В годы Великой Отечественной войны была себе веселуха того времени, правда, не на экране, не было экранов.
Маленькое уточнение - рассказываю то, что видел своими глазами.
Перед самой войной, посмотрел первый в своей жизни фильм - "Чкалов". Видел, буквально с первых дней, бомбардировки немецкими самолётами, днём и ночью городов Великие Луки, Калинин.
Убежали с мамой и братом в тыл на машине ГАЗ-АА до Горького, а потом по Волге до Ульяновска.
Нас приютила деревня Ивановка (большой колхоз с детдомом на 1000 детей от первого до
десятого класса.) Там была Кинопередвижка - двигатель с генератором, киноаппаратура, крутили
фильмы по частям, на обыкновенную простынь. Были фильмы - Чапаев, Пархоменко, Оборона
Царицына, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Трактористы.
С декабря 1943 года с мамой (брат Толя умер), мы отправились на фронт. В начале в Назимово,
Торопец и в феврале прибыли в Великие Луки. Там было два госпиталя. Один в подвале разрушен-
ного пятиэтажного дома, а второй на углу ул. Торопецкая и Октябрьская, в бывшей деревянной
двухэтажной школе. Мама работала парикмахером, готовила к операции раненных. Нас, учеников
первого - шестого класса, (25 учеников- больше не было) днём водили к раненным, которым мы пели
песни , например "На опушке леса старый дуб стоит, а под этим дубом партизан лежит. Он лежит, не
дышит, словно будто спит, золотые кудри ветер шевелит. Кто умел, раненным писал на Родину письма. За это мы получали по кусочку сахара или печенье.
Однажды ночью, немецкая бомба попала в этот деревянный госпиталь и его не стало. Стали ходить,
особенно вечерами, в мамин госпиталь. Там ежедневно или в большой палатке, или, когда потеплело
на улице. Ежедневно растягивали простынь и по частям крутили фильмы, выпущенные, уже в
начале войны, в Ташкенте, в Алма- Ате , Свердловске. Помню фильмы - "Парень из нашего города"
про танкиста (актёр Николай Крючков, который воевал в Испании и встретился в России на войне
с немцем в 1941 году). Фильм "Радуга", "Секретарь Райкома", "Малахов Курган" (шесть моряков,
в тельниках, а в зубах ленты бескозырки, с гранатами в руках под Севастополем бросились под
немецкие танки). Показывали к.ф. "Морской Ястреб" ( о борьбе с немецкой подводной лодкой,
в начале войны.) С июля 1944 года, мама перешла работать парикмахером в Штаб Корпуса ПВО.
С которым перебирались в Себеж, Режица (Резекне) и 12 октября 1944 года, ночью на "Студаб-
еккере" въехали в тёмную, освещённую пожарами Ригу. Расположились "в посольском квартале"-
Франция, Англия, Швеция." В Шведском посольстве , в большом зале, днём была столовая, кото-
рая вечером превращалась в смотровой зал для к.ф. Смотрели фильмы "Таня" (про Зою Космодемьянскую). Показывали документальные еженедельные "новости с фронта". И американские
фильмы "Песня о России", "Полярная Звезда", "Серенада Солнечной Долины" , "Джорж из Динкин-
Джаза", "Три мушкетёра", "Тётушка Чарлея".
Обычно, делали два сеанса - для офицеров, для сержантов и солдат, а мы пацаны,- я, Валентин Попов,
Володя - постоянно сидели на полу, впереди всех и смотрели по два раза картины.
При каждой Дивизии имелась Концертная Бригада, с певцами, танцорами, музыкантами.
Хотя Фронт до 16 мая был от нас 70 - 80 км ( полтора миллиона немцев в Курляндском Котле), а
Бригады ездили по полкам с концертами. Иногда, им помогали из Москвы певцы Клавдия
Шульженко, Л.Русланов, Л.Утёсов и др. Война ещё не кончилась, а нам уже показали фильм
"В шесть часов вечера после войны". Особенно все полюбили песни из к.ф "Два бойца". Кроме всего
этого, были американские "Студабеккеры" - внутри кузова киноустановка. Задние борта раздвигались,
как шторки. Был экран из тёмного целлулоида. Эта машина могла вечером ездить, вплоть до
передовых позиций войск и показывать солдатам, сидящим на земле, полянах, в лесу, кинофильмы
и журналы. Даже , показывали цветные сатирические мультики (США). В случае обстрела, шофёр
запускал мотор и уезжал в укрытие. Так что экраны на войне не пустели. Это сейчас закрываются
или пустуют кинотеатры - нечего смотреть.