Штурман, как бы является членом экипажа)) До отрыва от ВПП отсчёт скорости, потом высоты, подсказ на уборку механизации.
Да, до взлёта выставить курсовую, всё согласовать, а то после взлёта скажешь лечь на курс, и улетишь вместо Белоруссии в Иран))
встаёт вопрос - куда лётчику лететь, на какой курс ложиться? Вот ту
Он уже в деле, т.к. рассчитал курс по ветру,который довели на предполётных, уже потом сам определяет.
Даже такой момент, точность вылета по времени,как правило самые точные часы на борту у штурмана, отсчёт даёт ДШ на предполётных. И КВС действовал по указке штурмана. У нас оценивалась точность выполнения сброса, выхода на цель.... в секундах! Летишь сотни км, а к примеру выход на КПМ на "отлично" +- 15 секунд. Вот и потей)) Существовали различные навигационные приёмы гасить время, догонять тут понятно.
По вашему пониманию после КПМ работа штурмана может быть закончена, но нет, ещё заход на посадку, там тоже есть работа и на Кпос вывести и по глиссаде провести. После посадки крикнуть- Реверс ,на 100 к/ ч ещё раз. Вот зарулили, тогда можно расслабиться.
так себе представляю этот процесс.
Вы представляете, как моряк, а я, как авиатор.
Нюансов много.
У штурмана есть обязанности прописанные в РЛЭ и рук. документах, я ничего не придумываю- полёт начинается на земле.