imfimum, вопрос не в том, что некая закрытая каста пилотов обладает секретным могуществом управления железными птицами, неподвластное простым смертным. Отнюдь.
Вы правы, управление самолетом много упростилось с тех пор, как появилась и стала совершенствоваться автоматика. Из 5-7-членных экипажей нагрузка снизилась до величин, позволяющих спокойно и безопасно летать 1-2 пилотами, и уж совершенно точно то, что еще при нашей жизни мы увидим коммерческие полеты без пилотов совсем.
Но в то же время нужно понимать, что с увеличением автоматизации растет и сложность управления ей.
В авиации 20-30годов 90% навыков составляла моторика, и лишь 10% умение сопоставить зеленую карту с подстилающей поверхностью, удерживая скорость и высоту. Умеющий рассчитать в полете на НЛке навигационный треугольник, в правильную сторону учесть магнитное склонение или выйти активно на привод уже считался гуру СВЖ, которому не страшно было доверить Чкалова и Ант-25. Вспомните, что в годы войны обучение перед отправкой на фронт составляло от 5 до 10 часов - и этого простым колхозникам, выпускникам рабфаков было достаточно для худо-бедного освоения полета.
Сейчас ситуация ровно обратная - умение шуровать рычагами в кабине это хорошо если 10% от навыка пилота, все остальное это процедуры, процедуры и ыщщо раз процедуры. Компьютер штука замечательная, но без понимания того, как он работает, зачем и почему, FMS это просто большая непонятная печатная машинка. Соответственно растут в разы и количество часов, которое нужно для освоения такой техники, хотя исходный уровень нынешнего курсанта на порядок выше малограмотных рабфаковцев 30ых.
Если человека предварительно подготовить, в спокойной обстановке системно вложить в толковую голову хотя бы базовые знания, то вся автоматика ему пойдет в помощь. Собственно, именно этой помощью и получаемой с ее помощью простотой и объясняется все растущее число пилотов, как профессиональных, так и частных. Но если в кабину попадает "обезьяна"......