"Мёртвые" Ту-144

Вроде в этой теме не писали, а я пропустил такую новость.








 
Прикольные конусы на заглушках сопел поставили )
Я так понимаю что с левого борта движки стоитятб а с правого сняты, так?

Хорошо хоть кабина в целости сохранилась...
 
Интересно, продали движки от него? На Avito вроде объявление было.
 
Добрый день.
Знаю, что не совсем та тема, но не знаю где и у кого спросить. Ту-144 в каких-то ситуациях, летали с опущенным носом, но убранными крылышками и шасси ?
 
Я так понимаю что с левого борта движки стоитятб а с правого сняты, так?

Все 4 двигателя сняты. Один установлен рядом с самолётом. Два пропали в неизвестном направлении, в какой-то момент продавались на Авито за 20 млн. руб.

Хорошо хоть кабина в целости сохранилась...

Шутить изволите? Посмотрите на центральный пульт сейчас, и какой он был в оригинале. Кабина уничтожена почти полностью, превращена в убогую декорацию.
 
В минувшую субботу состоялся первый полноценный субботник в Монино!

Первым делом, открыли все что можно для проветривания. Но погода стоит жаркая и влажная, движения воздуха почти нет. В салоне сыро, пахнет плесенью, прибор показывает 85% влажности. Под панелями облицовки все металлические поверхности покрыты конденсатом. То же касается и проводки. Электричество включать побоялись.

Вот что стало с головным убором, оставленном в салоне перед началом карантина:




В оставшееся время занялись откидным сидением инженера-испытателя в кабине. О нем рассказывалось ранее. Недавно получили из ателье сшитую на заказ обивку.



Каркас уже имеется, а мягкость решили сделать сами.


Вот что получилось.





Оставалось лишь смонтировать все на борту.







Интересно, что согласно документации, все кресла членов экипажа должны иметь сидения в виде литых чаш под парашют. Но по факту они мягкие. Сергей Петрович Авакимов, летавший на 77106 на этом самом откидном сидении, подтвердил, что было оно мягким. Более того, была еще мягкая спинка, крепившаяся на липучках прямо к стене кабины.
 
Кроме того, в ангаре случайно обнаружили технологический чехол вот с такой интересной надписью:



Методом тыка, нашли для него подходящее место:



Очевидно, чехол был вывезен коллегами вместе с другим списанным имуществом из Жуковского. Вот и пригодился. Правда, оставлять его надетым мы не стали, под ним кресло сгниет еще быстрее из-за паронепроницаемости.

А другой коллега в период самоизоляции подготовил 3D-модель лицевой панели очередного пульта навигационного комплекса в кабину. Оригиналы пультов утрачены.



После примерки будем заказывать фрезеровку из дюраля на ЧПУ.
 
В минувшую субботу продолжали обследование на предмет сырости. Вскрыли все капоты двигателей. Часть створок прикипела так, что пришлось высверливать дзусы. Теперь надо думать, как их восстанавливать.


Внутри картина тоже не радостная. Вода, коррозия, наросты ила.



Это к вопросу о возможности когда-нибудь снова полететь. Аналогичная картина творится внутри по всем силовым элементам.

Из приятного. Никита распечатал макеты реплик двух оставшихся пультов и провел их примерку в кабине.




По результатам макетирования, модели кое-где будут поправлены, после чего переданы в производство для фрезеровки на ЧПУ. Как и ранее, вся арматура будет настоящей, кнопки, табло, лампы - только без плат. Колоссальная работа, браво, коллега!
 
В субботу продолжали разбираться с коррозией, мешающей нормально открывать капоты двигателей, в которых скапливается дождевая вода.





Часть замков пришлось высверлить. Вот во что они превратились за 40 лет.



Ищем способы изготовить заново сгнившие детали, после чего приклепать замки обратно.
 
Субботним утром влажность на борту достигла 89%. Открыли все, что можно, опустили нос, выпустили крылышки, к вечеру опустилась до 60%. В связи с этим, решили на практике изучить устройство системы кондиционирования воздуха (СКВ).

Сначала вскрыли панели между мотогондолами, затем сверху на крыле.



Добрались до турбохолодильника, воздухо-воздушного радиатора, исполнительного механизма. Но на пути в салон, воздушному потоку препятствует еще много преград. Переместились внутрь. Изучили трассы воздушных коробов в хвостовом техотсеке. Там они слишком утончаются и без грубой резки не подключиться. Двинулись в салон.



Нашли стояки, через которые холодный воздух подавался в короба. Они соединены гофрами, которые можно отвинтить. Для этого, правда, пришлось много чего разобрать.



Штатно воздух для СКВ отбирался от двигателей, а на земле - от ВСУ: 2800кг/ч при давлении до 4атм. Максимум, что имеем мы - два электровентилятора 1253А производительностью 790кг/ч при 0.8атм.



Приводные электромоторы МВ-1200 питаются постоянным током 27В и потребляют до 62А. Очень неслабый аппетит. Наш ВАКС потянет лишь один. Но провода нужны в палец толщиной из носа самолета в хвост.

При пробном пуске выставили дежурных с порошковыми огнетушителями. Шум вентилятора такой, что приходится кричать друг другу, стоя рядом. А "отдачу" мотора еле удержали ногами.
Тем не менее, эксперимент удался. Из вентиляционных отверстий во всех салонах подул легкий ветерок, обеспечивая циркуляцию внутри. Дальше предстоит смонтировать все это штатно!
 
Пока возились под хвостом, обнаружили старые вмятины, видимо, от последней посадки на снег с большим углом атаки. Одна титановая пластина юбки, прикрывающей сопло двигателя, вырвана совсем, еще одна погнута. Последнюю сняли, высверлив ржавые винты, выправили и поставили на место.



Утраченную хотелось бы изготовить заново.

 
Работы с вентиляцией пока на паузе до прокладки нормального электропитания. Это не простое дело. В субботу сняли размеры с фланца нашего электровентилятора и воздушного короба в самолете.


Надо разработать какой-то переходник.

В салонах навели порядок на случай проведения ДОД в августе. Обсуждается дата 16 августа, но официального разрешения на массовые мероприятия от властей Московской области пока нет, и наша бригада тоже не горит желанием контактировать с тысячей-другой человек в тесном салоне. У многих на этот день запланированы дела.

В оставшееся время занялись заглушками воздухозаборников двигателей. Вместо них в музее много лет назад установили обычные куски фанеры, выкрашенные в красный цвет. Прикрутили шурупами прямо к обшивке. Одна такая заглушка успела сгнить полностью, остальные облезли и покоробились. Пока мы решили их снять вовсе, дальше решим.


Клинья воздухозаборников двигателей стоят в разных положениях. В последний раз двигатели работали на разных режимах. Возможно, для руления.


Внутри каналов скопилась пыль и мусор.




На одном из каналов обнаружена вот такая пометка:


Все было не просто в эксплуатации.


Первая ступень компрессора НК-144А крупным планом:

 
Только в августе удалось приступить к очистке основных стоек шасси для запланированной окраски.



Пожарные рукава от гидранта (единственный источник воды на всей открытой экспозиции) развернули всего за час. Важно правильно их скатывать, а не комкать как попало.
Затем в работу включились химическая смывка на основе аммиака, и "Керхер". Наружный слой краски обветшал так, что смывается просто струей воды.



С остальными наслоениями приходится попотеть. Мешают ажурные детали.



Имевшуюся смывку израсходовали, предстоит закупать новую. Для желающих помочь, финансовые реквизиты следующие:

Карта Сбер: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066

Пока "керхер" был под самолетом, решили помыть капоты двигателей, в которых десятилетиями скапливается вода и грязь.



Результат превзошел все ожидания.



В каналах воздухозаборников, с которых сняли сгнившие кустарные заглушки, также наводили чистоту. А вдруг еще полетит?



Для этого внутрь затащили строительный пылесос, а затем и "керхер".



Стало:



Попутно, коллега отрихтовал от вмятин раскуроченный когда-то вандалами блок электроники из инженерного отсека. Эта работа ведется в фоновом режиме. Из лома восстанавливаем корпуса раскуроченных приборов и уникальных блоков, которые расставляем по своим местам. Впоследствии, можно будет сделать прозрачные панели с подсветкой и "музеефицировать" начинку самолета. Фото будут по мере готовности.