"Мёртвые" Ту-144

Sidewinder

Sidewinder

Новичок
А в Самаре что происходит
Я держу с ними связь. Пока работы приостановлены. ВСУ в независимом отсеке между 3-4 дв, ей наличие-отсутствие дв. без разницы. Никто ничего не пилит, самолет будет восстановлен (кроме 3 СУ)
 
Реклама
П

_ПЗ_

Местный
В субботунаконец завершилась эпопея по воссозданию утраченного пульта "общей ориентировки" на верхней приборке летчиков. В оригинале он выглядел так:



Однако, оригиналов ни на одном уцелевшем Ту-144 до наших дней не дошло. Только бледные фото из старых журналов, и схематичный рисунок в РЛЭ. Ну и маленькая сьемная панелька - брошенный вандалами фрагмент родного пульта. В итоге многомесячных усилий, получилось так:





Кнопки настоящие, нажимаются и щелкают. Предохранители, лампочки и тумблеры тоже настоящие. Только что не работают.





Задняя крышка с шильдиком тоже настоящая, обнаружена в салоне при сортировке мусора в 2005г.

Основная заслуга в работе над этой сложной деталью принадлежит Никите. Он профессиональный авиаконструктор, работает по специальности. Используя посадочные места на приборнрй доске как шаблон, он восстановил габариты пульта, подобрал нужный тип кнопок, и зная эти размеры, подготовил 3D модель лицевой панели.
Далее за дело взялся мастер фрезеровщик, на станке с ЧПУ панель была отфрезерована. Затем мы передали ее в гальванику для анодирования. Потом Дмитрий покрасил ее в своей малярной мастерской полуматовой эмалью.
Верхушки кнопок были оригинальной формы, с оригинальным шрифтом цифр. Их пришлось печатались на 3D принтере, но из-за ограничений оборудования, полученные детали долго и кропотливо шлифовались вручную по одной. Несколько раз все это примеряли и корректировали перед окончательной сборкой.
Жаль, кнопки немного не попали в цвет, но такое уж было в наличии сырье для принтера. В конце концов, кто сказал, что в жизни все пульты были одинакового оттенка?. Могли быть и такие, точно уже никто не узнает.

А еще, как ранее сообщалось, коллега из бригады Ту-104, отремонтировал нам бортовые часы АЧС-1. Двое теперь исправно ходят, а третьи восстановим как макет.
 
T

tropican

Новичок
Супер!!
-----
"Мёртвые Ту-144" . Они не мертвые, они так спят :). Вообще рано или поздно сверхзвуковые пассажирские снова понадобятся. Дальше ИМХО.
В силу законов аэродинамики, они будут схожи и с Конкордом, и с Ту-144. Проектирование заново, безусловно, вещь неизбежная, но, вот тут и понадобятся и старые чертежи, и музейные спящие экспонаты. Просто потому, что умный инженер, проектируя тот узел или другой, дуругой элемент конструкции, всегда обязательно залезет в них, чтобы посмотреть: а как это было сделано на Ту-144? И почему именно так, наверняка ведь, это следствие каких-то факторов, которые мне пока неизвестны, а они это прошли на своем горьком опыте? Так что сохранять их стопроцентно нужно. Еще, из фантазий. Воспроизводство Ту-160 подходит к концу, для воспроизводства его со старых бумажных чертежей на электронные был набран огромный штат конструкторов. Срочно. Обморочно. Много потому что аврально. Нельзя было нанять мало и растянуть на 15 лет. Получен огромный опыт, но ведь дальше никакой подобной задачи нет. Единственная похожая задача, вдобавок имеющая какое-то отношение к пожеланиям Путина - воспроизводство СПС. Логично? Да. Экономически обосновано сейчас? Вряд ли. Реально? Ну да, вот давайте вспомним историю краха лунной программы в США. После последнего полета с геологом на борту, программу закрыли, даже не израсходовав минимум 1 рабочий комплект, сдав в музеи. Пошли огромные сокращения: программа занимала 10% бюджета США в год. Чтобы полной катастрофы не случилось, притянули буквально за уши проект "Спейс Шаттл", который и в 1970 году был никому не нужен, равно как оказался страшно убыточен от первого до последнего полета (ничего крупнее холодильника с орбиты обратно они не вернули, а смысл был только в этой возможности, а максимальный груз выводимый тоже далеко не был освоен, потому что требовал сосредоточения 90% его массы в самом заднем положении в отсеке, чего бывает только в сказках.) Но, эта программа - не только спасла много рабочих мест, но и дала престиж! И в целом была оправдана. Все трижды ИМХО.
-----
>>> ВСУ в независимом отсеке между 3-4 дв, ей наличие-отсутствие дв. без разницы.

- А правда ли, что в Монинском самолете ВСУ была снята в ихний музей как экспонат? Ведь прилетел он туда, очевидно, укомплектованный полностью?
 
Последнее редактирование:
П

_ПЗ_

Местный
ВСУ сняли, но не для музея. Стойку шасси переднюю тоже снимали для летавших тогда еще машин.

Остальное комментировать сложно. Заводских чертежей на Ту-144 не сохранилось. Сокращения, переезды, потопы и т.д. Возможно, фрагментарно что-то еще есть. Основные носителили информации, почему было сделано так, а не иначе - люди. А их уже скоро на этом свете не останется.
Для Ту-160 никакой огромный штат не набирали, привлекали другие КБ просто.
 
B

Baursak

Местный
...Остальное комментировать сложно. Заводских чертежей на Ту-144 не сохранилось. Сокращения, переезды, потопы и т.д. Возможно, фрагментарно что-то еще есть. Основные носителили информации, почему было сделано так, а не иначе - люди. А их уже скоро на этом свете не останется.....
Это на заводе-КБ, возможно, не сохранилось в силу указанных Вами причин, но, неужели, это не копировалось на какие-то носители информации и не хранилось на случай "чрезвычайных обстоятельств", если можно так выразиться?
 
П

_ПЗ_

Местный
Кто там что копировал в конце 80х начале 90х? Страна рушилась, народ выживал, забыли уже, какое было время? Сами ищем днем с огнем, нам и надо-то на несколько узлов чертежи. Все, привет...
 
B

Baursak

Местный
Кто там что копировал в конце 80х начале 90х? Страна рушилась, народ выживал, забыли уже, какое было время? Сами ищем днем с огнем, нам и надо-то на несколько узлов чертежи. Все, привет...
Ту-144 не начал летать "в конце 80х начале 90х", а несколько раньше - не находите? В те же самые времена, которые не "в конце 80х начале 90х", а случились несколько раньше были "мобмероприятия" (если не прав в терминологии, то пусть меня поправят сведущие) в соответствие с которыми конструкторская и технологическая документация микрофильмировалась и, соответственно, где-то хранилась.
 
Самоходчик

Самоходчик

Местный
Тут скорее вариант- в годы разрухи было утеряно все, чертежи, фильмы, всё......Ведь закрывались и выбрасывались на помойку не только то, что относилось к архивному, как Ту-144, а и гораздо более свежее и актуальное.
 
П

_ПЗ_

Местный
В субботу начали устанавливать на переднюю стойку шасси покрашенные детали. Работать пришлось под дождем, так что успели не много.


Поставили рулежные фары, которые в будущем предстоит оживить, и пару хомутов, державших трубопроводы.



В салоне прозванивали электропроводку освещения салона "люкс". 10 лет назад к первому открытию самолета на ДОД, там было сделано временное освещение от сети 220В. Бытовые светильники дневного света были смонтированы через один в шахматном порядке. Когда мы набрались опыта при реставрации третьего салона, то делали уже ближе к оригинальной схеме. Сейчас этот опыт предстоит применить при переделке "времянки".



Для этого начали закупать лампы, балласты и прочие материалы:

 
П

_ПЗ_

Местный
А Паша из нашей бригады в одиночку поддомкратил стоящие рядом с Ту-144 самолеты Су-25 и МиГ-21ЛЛ, и заправил им амортизаторы стоек шасси гидравлической жидкостью. Самолеты сразу приподнялись, перестав жать хвосты к земле, и впервые наверное за всю историю музея, приняли нормальный, стремительный вид!
 
Реклама
П

_ПЗ_

Местный
В прошедшую субботу продолжали работу на борту. В поврежденных некогда этажерках и распрежелительных щитках, подключали оставшиеся пульты-нумераторы пассажирских мест.


А вне самолета, начали прректировать реплику очередного утраченного пульта управления в кабину. На этот раз взялись за ЦУНП (центральный указатель навигационных параметров), располагавшийся в правой части приборной доски второго пилота.
Ни одной фотографии этого пульта найти не удалрсь. Нет его и на уцелевших до наших дней Ту-144. Все, что мы имеем, это схематичное изображение в РЭ на самолет, и размер посадочных мест в приборной доске. Исходя из этого, пока вырисовывается такая конструкция:





Лицевая панель будет дюралевая, как и в оригинале. Кнопки также будут настоящие. А остальное - муляжи, напечатанные на 3D- принтере.
 
П

_ПЗ_

Местный
После долгих поисков, на прошлой неделе нам наконец удалось приобрести бортовой магнитофон "Арфа-МБ", устанавливавшийся на самолеты 1970х годов, включая Ту-144. Предназначался он для трансляции музыкальных программ в пассажирский салон.



В перспективе он должен заработать по прямому назначению. На штатном месте выглядит так:



Оживляж самолета, к слову, продолжается! В частности, в небольшом коридоре перед кабиной экипажа, заработало штатное освещение на оригинальных лампах накаливания 27В.




А в кабине мы провели примерку макета пульта ЦУНП, о котором говорилось ранее. Если быть точными, то это макет макета, напечатанный на 3D-принтере. По результатам примерки штатный вариант будет отфрезерован из алюминия!



Между тем, снаружи самолета, продолжалась установка ранее снятых для покраски деталей передней стойки шасси.

 
П

_ПЗ_

Местный
В минувшую субботу ребята доделали ночную (красную) посдветку приборной доски бортинженера.



Каждая приборная доска в самолете освещается сразу несколькими светильниками, в которых монтировалась целая гирлянда маленьких самолетных лампочек. Каждый светильник имел ночной красный и дневной белый режимы света с плавной регулировкой яркости. Включалось все через контакторы, плавкие предохранители и автоматы защиты сети. Плюс к тому, каждый прибор имел свою индивидуальную подсветку.

А в первом и втором салонах начаты работы по восстановлению дежурного освещения 27В. Пока оживили светильник в переднем гардеробе:



Салоны также освещались не просто. Основное освещение осуществлялось линейными светильниками дневного света переменного тока, причем левый и правый борт питались от разных шин и могли включаться отдельно. Кроме того, в каждом светильнике имелся еще дежурный режим от маленькой лампочки на 27В, который тоже включался отдельно.
Вот такая нпппостая схема.