Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
А вот фото из кабины А-330... На фото - слева КК А-330 Борис Бутковский, выпускник ОВВАУЛ 1992, справа - его правак (тоже выпускник ОВВАУЛ 1988, зовут Александр, снято в аэропорту Екатеринбурга, снимал - я, отец Бориса Бутковского (я сижу позади КК). Экипаж готовится вылететь по маршруту Екатеринбург - Хургада 26.11. 2022, читают карту проверок перед запуском.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Лётная братия, вопрос Вам: Имело ли место быть, что при посадке какая ни-будь пернатая живность попадала в воздухозаборник, и лётчик после посадки относил её в метео?
Не слышал о таком и навряд ли было. 1. Нечего оттуда доставать и 2. метео не отвечает за орнитологическое обеспечение полётов.
 
Не слышал о таком и навряд ли было. 1. Нечего оттуда доставать и 2. метео не отвечает за орнитологическое обеспечение полётов.
Просто у отца случай был, ну не целую тушу принёс. но вот почему-то именно в метео отдал. Правда сейчас не вспомню, толи в Правдинске, толи в Мончегорске...
 
А что, в те годы после окончания УАЦ в армию не призывали?
У нас в полку было довольно много лётчиков, которых в конце 60-х начале 70-х
призвали после окончания УАЦ на два года.
Многие после окончания двух лет остались дальше служить, успешно летали командирами экипажей на Ми-4, Ми-8, Ка-25.
При мне, когда в 60-х годах, в начале безбожно разгоняли военных лётчиков, кого куда попало.
А то и просто выгоняли. После схватились, что летать некому в Армии. Вот и начали набирать
кого с АУЦ, а кого просто с аэроклубов (Мастеров Спорта). Наглядный пример, мой Кум Македонов
Борис - отслужил в армии танкистом, потом летал в Севастополе в аэроклубе, стал мастером
спорта по самолётному пилотажу. Призвали на 2 года в Качу ПКК на ЛИ-2. Стал КК и перевёлся в
Елизово на Камчатку на БЕ-12. Дослужился до подполковника. На пенсию вернулся на Качу.
Где и умер.
Дальше пример- Мастер Спорта Василенко Юра. призван на 2 года ПКК на ТУ-16 в Октябрьское.
Летал в экипаже подполковника П.Г.Овсянникова. Потом встретились с ним в Риге.
Овсянников П.Г.- Инспектор ГВФ, БГВ- Инспектор ДОСААФ, Юрий Василенко КЗ в Аэроклубе.
Жизнь полна неожиданностей и интересных авиационных встречь.
 
Последнее редактирование:
Не слышал о таком и навряд ли было.
Аналогично... У нас на ТУ-22 было много случаев попадания чаек и других птиц в двигатели, особенно при полётах на малых и предельно-малых высотах над морем... Даже при ударе птиц просто в фюзеляж (на обычной для таких полётов скорости - 700 - 800 км.час.), в крыло или в лобовое стекло, - "приносить" что-либо из остатков не было никакой возможности - всё размазывалось по конструкции самолёта, а при при попадании птицы в двигатель - вообще, кроме небольших следов на входном устройстве или следов крови на лопатках компрессора - ничего не оставалось... Один раз гусь (по-моему) сделал мне нехилую дыру в месте соединения крыла с фюзеляжем.., но и там "принести" что-то просто не было возможности, кроме нескольких измазанных перьев...
 
Просто у отца случай был
А вот у меня случАй был...
Такая красатуля лишилась жизни ткунвшись глазом в левую законцовку крыла моего Л-29 (второй курс) на выравнивании. После полётов съездили с Шефом на "таблетке", нашли.
 
Пилотяге.
Сергей Борисович, дополню тебя, что взлёт в Саках с Курсом МК-43, проходил через
Михайловскую огромную свалку, где постоянно проживали и кормились тысячи ворон,
чаек и прочая летающая "братия". Перед взлётом ТУ-22, их пытались гонять, матросы стреляя
ракетами и даже, включая по радио опасные крики для птиц, но попадание птиц в самолёты продолжалось. Возможно, что и при взлёте после моего полёта днём, в самолёт майора
Городянко, попала птица. И экипаж при отказе двигателей, катапультировались около
Евпаторийского Маяка. Пока ты не сбежал за Канадскую Границу, хочу тебя поправить.
Экипаж Городянко подобрал катер Морских Пограничников, а не прогулочный, как ты написал.
Пограничники первого подняли штурмана Саню Канапелькина. Он и сказал- "ищите ещё двоих".
В течение часа подняли Витю Городянко и оператора Толю Бененко. Ребята замёрзли и
просили водки. Старлей, Ком.Катера ответил, что у него есть в сейфе опломбированные два
литра спирта, но для " особых случае".Штурман Саня Канапелькин обложил его матом -"а это,
какой случай???" И добавил - вези нас на наш пирс, где мы тебе дадим ведро "шлёмки".
Тот доставил их. Экипаж поместили в Санчасть, а мы под сильным дождём и холодным
ветром, до 9 час. утра прочёсывали весь берег около Евпатории. Когда вернёшься из
Канады, поговорим на ветке о катапультировании, уже при тебе экипажа Белобородова.
Тогда спасли только оператора Виктора Смирнова, который со мной пролетал до этого случая
три года. Начиная с первого вылета. И последнее, в начале освоения ТУ-22, часто были
запреты на полёты от 2-х до 3-х месяцев. Даже когда катастрофы ТУ-22 были в ДА, а не в
МА. Поэтому уходили на пенсию, некоторые, имея десяток полётов и около сотни часов
на ТУ-22. А ты , даже в бухте Онега проходил спасательные тренировки и ,наверняка имеешь
сотни часов налёта. Если не трудно, загляни в лётную книжку и напиши нам.
 
При мне, когда в 60-х годах, в начале безбожно разгоняли военных лётчиков, кого куда попало.
А то и просто выгоняли. После схватились, что летать некому в Армии. Вот и начали набирать
кого с АУЦ, а кого просто с аэроклубов (мастеров спорта).
Бросаться" из огня, да в полымя"- традиционная Российская забава, не от большого ума управителей , что и наблюдается в НВ. Жаль...
1691272_581bd1a82cc8d12d29043dbe20841d12.jpeg
 
Реклама
Перед взлётом ТУ-22, их пытались гонять, матросы стреляя
ракетами и даже, включая по радио опасные крики для птиц, но попадание птиц в самолёты продолжалось.
Дорогой мой однополчанин, Геннадий Васильевич.., спасибо, что уточнил момент спасения нашего экипажа м-ра Городянко, после их катапультирования возле Евпатории... Я только хотел сказать основное, - спасение экипажа произошло не с помощью спасательного вертолёта типа КА-25 или КА-27, постоянно дежурившего на Каче, а их просто подобрал тоже не спасательный катер, а как ты уточнил, - пограничный катер...
И второе. Да, в 1976-м году у нас в ВВС ЧФ Приказом Командующего ввели правило, - в условиях интенсивных полётов с большой лётной нагрузкой, - посылать экипаж на неделю в Центр подготовки лётного состава (так поначалу называли этот Центр в бухте Омега возле Севастополя) и для некоторого отдыха от интенсивной лётной деятельности и для получения дополнительных навыков выживания после катапультирования... Среди прочих занятий подобного рода были и тренировки лётного состава по выполнению реальной процедуры - прицепления к подъёмнику вертолёта-спасателя... Эти тренировки были устроены специально после катастрофы нашего экипажа к-на Белобородова, произошедшей 6.07.1975 (бортовой № 07), когда экипажу пришлось срочно катапультироваться из-за внезапного отказа управления и падения самолёта в море В экипаже катапультировались оператор к-н Смирнов и последним, перед самым падением самолёта в море, - КК к-н Белобородов... Штурман корабля ст. л-нт Ерохин из-за больших перегрузок так и не сумел катапультироваться из падающего ТУ-22 и "ушёл" в море вместе с самолётом... Тогда экипаж вертолёта-спасателя сумел успешно поднять на борт лишь одного члена экипажа, - оператора к-на Смирнова.., но не сумел поднять и тем самым - спасти, уже успешно катапультировавшегося командира корабля к-на Белобородова, находившегося в лодке МЛАС-1, но видимо, серьёзно раненного при катапультировании... Из-за этого ранения Белобородов не сумел самостоятельно нормально прицепиться к карабину троса подъёмника и оторвался в конечной стадии подъёма, - почти из под самого вертолёта и упал в море с высоты порядка 20 - 25 метров и в результате падения - утонул...
 
И чуть дополню по просьбе моего однополчанина и старшего товарища - БГВ... Посмотрел лётную книжку и нашёл, что тогда я уже второй год летал на ТУ-22 и к 6.07.1975 имел налёт на ТУ - 22 - 145 часов...
 
Интересный случАй
трюк???!!!!!....удался....
14 июня 1960 года "рекламный" полет Ан-10.

Экипаж в составе командира Юрия Владимировича Курлина, второго пилота Владимира Ивановича Терского, штурмана-испытателя Владимира Николаевича Попова, бортрадиста П.С. Мельниченко, бортинженера Б.М. Зильбермана, бортэлектрика И.Д. Евтушенко и ведущего инженера по испытаниям А.К. Середы выполнил на Ан-10 два полёта, в которых проводилось выключение трёх двигателей.
Антонов писал: "..заказчики всегда требуют, чтобы четырёхмоторный самолёт мог летать даже при двух остановленных двигателях. Как ни невероятен такой случай, но считаются и с такой редчайшей возможностью.
А если остановить три двигателя? Расчёты показывают, что это возможно...
Курлин выключает первый двигатель, второй, четвертый. Самолёт уверенно продолжает устойчивый полёт. Наконец лётчик вновь запускает крайний четвёртый двигатель, а останавливает третий, расположенный ближе к фюзеляжу. Большой самолёт уверенно летит с одним работающим двигателем на конце крыла".
В этом полёте Ан-10 сопровождал Ан-8 с корреспондентами на борту.
Эксперимент проходил на высоте 3500-4000 м с приборной скоростью 320 км/ч, со снижением 1 - 2,5 м/с.
Чтобы усилить впечатления журналистов от увиденного, "восьмерка" сначала снижалась параллельно Ан-10, и казалось, что оба самолёта летят горизонтально.
Затем экипаж Ан-8 плавно увеличивал угол снижения, и у корреспондентов возникала иллюзия, что Ан-10 на одном двигателе набирает высоту.
Вскоре на страницах центральных и республиканских газет появились полные восторгов публикации.
Антонов, узнав, как все происходило на самом деле, долго смеялся.
Но как бы там ни было, а одним махом удалось убить двух зайцев: и важный эксперимент выполнили, и громкую рекламную акцию провели.
 
Не один раз
эту трагическую тему....НО... ещё попалось в такой трактовке...©
14 июня 1973 года в заливе Петра Великого советский большой морозильный рыболовецкий траулер (БМРТ) "Академик Берг" протаранил атомную подводную лодку К-56

Обстоятельства столкновения.
К-56 после успешной экспериментальной стрельбы крылатыми ракетами, возвращалась на базу в надводном положении.
На борту атомохода находилось два экипажа (штатный и с атомной подлодки К-23) с двумя командирами АПЛ (капитаны II ранга Александр Четырбока и Леонид Хоменко).
Старшим на борту был капитан I ранга Ленислав Сучков, заместитель командира 26-й дивизии атомных подлодок.
На мостике нес вахту старший помощник командира капитан III ранга В.А. Петров.
Видимость была отличной, поэтому на ПЛ отключили средства навигационной радиолокации (дали им "отдохнуть") и не подавали противотуманные сигналы. Между тем, после прохождения мыса подлодка вошла в плотную полосу тумана.
Старпом приказал включить навигационную радиолокационную станцию слишком поздно. В это время произошло столкновение.

После сильнейшего удара - в стык между первым и вторым отсеками - во второй (аккумуляторный) отсек АПЛ начала быстро поступать забортная вода, поврежденные аккумуляторы стали выделять ядовитый хлор.
По приказу командира БЧ-5 гвардии капитана II ранга Леонида Пшеничного оперативно задраили переборки.
Кроме того, по внутренней связи он приказал операторам реакторной установки заблокировать автоматическую защиту реактора, учитывая, что только на ходу ПЛ сможет бороться за свою живучесть.
Леонид Пшеничный и Ленислав Сучков, оставшиеся в аварийном отсеке, заблокировали выходы, соответственно в 3-й и 1-й отсеки. Герои так и погибли – держась за рукоятки переборочных дверей, не позволив никому их открыть Своими действиями они спасли и лодку, и остальных членов экипажа от неминуемого отравления хлором.
Специалисты считают, что это было единственно верное решение. От отравления погибли все находившиеся во втором отсеке 27 моряков - 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда.
Спаслись 140 человек. АПЛ тоже была спасена, ее посадили на песчаную отмель в районе мыса Гранитного.
Кто виноват?
Согласно результатам расследования вина была обоюдная.
Причиной трагедии было признано невыполнение судном и АПЛ Международных правил по предупреждению столкновений судов в море, низкая организация вахтенной службы, беспечность капитанов и экипажей.
По международным правилам в сложившейся ситуации подлодка должна была пропустить надводное судно, а те, кто управлял «Академиком Бергом» должны были принять меры к предотвращению столкновения, если видели, что предписанные Правилами действия на подлодке не выполняются. Ни с судна, ни с подлодки не подавались никакие противотуманные сигналы. Радиолокационная станция на К-56 была выключена.
Как отмечалось в книге контр-адмирала Н.Г. Мормуля, когда на сопровождающем крейсере "Владивосток" заметили сближение "Академика Берга" с АПЛ, об этом сообщили на «К-56» (дистанция тогда составляла 22 мили), то посоветовали включить радар и провести по правилам маневр расхождения со встречным судном.
Командир К-56 информацию принял к сведению и ушел отдыхать, оставив за себя на мостике старпома. Петров дал команду включить локатор, когда до столкновения оставалось 5 минут. После включения локатора на экране возникли отметки сразу четырех целей, но определять - кто они и куда движутся? - было уже поздно.
В свою очередь, на судне тоже проявили преступную беспечность, что следует из показаний капитана судна "Академик Берг" И.П. Марченко.
Капитан 1 ранга в отставке Виктор Титович Ведь, из особого отдела 26-й дивизии подводных лодок, говорил, что команда «Академика Берга» была к тому же не совсем трезвой.

По результатам расследования было принято решение: капитанов от уголовной ответственности освободить и судить тех, кто нес вахту. Полученные доказательства свидетельствовали, что была проявлена беспечность и допущены грубые нарушения установленных правил как со стороны старпома В. Петрова, находившегося на командирской вахте, так и со стороны несшего капитанскую вахту на судне С.В. Куксенко. Но их не судили.
Почему не судили?
В советские времена по уголовным делам о воинских преступлениях в соответствии со специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР в обязательном порядке требовалось получить согласие соответствующего начальника на привлечение военнослужащего к уголовной ответственности.
На офицеров добро давал министр обороны. Или не давал.
В действиях В. А. Петрова, старпома гвардейской АПЛ «К-56», по выводам предварительного следствия, проведенного военными следователями, однозначно усматривался состав преступной халатности (статья 260 УК РСФСР).
Однако Министр обороны СССР А.А. Гречко не дал согласия на привлечение В. Петрова к уголовной ответственности. Многие считают - из-за нежелания огласки ЧП.
Министр обороны согласился с мнением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова - крови и так много, пусть эта трагедия послужит всем памятным горьким уроком. Что касается 2-го помощника С.В. Куксенко, который нес вахту на "Академике Берге", то уголовное дело в отношении него было прекращено ввиду прекращения дела в отношении его военного коллеги.
В.А. Петрова лишь понизили в воинском звании до капитан-лейтенанта.
 
Не один раз
эту трагическую тему....НО... ещё попалось в такой трактовке...©
14 июня 1973 года в заливе Петра Великого советский большой морозильный рыболовецкий траулер (БМРТ) "Академик Берг" протаранил атомную подводную лодку К-56

Обстоятельства столкновения.
К-56 после успешной экспериментальной стрельбы крылатыми ракетами, возвращалась на базу в надводном положении.
На борту атомохода находилось два экипажа (штатный и с атомной подлодки К-23) с двумя командирами АПЛ (капитаны II ранга Александр Четырбока и Леонид Хоменко).
Старшим на борту был капитан I ранга Ленислав Сучков, заместитель командира 26-й дивизии атомных подлодок.
На мостике нес вахту старший помощник командира капитан III ранга В.А. Петров.
Видимость была отличной, поэтому на ПЛ отключили средства навигационной радиолокации (дали им "отдохнуть") и не подавали противотуманные сигналы. Между тем, после прохождения мыса подлодка вошла в плотную полосу тумана.
Старпом приказал включить навигационную радиолокационную станцию слишком поздно. В это время произошло столкновение.

После сильнейшего удара - в стык между первым и вторым отсеками - во второй (аккумуляторный) отсек АПЛ начала быстро поступать забортная вода, поврежденные аккумуляторы стали выделять ядовитый хлор.
По приказу командира БЧ-5 гвардии капитана II ранга Леонида Пшеничного оперативно задраили переборки.
Кроме того, по внутренней связи он приказал операторам реакторной установки заблокировать автоматическую защиту реактора, учитывая, что только на ходу ПЛ сможет бороться за свою живучесть.
Леонид Пшеничный и Ленислав Сучков, оставшиеся в аварийном отсеке, заблокировали выходы, соответственно в 3-й и 1-й отсеки. Герои так и погибли – держась за рукоятки переборочных дверей, не позволив никому их открыть Своими действиями они спасли и лодку, и остальных членов экипажа от неминуемого отравления хлором.
Специалисты считают, что это было единственно верное решение. От отравления погибли все находившиеся во втором отсеке 27 моряков - 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда.
Спаслись 140 человек. АПЛ тоже была спасена, ее посадили на песчаную отмель в районе мыса Гранитного.
Кто виноват?
Согласно результатам расследования вина была обоюдная.
Причиной трагедии было признано невыполнение судном и АПЛ Международных правил по предупреждению столкновений судов в море, низкая организация вахтенной службы, беспечность капитанов и экипажей.
По международным правилам в сложившейся ситуации подлодка должна была пропустить надводное судно, а те, кто управлял «Академиком Бергом» должны были принять меры к предотвращению столкновения, если видели, что предписанные Правилами действия на подлодке не выполняются. Ни с судна, ни с подлодки не подавались никакие противотуманные сигналы. Радиолокационная станция на К-56 была выключена.
Как отмечалось в книге контр-адмирала Н.Г. Мормуля, когда на сопровождающем крейсере "Владивосток" заметили сближение "Академика Берга" с АПЛ, об этом сообщили на «К-56» (дистанция тогда составляла 22 мили), то посоветовали включить радар и провести по правилам маневр расхождения со встречным судном.
Командир К-56 информацию принял к сведению и ушел отдыхать, оставив за себя на мостике старпома. Петров дал команду включить локатор, когда до столкновения оставалось 5 минут. После включения локатора на экране возникли отметки сразу четырех целей, но определять - кто они и куда движутся? - было уже поздно.
В свою очередь, на судне тоже проявили преступную беспечность, что следует из показаний капитана судна "Академик Берг" И.П. Марченко.
Капитан 1 ранга в отставке Виктор Титович Ведь, из особого отдела 26-й дивизии подводных лодок, говорил, что команда «Академика Берга» была к тому же не совсем трезвой.

По результатам расследования было принято решение: капитанов от уголовной ответственности освободить и судить тех, кто нес вахту. Полученные доказательства свидетельствовали, что была проявлена беспечность и допущены грубые нарушения установленных правил как со стороны старпома В. Петрова, находившегося на командирской вахте, так и со стороны несшего капитанскую вахту на судне С.В. Куксенко. Но их не судили.
Почему не судили?
В советские времена по уголовным делам о воинских преступлениях в соответствии со специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР в обязательном порядке требовалось получить согласие соответствующего начальника на привлечение военнослужащего к уголовной ответственности.
На офицеров добро давал министр обороны. Или не давал.
В действиях В. А. Петрова, старпома гвардейской АПЛ «К-56», по выводам предварительного следствия, проведенного военными следователями, однозначно усматривался состав преступной халатности (статья 260 УК РСФСР).
Однако Министр обороны СССР А.А. Гречко не дал согласия на привлечение В. Петрова к уголовной ответственности. Многие считают - из-за нежелания огласки ЧП.
Министр обороны согласился с мнением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова - крови и так много, пусть эта трагедия послужит всем памятным горьким уроком. Что касается 2-го помощника С.В. Куксенко, который нес вахту на "Академике Берге", то уголовное дело в отношении него было прекращено ввиду прекращения дела в отношении его военного коллеги.
В.А. Петрова лишь понизили в воинском звании до капитан-лейтенанта.

Сын командира позже был командиром дивизии ПЛ на СФ. Уже ушел из жизни.
 
Реклама
Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира.
Сам то он в это верил... :facepalm::facepalm::facepalm:
 
Назад