"Мёртвые" Ту-144

В субботу начали устанавливать на переднюю стойку шасси покрашенные детали. Работать пришлось под дождем, так что успели не много.


Поставили рулежные фары, которые в будущем предстоит оживить, и пару хомутов, державших трубопроводы.



В салоне прозванивали электропроводку освещения салона "люкс". 10 лет назад к первому открытию самолета на ДОД, там было сделано временное освещение от сети 220В. Бытовые светильники дневного света были смонтированы через один в шахматном порядке. Когда мы набрались опыта при реставрации третьего салона, то делали уже ближе к оригинальной схеме. Сейчас этот опыт предстоит применить при переделке "времянки".



Для этого начали закупать лампы, балласты и прочие материалы:

 
А Паша из нашей бригады в одиночку поддомкратил стоящие рядом с Ту-144 самолеты Су-25 и МиГ-21ЛЛ, и заправил им амортизаторы стоек шасси гидравлической жидкостью. Самолеты сразу приподнялись, перестав жать хвосты к земле, и впервые наверное за всю историю музея, приняли нормальный, стремительный вид!
 
В прошедшую субботу продолжали работу на борту. В поврежденных некогда этажерках и распрежелительных щитках, подключали оставшиеся пульты-нумераторы пассажирских мест.


А вне самолета, начали прректировать реплику очередного утраченного пульта управления в кабину. На этот раз взялись за ЦУНП (центральный указатель навигационных параметров), располагавшийся в правой части приборной доски второго пилота.
Ни одной фотографии этого пульта найти не удалрсь. Нет его и на уцелевших до наших дней Ту-144. Все, что мы имеем, это схематичное изображение в РЭ на самолет, и размер посадочных мест в приборной доске. Исходя из этого, пока вырисовывается такая конструкция:





Лицевая панель будет дюралевая, как и в оригинале. Кнопки также будут настоящие. А остальное - муляжи, напечатанные на 3D- принтере.
 
После долгих поисков, на прошлой неделе нам наконец удалось приобрести бортовой магнитофон "Арфа-МБ", устанавливавшийся на самолеты 1970х годов, включая Ту-144. Предназначался он для трансляции музыкальных программ в пассажирский салон.



В перспективе он должен заработать по прямому назначению. На штатном месте выглядит так:



Оживляж самолета, к слову, продолжается! В частности, в небольшом коридоре перед кабиной экипажа, заработало штатное освещение на оригинальных лампах накаливания 27В.




А в кабине мы провели примерку макета пульта ЦУНП, о котором говорилось ранее. Если быть точными, то это макет макета, напечатанный на 3D-принтере. По результатам примерки штатный вариант будет отфрезерован из алюминия!



Между тем, снаружи самолета, продолжалась установка ранее снятых для покраски деталей передней стойки шасси.

 
В минувшую субботу ребята доделали ночную (красную) посдветку приборной доски бортинженера.



Каждая приборная доска в самолете освещается сразу несколькими светильниками, в которых монтировалась целая гирлянда маленьких самолетных лампочек. Каждый светильник имел ночной красный и дневной белый режимы света с плавной регулировкой яркости. Включалось все через контакторы, плавкие предохранители и автоматы защиты сети. Плюс к тому, каждый прибор имел свою индивидуальную подсветку.

А в первом и втором салонах начаты работы по восстановлению дежурного освещения 27В. Пока оживили светильник в переднем гардеробе:



Салоны также освещались не просто. Основное освещение осуществлялось линейными светильниками дневного света переменного тока, причем левый и правый борт питались от разных шин и могли включаться отдельно. Кроме того, в каждом светильнике имелся еще дежурный режим от маленькой лампочки на 27В, который тоже включался отдельно.
Вот такая нпппостая схема.
 
В последний момент перед зимними снегопадами (морозы уже начались), мы наконец убрали трап под крышу.



Наш трактор снова вышел из строя, поэтому толкали вручную, на волонтерской тяге. И маневрировали в тесном ангаре тоже вручную. Мероприятие заняло почти весь субботник.

В оставшееся до темноты время, заканчивали монтаж мелких деталей на переднюю стойку шасси Ту-144 после покраски.



На старых фотографиях обнаружили, что на передней стойке Ту-144 77106 стояло две фары (из шести), но пять кронштейнов под них. Три кронштейна были пустыми. Кронштейны у нас есть, но покрасить их придется отдельно...


Тем временем, на станке с ЧПУ по нашей модели, отфрезеровали лицевую панель макета пульта ЦУНП в кабину экипажа.





А для ранее купленного бортового магнитофона удалось приобрести и кассету.



Есть надежда, что на ДОД в салоне будет играть музыка!
 
На очередном субботнике продолжали работы по восстановлению электропроводки к пультам-нумераторам пассажирских мест. Как сообщалось ранее, подсветка номеров и транспарантов на них уже работает. Теперь должны ожить собственно кнопки вызова бортпроводника. А на рабочем месте бортпроводников соответственно, должен звенеть звонок. Ближайшая и самая удобная для пробы, кнопка вызова проводника, находится... в переднем туалете! Ее первой и оживили.

Попутно, работая в переднем туалете, оживили концевой выключатель закрытия двери. А вместе с ним отремонтировали и дверной замок. Одним словом, перебрали всю дверь-гармошку переднего туалета.





В третьем салоне продолжили работу по замене сгнивших ручек солнцезащитных шторок пассажирских иллюминаторов. На лето мы прервали эту большую работу, а с наступлением холодов, продолжили работу в салоне.
Вот так выглядит подгнившая ручка:


А так после замены на новую, напечатанную на 3D-принтере:


На минувшей неделе анодировали фрезерованную панель будущего макетного пульта ЦУНП в кабину экипажа. В субботу отдали ее в покраску.
 
Итак, 2019 год подходит к концу. Настало время подвести некоторые итоги. Основной из них безусловно, один: музей остался на месте. Пока.

Что касается волонтерской бригады, то ею за год, выполнены следующие основные работы:

Очистка от снега в зимний период (боле 500 м2)


Восстановление и запуск верхнего и нижнего проблескового маяка



Ремонт и замена солнцезащитных шторок иллюминаторов (48 шт)


Профилактика пассажирского трапа СПТ-114



Восстановление и запуск наземного мотор-генератора АЭМГ-60/30


Примерка сидения инженера-экспериментатора в кабине экипажа


Установка кислородного оборудования в пассажирский салон (2 к-та)


Помывка самолета с привлечением спонсора - фирмы Karcher


Проведение Дней открытых дверей (3 шт)


Стопорение верхней половины руля направления (автовышка)


Участие в международном дне музеев (проведение экскурсий до 21:00)


Профилактика замков аварийных выходов


Демонтаж поврежденной облицовки аварийных выходов


Создание реплик утраченных пультов управления в кабине экипажа


Смывка старой краски с передней стойки шасси


Закупка ЛКМ и покраска передней стойки шасси в оригинальный цвет


Восстановление индикации уборки/выпуска переднего крыла в кабине


Восстановление подсветки и работы пультов вызова бортпроводника


Восстановление дневной и ночной подсветки приборных досок


Ремонт бортовых часов АЧС-1 (2шт)


Закупка электрооборудования для освещения салона «люкс».

Поиск и установка аутентичного бортового магнитофона «Арфа-МБ» с кассетой


Подготовка к восстановлению бортовой звуковой трансляции.

Восстановление замка двери переднего санузла.


Перечислены только наиболее заметные работы, подробно описанные ранее на наших ресурсах.
 
В субботу заменили последние четыре сгнившие ручки на шторках иллюминаторов.


На этом реставрация солнцезащитных шторок закончена. Все без исключения работают, все имеют хороший внешний вид, с новенькими блестящими ручками.

А в кабине коллеги восстановили СПУ (самолетное переговорное устройство). Теперь гарнитуры летчиков не просто антураж, они работают. Включаешь СПУ, настраиваешь громкость, нажимаешь кнопку на штурвале, и можно переговариваться! Очень эффектно!

 
Ту-144 - Флагман пассажирской авиации!
А вот это интересно: фото 1, фото 2.
Пусть зто не оригинал, но по-моему, очень классно и здорово!
P.S. Оказалось, что я обманулся и не сразу понял, что все вокруг - тоже макет, причем не в натуральную величину..
 
Последнее редактирование:
В субботу на борту Монинского Ту-144 заиграла музыка!

Сергей закончил профилактику раритетного бортового магнитофона "Арфа-МБ", который нам удалось добыть не так давно, перемотал кассету, проверил сохранившийся на борту оригинальный усилитель



И вся система впервые после 45 лет молчания, заработала!


Музыка заиграла во всех трех пассажирских салонах, правда пока не над каждым рядом кресел.




Если ничего не случится, то уже 9го мая на традиционный День открытых дверей, посетители смогут увидеть и услышать все это сами!
 
С пользой прошел очередной субботник на Монинском Ту-144.
По экстерьеру, у нас осталось несколько мелких деталей, которые мы таки не успели вернуть на переднюю стойку шасси после перекраски. Помешали холода. Сейчас, пользуясь теплой погодой, в ангаре мы покрасили кронштейн, который соысем поржавел за годы стоянки:


На нем стоял некий экспериментальный датчик, использовавшийся для испытаний машины. Поэтому он был оранжевым (видно по остаткам родной краски).

В салоне, пользуясь успешным восстановлением системы звуковой трансляции, восстановили оповещение пассажиров с места борпроводников через те же динамики. А вот с вызовом экипажа пока не разобрались.

Кстати, по результатам наших работ, добрые люди подарили нам еще две кассеты для Арфы-МБ! В фирменном футляре!


А в кабине экипажа подключили электропитание на органы управления радиостанциями!



Теперь выбранные радиочастоты отображаются на индикаторах. Но самих раций у нас нет. На самолете стояли по 2шт р/с "Микрон" и "Ландыш-20". Все они уничтожены вандалами. Но аналогичные все еще можно приобрести. Если кто-то готов продать за минимальные деньги или передать в дар, то мы с удовольствием установим их на самолет и будем включать на прием эфира во время ДОД!
 
На ранних Ту-144 стояли Ландыши, а начиная с СССР-77108 их заменили на Бакланы с цифровой индикацией. Она не светодиодная конечно, там просто светящиеся индикаторы как в старых часах "Электроника". Так что и то и другое верно.