Решение о подготовке первой атомной лодки К-3 на полюс было принято ещё в 1958 году, когда 4 июля 1958 г. лодка дала первый ход на атомной энергии.
Подготовка велась более трёх лет
Большую часть подготовки заняла навигационная часть, т.к. попасть на полюс традиционными методами невозможно.
На лодку установили первый советский разработанный к тому времени навигационный комплекс "Плутон", разработанный в Морском научно-исследовательском институте МНИИ-1, главный конструктор Э.И. Эллер. Основной проблемой похода к полюсу является система курсоуказания, поэтому в состав НК "Плутон" включили два апериодических гирокомпаса "Маяк", гироазимутгоризонт "Сатурн" и систему автоматической прокладки "Терек".
Т.к. НК "Плутон" не предусматривал комплексную обработку курсовой информации от гирокомпасов и гироазимута, а также счисление и прокладку в приполюсном районе, то по предложению конструкторов ЦНИИ "Электроприбор", ЦНИИ "Дельфин", НИИ ВМФ и Гидрографической службы, на подводную лодку установили второй навигационный комплекс, "Сила-Н". который был только что разработан, но даже ещё не принят на вооружение.
В 1960 году на лодку в первом отсеке дополнительно установили два апериодических гирокомпаса "Маяк", два гироазимута "Сила ГА", гировертикаль "Сила ГВ" и автопрокладчик "Сила В". В систему курсоуказания были введены приборы осреднения курсов от четырёх гирокомпасов и трёх гироазимутов. Установлены новые эхолоты и эхоледомеры. Правда запас торпед из-за этого уменьшился почти вдвое.
Учёными ВМФ и промышленности были разработаны методы курсоуказания, счисления и определения места в приполюсном районе, изданы новые карты. Разработаны методы измерения толщины льда и размеров обнаруженных полыней. Для навигационного обеспечения похода на полюс была назначена научная группа из числа ВМФ и промышленности во главе с А.В. Федотовым, впоследствии контр-адмиралом, начальников 9 НИИ ВМФ.
Общее руководство штурманской и научной частью осуществлял флагманский штурман СФ капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман. Командир БЧ-1 О.С. Певцов, командиры групп БЧ-1 Б.П. Жуков и А.И. Гриценко.
В ходе подготовки К-3 совершила несколько подготовительных и исследовательских походов в Баренцево, Карское и Гренландское моря, в том числе под лёд. Навигационная прокладка велась на двух постах - в штурманской рубке и в первом отсеке. На этих же постах и в гиропосту непрерывно снимались отсчёты и велись графики разностей курсов, при всплытиях в полыньях определялось место и поправки курсоуказателей.
Поэтому к походу на полюс вопросы навигации были отработаны и точность курсоуказания и места была достаточной для решения поставленной задачи.
После прохода Северного полюса лодка выполнила маневрирование по поиску полыньи и ещё раз прошла через точку полюса с регистрацией работы системы курсоуказания и счисления при скачкообразном изменении значений курса и долготы на 180 градусов. Т.к. полыней не было обнаружено, то приняли решение следовать на юг по меридиану 180 градусов. Через 60 миль, т.е. на 89 градусе северной широты, полынья была обнаружена, там и всплыли.
И ещё немного ясности.
Пишут, что лодка вернулась в Йоканьгу. Но это не так - она не вернулась, а была заведена туда специально для встречи с Хрущёвым.
Базировалась же К-3 в то время в Западной Лице и входила в состав 3 отдельной дивизии подводных лодок СФ. Из Западной Лицы лодка вышла в поход на полюс 11 июля, а уже после выхода из-подо льда получила приказание следовать в Гремиху.
Хрущёв Н.С. в это время проводил ознакомление с Северным флотом и, в частности, знакомился с местами будущего базирования атомных лодок. С ним был Министр Обороны СССР Р.Я. Малиновский и ГК ВМФ С.Г. Горшков. А вот командующего Северным флотом и подводника адмирала А.Т. Чабаненко с ними не было, он снят с должности в июне 1962 г. Причиной послужила аварийность на флоте, в частности взрыв на подводной лодке Б-37 проекта 641. В результате взрыва Б-37 и стоявшая рядом с ней пл С-350 проекта 633 затонули.
Можно с уверенностью сказать, что с этого посещения Гремихи Н.С. Хрущёвым и началась её 30-летняя атомная история, в которой довелось поучаствовать и мне.
Вручение наград проводилось в спортзале в/ч 90190, только что построенной базы обеспечения атомных лодок.
Командир похода А.И. Петелин, командир лодки Л.М. Жильцов и командир БЧ-5 лодки Р.А. Тимофеев удостоены звания Герой Советского Союза.
Командир БЧ-1 лодки О.С. Певцов награждён Орденом Ленина, командиры групп БЧ-1 А.И. Гриценко и Б.П. Жуков - орденами Красного Знамени.
Орденами и медалями награждён весь экипаж и научная группа.
Главные конструкторы навигационных комплексов "Плутон" Э.И. Эллер и "Сила-Н" В.И. Маслевский в числе создателей атомной подводной лодки К-3 стали лауреатами Ленинской премии.