостоящее оборудование, предназначенное для зданий и сооружений, в самолете, оказалось гораздо сложнее. Это только на словах все кажется просто - видеонаблюдение, сигнализация и проч., а на практике возникает масса вопросов, на которые надо искать ответы методом тыка. Тем не менее, в субботу Семен вчерне собрал всю систему воедино. Проверить на борту пока не успели.

294370_900.jpg

T
 
В субботу прошел очередной продуктивный субботник.

Сергей привез сделанный заново блок управления освещением кабины. От "родного" остался один раскуроченный корпус. Вандалы сдали его в цветмет. Вот в этом родном корпусе, Сергей и спаял аналог старой электросхемы. Весь субботний день он с Андреем занимался монтажом и сращиванием обрезанных жгутов.
296406_900.jpg


296662_900.jpg


А затем подключал это все к многочисленным светильникам в кабине экипажа.

296886_900.jpg


В результате, освещение рабочих мест экипажа заработало в полном объеме. Каждый светильник включаетсяя от штатного АЗС после предварительного запитывания всей системы со щитка бортинженера. Каждый светильник имеет переключение день/ночь (белый/красный свет) и плавную регулировку яркости!

Та-дам:
297152_900.jpg


297222_900.jpg


Кстати, на фото выше можно увидеть и муляж индикатора вертикальных режимов ИВР-У, который мы неспешно делали целый год. Получилось весьма похоже, спасибо всем, кто помогал! Теперь нет нужды рисковать утратой последнего экземпляра настоящего прибора. Его мы будем ставить только на ДОД и возможно, сделаем действующем в демонстрационном режиме!

Изготовление правдоподобных муляжей на этом не закончилось. С помощью 3D-принтера по фото и обмерам, сделанным на самолете-побратиме в Самаре, мы начали изготавливать муляжи утраченных цифровых индикатором расхода топлива И-43 для приборной доски бортинженера. Пока получается следующее:
297539_900.jpg


Но это дело будующего.
А в прошедшую субботу мы с Женей решили восстановить оранжевые светоотражающие полосы на законцовках крыла. Их следы были обнаружены под старой краской при ремонте крыльевых огней.В субботу мы зачистили законцовки наждачкой, тщательно промыли, заклеили лишнее скотчем и бумагой, загрунтовали и покрасили!
297765_900.jpg

298087_900.jpg


298421_900.jpg


298676_900.jpg


298816_900.jpg


Грунтовали двухкомпонентной эпоксидной грунтовкой, на которую "по-мокрому" клали светоотражающую "Аэрофлотовскую" эмаль PPG. Ее в свое время вывезли из Шереметьево вместе с другими запчастями.
Самолет сразу ожил!

Ну и на сладенькое - в Жуковском после очередного рейда по помойкам, нашли новенькое кресло бортинженера от Ту-144! По цене металлома, немедленно привезли его в музей. На праздники можно будет ставить под самолетом и фотографировать детей!
299250_900.jpg

Жаль, что не лоцманское. Его на нашем борту как раз не хватает!
 
Реклама
20 августа провели очередной ДОД. Ту-144 как обычно, стал одним из основных участников, а наша бригада постаралась продемгонстрировать его псетителям во всей красе.
299329_900.jpg


Нам подарили рекламно-информационный стенд советских времен, посвященный Ту-144.
299533_900.jpg


Как и ожидалось, большой популярностью пользовалось вывезенное из Жуковского кресло бортинженера. Посетители, ожидая в очереди, охотно фотографировались в нем, примеряли защитный шлем летчика-испытателя и слушая краткие пояснения волонтеров. Большую благодарность надо выразить юному Ивану, стоически отработавшему под самолетом весь жаркий день!

299827_900.jpg


Не менее жарко было и в кабине.
300381_900.jpg


Оборону трапа держал Андрей.

300719_900.jpg


К сожалению, избавиться от двухчасовой очереди пока не позволяет отсутсвие второго пассажирского трапа. Реставрация его еще только предстоит, если удастся собрать хотябы тысяч 100 рублей. На это пойдут все собранные во время ДОД пожертвования. Желающие внести свою лепту дистанционно, могут воспользоваться прежними реквизитами:

Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319 WebMoney:R247810626609 ЯндексДеньги: 410011623912066

Счёт в ОАО «Альфа-Банк»:
Карта: 4154 8120 0792 7571, Номер счета: 40817810106050019660 (RUR)
БИК:044525593 Кор. Счет:30101810200000000593 ИНН Банка:7728168971 КПП Банка:775001001
ФИО получателя: Сидорчук Владимир Александрович
 
В субботу на 77106 прошло сразу две интересных встречи.
Во-первых, нас посетил Герой России, заслуженный летчик-испытатель ОКБ П.ОСухого, С.Л.Богдан (Т-50, Су-35) в составе компании друзей. Вот его памятное фото в кабине Ту-144:
301701_900.jpg


Надеюсь, эта встреча с таким заслуженным человекм, не будет последней. Контактной информацией мы обменялиь, постараемся наладить выгодные для музея связи.

Вторя субботняя встреча претендует на призовое место за всю историю нашей деятельности в музее.
Благодаря общим знакомым в ЖЛИиДБ фирмы А.Н.Туполева, нас посетил С.П.Авакимов. Этот человек в 1970е годы был ведущим инженером по испытаниям Ту-144 СССР-77106, а также целого ряда других машин этого типа. Принима непосредственное участие в организации пассажирских перевозок (напоминаем, в этом году 40-летие этого события) и про наш самолет знает буквально всё.

Сергей Петрович приехал не с пустами руками. Нам был преподнесен подлинник РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) Ту-144 №04-1 (рег. СССР-77106), то есть, нашего конкретного самолета. Оно таки нашлось:

301916_900.jpg


На первой странице книги - автографы участников первого технического рейса "Москва- Алма-Ата"! Фото будут позже.

Сергей Петрович осмотрел самолет и поведал много интересного, зачастую опровергая официальную историю. В частности, он сообщил:

1. Наш самолет был построен не в 1975г, как это приведено во всех официальных источниках, а в 1974г. Однако после перегонки в Жуковский самолет был разобран и переделан с учетом всех последних на тот момент доработок. Он получил новые усиленные по результатам Парижкской катастрофы консоли крыла. Новый киль и хвостовую часть с дополнительными балансировочными топливными баками, что в свою очередь, вызвало необходимость установки тех самых дополнительных баков в переднем багажнике. 10т добавили в хвосте и 10т потребовалось добавить для их уравновешивания впереди!

2. Наш самолет использовался не только для отработки второстепенных бортовых систем, как это написано в авторитетных публикациях. Именно на 77106 была выполнена основная сертификационная программа. Именно он первым в СССР получил сертификат летной годности по Временным Нормам Летной Годности Сверхзвуковых Самолетов. Очень хотелось бы найти его в архиве и сделать копию в рамочку!

3. В ЦМВВС наш самолет был перегнан не 29 февраля 1980г, как это везде написано, а 1 марта 1980г, т.к. в течение зимы его подготовить не успели. Согласно воспоминаниям С.П., в этот день зима как раз решила внезапно кончиться и укатанное летное поле в Монино начало развозить. Летчик-испытатель Воронченко сделал один пробный проход, на втором выпустил тормозной парашют еще в воздухе и совершил благополучную посадку на грунт. Однако, это была для него не первая такая посадка. Первый раз на грунт его посадили во время одного из технических рейсов в Алма-Ату, где ВПП до этого была удлинена и произошла путаница с огнями, экипаж сел с недолетом на грунт и лишь потом вкатился на бетон.

Также мы услышали еще очень много подробностей и нюансов испытаний и эксплуатации Ту-144 вообще и 77106 в частности. К сожалению, довелось Сергею Петровичу поучаствовать и в прекращении пассажирских перевозок на этом типе самолетов в 1978г. Именно он руководил подготовокой к очередному рейсу, и лично получил от А.А.Туполева указание сначала отложить, а потом и вовсе отменить вылет...

Все это заслуживает пера более серьезных авиационных историков, чем мы. Формат Интернет-отчетов вряд ли позволяет вместить весь объем полученной информации. Но мы надеемся еще увидеть Сергея Петровича в музее и пообщаться более детально!

P.S. Проводив всех гостей, мы наконец смогли собрать злополучную РЛС!
302148_900.jpg


302477_900.jpg


Теперь она стоит почти в центре музейного поля к вящему неудовольствию музейщиков. Сами они не нашли ей другого места, кроме как в "отстойнике" (то есть на музейной свалке). Кабину вскрыть пока не получилось, электропривод еще будем обследовать.
 
Нет, у них своих достаточно, речь о 77114. В монино 77106.

77114 с движками НК-32 это вроде как единственный Ту-144, находящийся в состоянии летной годности, либо который можно относительно просто привести в состояние летной годности. Не рано ли на постамент?
 
Это вопрос не по адресу. Задайте тем, кто сгенерировал эту идею.
В летной годности он был в 1999 году. С тех пор минуло без малого 20 лет. ЛЛ сильно отличается от базовых Ту-144. Американцы оплатили работу ОКБ, конструктора и другие отделы перерабатывали изначальную документацию, переделывали самолет под НК-32-1, другую топливную автоматику, воздухозаборник, приборное оборудование и т.д. Самолет не просто на коленке ремоторизировали. Это была разработана и испытана новая модификация самолета. Как Су-27 и Су-35, если угодно.
После завершения испытаний, американцы его нам по сути, подарили. В ЖЛИиДБ же, его сразу начали разукомплектовывать. Моторы сняли, отправили в Самару, начали каннибализировать оборудование. Самолет остался бесхозным, просто гнил на стоянке. Причем, свои стоянки ЖЛИиДБ Туполева быстро утратило, они отошли другим фирмам, а денег за постой двух Ту-144, Ту-155 и ряда других нелетающих самолетов, никто не платил. 77115 начали резать на металл. Так что летная годность 77114 (ЛЛ) закончилась лет десять назад. Хотя да, самолет теоретически был самым комплектным и самым ресурсным из всех. При большом желании, еще можно было восстановить. Но в 2015-2016гг началась эпопея с его установкой на памятник. При этом, акобы в целях облегчения, с самолета выдрали остававшееся оборудование, порубили кабели, внутри прорубили проемы в переборках, начали (но не закончили) демонтировать крыло. С тех пор подвижек больше не наблюдалось. Видимо, деньги кончились. Такая вот история...
 
Самолет не просто на коленке ремоторизировали. Это была разработана и испытана новая модификация самолета. Как Су-27 и Су-35, если угодно.
После завершения испытаний, американцы его нам по сути, подарили.

Так ведь после 1999 года можно было этот самолет поддерживать в состоянии летной годности, проводить на нем испытания, в т.ч. и в интересах военных, перевозить экспресс-почту и скоропортящиеся грузы, и даже можно было переоборудовать 77115 в ту же модификацию, ведь конструкторская документация по переоборудованию имелась.

Сейчас, конечно, после того как в 77114 порубили кабели и проемы в перегородках, его уже практически нереально поставить на крыло.
 
Так ведь после 1999 года можно было этот самолет поддерживать в состоянии летной годности, проводить на нем испытания, в т.ч. и в интересах военных, перевозить экспресс-почту и скоропортящиеся грузы, и даже можно было переоборудовать 77115 в ту же модификацию, ведь конструкторская документация по переоборудованию имелась.

Сейчас, конечно, после того как в 77114 порубили кабели и проемы в перегородках, его уже практически нереально поставить на крыло.
Так я и говорю, что можно было. Но вместо этого, его сразу же стали каннибализировать. Уже лет 10 назад поставить его на крыло можно было только теоретически, т.к. на практике это требовало огромных затрат. К моменту начала эпопеи с памятником, еще до выдирания оставшегося оборудования, он уже давно был в нелетном, заброшенном и разукомплектованном состоянии.

Лично я даже теоретически не могу представить, кто в РФ мог бы заниматься такими задачами?
Фирме Туполева самолет не принадлежал, да если бы и принадлежал, они бы первые его в цветмет сдали. Фирмы-то уже не было к тому времени, одно название оставалось.
Вроде как на рубеже 2000х его мэрия Москвы выкупила (Лужков). Ну что, из горбюджета восстанавливать и содержать Ту-144? Да у нас даже законов таких нет, чтобы эти расходы легализовать, это просто утопия.
Клуб Героев г.Жуковского? Там пенсы одни были, их кроме юбилеев, значков и банкетов ничего уже не интересовало. Откуда у них миллиарды?
Частные олигархи-спонсоры? Так у нас таких фанатов истории авиации не наблюдалось. Бывшие силовики, дельцы из 90х, друзья и родственники сластьпридержащих. Куда им...
Газпром? РЖД? Явно не их область интересов.
Аэрофлот? Дороговато для него.
 
В субботу установили муляжи цифровых индикаторов мгновенного расхода топлива, о которых шла речь ранее.
303865_900.jpg

304109_900.jpg

Корпуса напечатаны на 3D-принтере по размерам, снятым во время поездки в Ульяновск, стекла с надписями сделаны вручную из подручных материалов. В перспективе, после небольшой переделки возможно сделать подсветку какой-нибудь цифирьки на них.

Для сравнения, оригиналы выглядят так:
1293936-Ульяновск.jpg



Молодежь организовали на расчистку панелей пола в третьем салоне. С прошлого года работа по подготовке к укладке ковролина у нас простаивала. В субботу ребята отмыли еще 5 панелей. Суммарно, примерно половина салона избавлена от налипших наростов гнилого поролона, который годами сыпался с кресел и втаптывался в пол.

304639_900.jpg


Сергей заканчивал окончательный монтаж проводки к светильникам в кабине.
304815_900.jpg
 
Реклама
Назад