"Мёртвые" Ту-144

А вот и вторая, последняя панель подоспела!

IMG-20201125-WA0001.jpg
 
Реклама
На минувшую субботу был назначен минисубботник для проветривания реставрируемых экспонатов. Всего 6 человек по предварительно согласованному списку. Однако, когда волонтеры приехали к воротам музея, охрана сообщила об указании руководства никого не пускать. Потраченные на дорогу деньги и время - за счет волонтеров. Такое вот отношение.
 
На минувшую субботу был назначен минисубботник для проветривания реставрируемых экспонатов. Всего 6 человек по предварительно согласованному списку. Однако, когда волонтеры приехали к воротам музея, охрана сообщила об указании руководства никого не пускать. Потраченные на дорогу деньги и время - за счет волонтеров. Такое вот отношение.
В основном там были запланированы работы в хозяйственном отношении. Музей планирует перевезти авиадвигатели из седьмого ангара на новое место, мы должны были расчистить маршрут от наших навалов. Отношение да, странноватое.

А в чем причина такого запрета не сказали?
Нет, не сказали.
 
А еще за несколько лет до этих событий, аналогичные герои отреставрировали Ан-14. Врезались на нем в дерево, повредили самолет. Очередь за Ту-144...
 
А еще за несколько лет до этих событий, аналогичные герои отреставрировали Ан-14. Врезались на нем в дерево, повредили самолет. Очередь за Ту-144...

Аналогичные герои - это ты начальника аэродрома имеешь в виду?))
 
А еще за несколько лет до этих событий, аналогичные герои отреставрировали Ан-14. Врезались на нем в дерево, повредили самолет. Очередь за Ту-144...
Это к тому, что лучше бы они реставрацией вообще не занимались?

А вообще, радостное зрелище.
 
В начале 1970-х годов Ленинградский ФТИ имени А.Ф.Иоффе вел работы по исследованию спектров и состава космических лучей на границе атмосферы с целью поиска антивещества в космосе, точнее антипротонов. Для этой задачи создавалась аппаратура под названием магнитный спектрометр. Вес махины порядка 400 кг и высота около 2 м.. Все это поднималось на высоту 30...32 км высотным аэростатом, неслось по воле ветра и приземлялось на парашюте. Если падало не далее 1000 км, то ученые летели за аппаратурой на вертолете. Если уносило дальше, то ждали, когда поисковики найдут ее, доставят на ближайший аэродром и туда высылался транспортный самолет...

О подробностях темы, получившей название "Полюс" нашему Питерскому коллеге рассказал один из участников, и рассказ его неожиданно коснулся Ту-144 СССР-77106.

425315_900.jpg


В начале 70-х годов с неизбежностью стала надвигаться эра сверхзвуковых пассажирских самолетов. Надо было выяснить радиационную нагрузку на экипажи и пассажиров. На высотах 16-18км никто ничего ранее не измерял. Партия и правительство бросило клич - кто сможет? Кроме Академии наук СССР никто "не поднял руку". Так и была утверждена программа "Полюс".Первые 2 экспедиции в 1974г являлись пристрелочными (высоты были не те). Результаты полетов на ТУ-134 оказались близки к 0. Выяснилось, что спектрометр на борту работет совсем не так как в лаборатории (точнее почти совсем не работает), хотя температура и давление комфортные. Эту особенность удалось устранить в последующих экспедициях, уже на Ил-62М 86656. А затем подключился Ту-144. И не какой-нибудь, а именно СССР-77106. На фото ниже коллектив Ленинградцев на фоне самолета на дальней стоянке в Домодедово:

424471_900.jpg


По воспоминаниям ученого, салон этого самолета имеет особенность, практически, не заметную на глаз. Расстояние между крепежными дорожками для кресел в полу между рядами у всех типов самолетов стандартное. Под этот размер в раме-основании спектрометра были просверлены отверстия. Но на ТУ-144 ближе к хвосту это расстояние плавно уменьшается. Возникли непредвиденные проблемы с креплением прибора, которые все же были успешно решены, чему служит доказательством следующее уникальное фото:

424732_900.jpg

Тот самый спектрометр в салоне будущего Монинского экспоната. Именно с его помощью были произведены измерения уровней радиации на будущих сверхзвуковых пассажирских трасссах, позволивших начать безопасные для людей полеты в 1977г!

425138_900.jpg


Теперь стали ясны причины царапин и повреждения панелей пола в этом месте:)

В настоящее время, коллега Александр планирует записать видеоинтервью с ученым и сделать небольшой документальный фильм. Как только он появится, мы обязательно опубоикуем ссылку на ютуб-канале!

P.S. Все ранее не публиковавшееся фото 77106 взяты из личного альбома участника программы "Полюс"
 
Реклама
Пока фото не стало достоянием общественности без указания автора, упомяну что фотографии из архива Сергея Васильевича Степанова. Второе фото по информации участника событий и держателя архива этих фотографий сделано в мае 1977 года на авиабазе Оленья. Это рядом с Оленегорском. Не Домодедово это... как сказано...
 
Последнее редактирование:
Ну а нас 19 декабря наконец, пустили на субботник. Пока небольшую партию волонтеров для первоочередных работ.


425687_900.jpg


Первым делом, Ту-144 был открыт для проветривания. Прибор показывал 92% влажности в салоне.


425860_900.jpg


Начата проверка сопротивления изоляции в восстановленной электрике. Это дело не быстрое.


426027_900.jpg


В оставшееся время, в ангаре припарковали на место трап и накрыли его брезентом.

IMG-20201219-WA0006.jpg
 
В субботу исполнилось 45 лет со дня первого "коммерческого" рейса, который Ту-144 77106 совершил в рамках эксплуатационных испытаний из аэропорта Домодедово в Алма-Ату.

Этот день мы отметили субботником на борту.
Чтобы поставить стремянку, пришлось довольно долго чистить снег после ночного снегопада.

IMG_20201226_120601.jpg

Основной задачей сейчас является проветривание самолета, так как внутри очень влажно.
Ну а пока борт проветривался, кое-что удалось сделать.
Установили правильный пульт управления радиостанцией "Баклан", подаренный нам одним из читателей:

IMG_20201226_132558.jpg


Пульт управления второй радиостанцией пока остается не оригинальный, более поздней модели.

В третьем салоне начали установку новых динамиков в индивидуальные пульты пассажиров. Для них ранее были изготовлены переходные пластины.

IMG_20201226_142639.jpg


IMG_20201226_142617.jpg

Ну и немного навели порядок на борту.
 
В субботу 16 января 2021г поступила печальная печальная новость.
Ушел из жизни Сергей Георгиевич Борисов - летчик-испытатель ОКБ им. А.Н.Туполева, участник программы Ту-144, отлетавший, в частности, значительную часть полетов на Ту-144ЛЛ СССР-77114 в 1999г.

Borisov_S_G.jpg
 
На почти 20-градусном морозе с освежающим ветерком под падающим снегом, весь день мы провели с лопатами в руках.


IMG_20210116_124354.jpg



IMG_20210116_122912.jpg



IMG_20210116_155833.jpg



IMG_20210116_155833.jpg


Как видно из фото, ближе к фюзеляжу сугробы почти достигли высоты человеческого роста. Будем надеяться, с неба выпало уже все, что должно было этой зимой.
Спасибо всем кто помогал и всем, кто поддерживает нас удаленно!

1611034822528.gif


1611034822388.gif


1611034822816.gif


1611034822674.gif


1611034822958.gif


1611034823375.gif


1611034823238.gif


1611034823514.gif


1611034823097.gif
 
В субботу погода не сильно располагала к кропотливой работе на борту. В Московском регионе стоял мороз -17 с сильным ветром. Поэтому, добрых полдня пришлось потратить на расчистку смерзшихся сугробов и установку стремянки.
В оставшееся время проветрили экспонат, продолжили тщательную проверку электропроводки. По крайней мере, цепи освещения безопасны.


IMG_20210206_133725.jpg


Появившийся свет в третьем салоне позволил продолжить установку динамиков внутренней трансляции.


IMG_20210206_145924.jpg


Остается установить еще 10 штук, они уже закуплены.

Будем надеяться, работы на Ту-144 удастся продолжить в 2021г в привычном режиме
 
Минувший субботник снова был целиком посвящен расчистке снега.
430192_900.jpg


После очередных "небывалых" снегопадов пришлось разгребать такие сугробы, что попасть на борт мы уже не успели. Даже стремянки оказались засыпаны на высоту почти человеческого роста.

430453_900.jpg


Но реставрация продолжается. На неделе наконец уехали в покраску две последние панели-муляжи утраченных пультов упрааления навигационным комплексом в кабине.

Спасибо всем, кто помогает и поддерживает нас!
 
В субботу продолжили копаться в электронике.
Для начала, начали собирать мощный выпрямитель для питания вентиляторов будущей СКВ.
430677_900.jpg


Все будет собрано в корпусе штатного релейного блока и установлено в техотсеке. Корпус взят с Ту-144 77114, который теперь стоит на постаменте как памятник. Электроника ему больше не понадобится.

Продолжили монтаж динамиков системы аудиотрансляции на борту. Остается поставить еще 8 штук в самом хвосте третьего салона.

В оставшееся время занялись вялотекущей работой по сборке пазла из раскуроченных вандалами электронных блоков, некогда собранных в огромную кучу на борту. Все оригинальное оборудование, которое было найдено разбитым в 2005-2006 году, постепенно собирается как мозаика. В основном, восстановить удается только корпуса электронных блоков, которые можно хотя бы установить на штатные места, постепенно наполняя выпотрошенные этажерки техотсеков и уменьшая количество хлама в салоне.

В предыдущий заход, был собран корпус блока электроники уникальной системы К-12-1 определения истинного курса самолета на земле. Система, включающая оригинальный гироскопический датчик истинного меридиана, применялась при начальной выставке гироинерциальной системы самолета перед полетом. В настоящее время, восстановлена в виде пустых корпусов, смонтированных на штатных местах.

В этот раз, объектом стал раскуроченный вандалами блок системы измерения отношения давлений в воздухозаборнике двигателя СИОД-3. Система была предназначена для измерения отношения давлений воздуха в канале воздухозаборника и выдачи сигналов на управление створками перепуска при полетах на М>1.25. На каждый двигатель приходился блок с несколькими реле отношения давлений, релейным датчиком давления и блоком преобразования. Корпуса приборов в основном вскрыты, содержимое выломано, обломки собраны из россыпи по техотсеку под полом салона.
430955_900.jpg


Собрав все детали в кучу, корпуса были аккуратно разобраны, отрихтованы, заново подогнаны на свои места и вновь собраны. Поскольку все это стоит в малодоступном для осмотра месте, оставшиеся после рихтовки дыры просто заклеили армированным скотчем серебристого цвета. При большом желании можно запаять, прошпаклевать и перекрасить. Но в данном случае это вряд ли кто-то оценит.

431581_900.jpg


Даже в минимальном объеме, провозились почти полдня.

431357_900.jpg


431831_900.jpg


Это наглядный ответ на часто задаваемый вопрос, может ли Ту-144 снова полететь.

432040_900.jpg


В результате, после установки на штатное место, получилось вот так:

432240_900.jpg


В следующий раз, заменим обрезанные трубки новыми дюритами. Хотя бы для вида.
 
Реклама
Очередной мартовский субботник снова начался с расчистки выпавшего снега.

IMG_20210313_102249.jpg

Продолжили работы по монтажу выпрямительного устройства для мощных вентиляторов стстемы кондиционирования воздуха. Первый из двух вентиляторов наконец установлен на специально сваренную для него алюминиевую раму.


IMG-20210313-WA0002.jpg



IMG-20210313-WA0001.jpg


Пока возились с электрикой, случайно нашли один из блоков системы контроля двигателей среди ЗИП, вывезенных ранее с Ту-144Д, установленного на памятник. Немного другая модификация, но на штатную раму встал хорошо. Только ключи на разьеме пришлось повернуть.


IMG_20210313_135335.jpg


С миру по нитке, заполняем разграбленные этажерки электронного оборудования в техотсеках. Пусть даже для антуража.

Был шанс приобрести блок речевого информатора РИ-65Б, знаменитую "Риту", но продавец запросил слишком большую цену.

Напоследок, в третьем салоне установили еще несколько метров декоративных заглушек в рельсы, где стоят пассажирские кресла. Больше таких пока найти не удалось.


IMG_20210313_133340.jpg


Спасибо всем, кто следит и поддерживает нашу работу!
 
Назад