"Мёртвые" Ту-144

Реклама
Волонтерские хроники.
15 августа посетив субботник записал небольшое интервью с волонтером Никитой, который занимается изготовлением высококлассных макетов утраченных пультов в кабине экипажа 77106
 
Субботним утром влажность на борту достигла 89%. Открыли все, что можно, опустили нос, выпустили крылышки, к вечеру опустилась до 60%. В связи с этим, решили на практике изучить устройство системы кондиционирования воздуха (СКВ).

Сначала вскрыли панели между мотогондолами, затем сверху на крыле.

410402_900.jpg


Добрались до турбохолодильника, воздухо-воздушного радиатора, исполнительного механизма. Но на пути в салон, воздушному потоку препятствует еще много преград. Переместились внутрь. Изучили трассы воздушных коробов в хвостовом техотсеке. Там они слишком утончаются и без грубой резки не подключиться. Двинулись в салон.

410745_900.jpg


Нашли стояки, через которые холодный воздух подавался в короба. Они соединены гофрами, которые можно отвинтить. Для этого, правда, пришлось много чего разобрать.

411056_900.jpg


Штатно воздух для СКВ отбирался от двигателей, а на земле - от ВСУ: 2800кг/ч при давлении до 4атм. Максимум, что имеем мы - два электровентилятора 1253А производительностью 790кг/ч при 0.8атм.

411324_900.jpg


Приводные электромоторы МВ-1200 питаются постоянным током 27В и потребляют до 62А. Очень неслабый аппетит. Наш ВАКС потянет лишь один. Но провода нужны в палец толщиной из носа самолета в хвост.

При пробном пуске выставили дежурных с порошковыми огнетушителями. Шум вентилятора такой, что приходится кричать друг другу, стоя рядом. А "отдачу" мотора еле удержали ногами.
Тем не менее, эксперимент удался. Из вентиляционных отверстий во всех салонах подул легкий ветерок, обеспечивая циркуляцию внутри. Дальше предстоит смонтировать все это штатно!
А наземного кондиционера нет возможности применить? У нас в ангаре применяют электрический вентилятор с питанием 380 Вольт переменного тока, штатно подключенный к СКВ.
 
А наземного кондиционера нет возможности применить? У нас в ангаре применяют электрический вентилятор с питанием 380 Вольт переменного тока, штатно подключенный к СКВ.
А подключать-то его куда (в смысле воздуха)?
 
Минувший субботник для бригады Ту-144 оказался практически сорван. С утра обьявили, что на следующий день, в воскресение, ожидается некая делегация по приказу Министерства обороны, и нужно срочно подготовить Ту-144 к открытию. Пришлось нам вручную вместе с примкнувшим сотрудником музея, выталкивать из ангара пассажирский трап, и катить его к самолету. Исправной автотракторной техники нет, а весит СПТ-114 2680кг. В оставшееся время суматошно кинулись наводить порядок на борту, закрывать снятую для работ облицовку, привинчивать все, что было разобрано и т.д.

Единственное, что удалось сделать - поставить на переднюю стойку шасси, кронштейны для фар, которые коллега Дмитрий перекрасил в домашней мастерской. Самих фар, согласно исторических фото, на 77106, там не было.
416860_900.jpg


А после обеда выяснилось, что в музее издан приказ о начале платных экскурсий для посетителей конкретно на борт Ту-144. Это и есть та самая важная делегация. В воскресение, когда волонтеров нет.

Надо отдать должное, исполнители, которым было поручено водить платные экскурсии, повели себя корректно, звонили, консультировались, прислали фото по итогам мероприятия. Есть надежда, что обошлось без повреждений. В следующую субботу узнаем.

P.S. На сторонних ресурсах, не связанных с волонтерами, с сожалением приходится читать вот такие отзывы посетителей Монинского музея:

МУЗЕЙНОЕ ОБОСТРЕНИЕ ЖАДНОСТИ Я.. | Типичное МОНИНО™ | VK
 
А подключать-то его куда (в смысле воздуха)?
1598340819230.png

1598340858366.png

 
Ну так мы же описывали, что для работы через этот штуцер, нужен огромный поток воздуха и давление. Там установлены подпружиненные заслонки, а также еще целый ряд агрегатов СКВ, которые нужно "продавить". Электрические вентиляторы слишком слабы для этого, оно расчитано на ВСУ.
 
Посмотреть вложение 737223
Посмотреть вложение 737224
В данном случае на фото разъём подключения УВЗ, что собственно раносильно подводу воздуха от работающей ВСУ. Я говорил о подаче на борт воздуха через разъём наземного кондиционирования. Вот, например

news1506574046.jpg


s1200.jpg
 
Не, такого на Ту-144 не предусмотрено. "Горыныча" МП-70 мы просто в люк техотсека засовывали. Но это слишком муторно.
 
Реклама
В субботу получили ранее закупленную смывку для продолжения работ по перекраске стоек шасси. Спасибо всем, кто несмотря ни на что, верит в нас и продолжает поддерживать наш проект своими пожертвованиями. Будем делать все возможное.

417171_900.jpg


Использовать покупку, впрочем, пока не получилось. Единственный источник воды - пожарный гидрант, был занят на помывке других бортов. Как впрочем и наш Керхер.

После наших летних работ под капотами двигателей, мы решили опломбировать их современными самоклеящемися печатями. В случае несанкционированного вскрытия, это будет сразу видно.

417534_900.jpg


Пока не смонтирована электропроводка, решили спроектироввть кронштейны для установки электровентиляторов, которые будут дуть в систему СКВ.

417755_900.jpg


В первом салоне начали переделку освещения по штатной схеме. В начале 2000х годов при подготовке самолета к первым ДОД там были временно установлены подаренные спонсором дневные светильники в шахматном порядке. С тех пор утекло много воды. В третьем салоне, который до сих пор не участвует в ДОД, мы монтировали уже гораздо более близкую к оригиналу систему освещения. Но до переделки времянки в носовых салонах, руки так и не доходили. Будем надеяться, теперь дойдут!

417856_900.jpg


Также удалось заменить перегоревшую лампу-фару в носовом обтекателе.
418061_900.jpg


418516_900.jpg
 
Очередная порция съемок на борту монинского Ту-144. В этом выпуске: восстановление системы оповещения, реставрация системы кондиционирования для удаления излишней влаги из салона, ремонт потолочных панелей и настройка индикаторов в кабине экипажа.
 
По результатам одной из публикаций, на нас неожиданно вышел очень интересный человек.
Александр Владимирович Сагатович - один из последних здравствующих (если не последний) специалистов, участвовавших в разработке ПИНО - проекционного индикатора навигационной обстановки. Об этом уникальном электромеханическом приборе мы писали уже не раз. И вот теперь, представился случай из первых рук узнать, как работал необычный прибор, и навигационный комплекс в целом.
В минувшую субботу Александр Владимирович приехал в музей и прямо на борту провел нам мастер класс.




Более того, Александр Владимирович передал нам в дар пленку с оригинальными микрофильмами для ПИНО. Там буквально вся страна. Теперь мы умеем сами заряжать эту пленку в кассету и пользоваться всеми органами управления. К сожалению, "родной" ПИНО от Ту-144 разбит вандалами и оживлен нами лишь как макет. Но ветераны фирмы Туполева подарили нам более современный индикатор ИНО-2М. Он полностью комплектен и будет оживлен уже штатно для демонстрации как отдельный экспонат.
Выражаем нашу безмерную признательность Александру Владимировичу за его визит! И очередную благодарность Ту-144 за то, что он познакомил нас с еще одним совершенно уникальным человеком!
 
Субботник "порадовал" нововведениями. Теперь волонтеры должны получать в адиминстративном здании разовый пропуск, чтобы попасть на территорию. А вечером его сдавать, отмечая время убытия. Сторожам приказано досматривать личные вещи.

Пока не последовало прямого запрета, занялись силовой проводкой для возросших нужд Ту-144. В первую очередь, нужно подключить вентиляторы для проветривания страдаюшего от сырости салона. Из собранных ранее пожертвований, закупили 50м кабеля. Спасибо всем, кто помогает поддерживать экспонат!

418743_900.jpg


Никита на личном 3D-принтере изготовил специальные кронштейны для крепления вентиляторов к рельсам пассажирских кресел на полу хвостового салона.

419304_900.jpg


Получилось вот так:

419024_900.jpg


А также специальные клапана, предотвращаюшие перетекание воздуха в системе:

419535_900.jpg


Получилось замечательно!

К сожалению, штатные шины силового питания на борту Ту-144 порезаны в нескольких местах, да и возраст их уже не маленький. Если тщательное обследование позволит, их можно будет использовать лишь частично. Поэтому необходимо протянуть новые провода вдоль всего салона. Удобнее делать это между техотсеками под полом. Но фюзеляж разделен несколькими гермошпангоутами.
Ранее мы вскрывали панели пола по правому борту, но там не оказалось места для толстых гофр с кабелями. Пришлось закрывать все обратно, приклеивать ковролин на место и пытать счастья по левому борту.

419683_900.jpg


Там оказалось гораздо свободнее, и гермошпангоуты можно обойти!

420054_900.jpg


В слудуюший раз, если субботники будут продолжаться, надеемся проложить кабель!

В качестве отвлечения, в ангаре рассортировали целый ящик авиационных метизов, привезенных из Жуковского с Ту-144ЛЛ 77114, который сейчас установлен на постаменте. Характерный "Туполевский" ассортимент, попадаются даже титановые винты.
 
В минувшую субботу, как и планировалось, проложили новый кабель под полом пассажирского салона.

420327_900.jpg


Проложили два пустых гофрорукава с проволокой внутри, и один с кабелем. Если понадобится в будущем можно будет без вскрытия полов, протянуть дополнительные.

420440_900.jpg


В салоне занимались установкой динамиков для аудиотрансляции.

420705_900.jpg
 
Этот Ту-144 просто язык не поворачивается называть "мёртвым", он - живой!
Просто временно - болеет.
Подключить к нему источник сжатого воздуха и крутануть движки... нет, нет, просто крутануть, чтоб вращались.
 
Надо раскрутить сдающие в музей экспонаты организации на компрессор высокой производительности :) .
Разумеется, он должен быть уникальным музейным экспонатом, "с историей", на котором ездил Гагарин (шутка), кто угодно, лишь бы добыть ценный передвижной агрегат.
 
Пока не проводятся регулярные субботники из-за коронавируса, с помощью сотрудников музея удалось несколько раз проветрить Ту-144. Есть надежда, что такой сырости как весной, внутри удастся избежать. Это совершенно необходимые мероприятия, которые должны выполняться при любых условиях!

422881_900.jpg


Кроме того, в ангар был отбуксирован трап, который стоял у самолета с лета!

423109_900.jpg


Ну а мы пока занимаемся домашними заготовками. В частности, по ранее сделанным чертежам, нам сварили из толстого алюминия кронштейны для установки вентиляторов в СКВ, о которых мы уже писали!

423382_900.jpg


А еще буквально на днях была закончена фрезеровка на ЧПУ лицевой панели очередного пульта управления в кабину.

423490_900.jpg


Это предпоследний из утраченных пультов управления навигационного комплекса, которые мы вынуждены заменять репликами.

423901_900.jpg


Как и ранее, реплика изготавливается максимально близко к оригиналу. Кнопки и лампочки будут настоящие, только без электроники внутри.

Ну и напоследок, наш коллега Александр из Питера раскопал целый пласт прижизненной истории Ту-144 77106, о которой будет отдельный пост. Оставайтесь с нами!
 
Реклама
Назад