Читал, читал ветку и по совету
Blinker123 для
alexu007 решил все проверить на себе. Нашёл и установил последний MFSX. Для большего реализма ничего не изучал, просмотрел только основные действия на клавиатуре для управления (джойстика нет): вверх, вниз, вправо, влево, закрылки и режимы двигателей. Остальное изучалось в процессе. Правда, после чтения форумов, на панели MCP я уже ориентировался. Решил сразу взять самолётик побольше - Boeing-747, дефолтный (PMDG уже потом установил).
Загрузил свободный полёт, а он уже где-то летит и начинает медленно падать. Пришлось срочно ставить на автопилот высоту и скорость, при чём если это была бы реальная панель, то понадобилось меньше времени, чем в MFS, т.к. пришлось задействовать метод тыка, чтоб понять, как менять значения на индикаторах панели. Но успел, не упал. Так как не знал, как здесь вызывать диспетчера и вызывается ли он вообще, решил искать куда сесть сам. Но не тут-то было. Определить сверху в MFS где ты летишь невозможно, если не знаешь хотя бы приблизительно. Вышел, думаю загружусь снова, может будет что-нибудь знакомое. Но нет, всегда начало в одном месте.
Тогда решил взлететь из знакомого порта и туда-же сесть. Выбрал Сочи, там не найти порт трудно. Как ни странно, но взлетел с первого раза, да ещё и в сторону гор (MFS ставит самолёт на полосу 02, а как рулить я не нашёл). Естественно сначала накрутил нужные параметры на MCP. Лечу, развернулся к морю, вышел к нему где-то в районе Джубги. Лечу вдоль берега. Горы вроде похожи немного (Фишт, Псеашхо), определил приблизительно где Адлер и начал заходить. Дефолтный Сочи это нечто, полосу начинаешь видеть тогда, когда без джойстика, с клавиатурой, уже практически посадить невозможно. Заходил четыре раза и ни разу не попал в торец полосы, правда на второй круг уходил без проблем, даже тогда, когда казалось, что пришёл погостить песец.
Отсюда два вывода. Первый – в MFS без джойстика, вручную посадить невозможно, следовательно, проверить вариант штурвальной посадки пассажиром я пока не могу. Второй – без команд диспетчера на самолёте, с незапрограммированным FMC или GPS, зайти точно в торец полосы - воля случая.
Поэтому провожу эксперимент с автоматической посадкой. Пришлось немного изучить, как управляться с GPS. Попутно узнав, что в дефолтном Сочи нет ILS, выбрал маршрут Анапа-Краснодар. Вбил его в GPS (в дефолтном 747 не работает FMC) и полетел. Лететь там немного, начинаем заходить. Управляю только скоростью, высотой и закрылками (на глаз). На прямой нажал кнопку APP и через некоторое время свершилось чудо. Боинг пошёл по глиссаде. Чудо продолжалось до касания полосы и сразу же закончилось. Бобик начал задирать нос, как говорят в таких случаях, сделал козла. Но успел включить взлётный и ушёл на второй круг. Теперь я решил ему помочь после касания опустить нос, но с этой клавиатурой обломил переднюю стойку.
Далее из aviasim форума узнал, что дефолтный 747 годится только для полетать и разбить. Тогда взял BombardierCRJ700, загрузил свободный полёт, а т. к. уже знал где карта прячется, выбрал порт посадки Ванкувер (кстати если Boeing-747 падал медленно после загрузки, то CRJ700 прям почти пикировал, с первого раза не успел его на эшелон загнать, а кнопку Пауза не использовал в принципе). Вот этот борт сел в автомате без проблем с первого захода. Правда, когда я через некоторое время захотел еще раз повторить, он уже заартачился. Из четырёх попыток или шёл ниже глиссады и падал не долетая, или вообще не захотел входить в глиссаду, а сразу уходил на второй круг.
Тогда нашёл и установил Boeing-747 PMDG, изучил FMC и проблем с посадкой практически не стало. Почему практически? Потому что нет опыта! При некоторых заходах забывал скинуть высоту, сижу жду - когда же ты начнёшь снижаться, через четыре мили должен быть на высоте 6000, а ты еще на эшелоне FL120! Или аналогично со скоростью. Такие ошибки в общем то не фатальные, но значительно затруднить посадку могут.
Вывод третий – на заточенном на автоматическую посадку самолёте при допустимом при этом ветре и грамотных подсказках диспетчера какие кнопки нажимать и какие ручки крутить (для пассажира, симмер должен и сам знать), посадить вполне реально, по крайней мере новичкам всегда везёт. Это применимо к пассажиру с железными яйцами, с мозгами и руками, растущими откуда надо. У меня при посадке уже перед торцом даже при идеальной глиссаде, зная, что авария если и будет, то понарошку, всё равно адреналин вырабатывался и в первый и во второй и т. д. разы.
Некоторые итоги. Что-то у меня большие сомнения насчёт MFS. Симулятор - это очень громко сказано. Если настоящие самолёты ведут себя так как в нём, тогда я лётчик-вундеркинд. Всё что мне надо было это освоить панель MCP, FMC и/или GPS. Причём я пересаживался с бобика на арбуз без каких-либо сложностей (состав панелей практически одинаков).
Но я уверен не это главное. А главную проблему высказал
Lukas: https://aviaforum.ru/threads/mozhet-li-passazhir-posadit-samoljot.37531/page-13. В таких случаях побеждает, как правило, не самый нужный, а самый “знающий” и он, добравшись до руля, не будет испытывать стресс и т. д. Таким это не ведомо. Он помнит, что когда-то нажал какую-то кнопочку в каком-то агрегате он и заработал. Теперь он спец. Ему главное побыстрее покрутить всё что крутится и понажимать всё что нажимается. Автопилот такой герой отключит ещё в процессе посадки в кресло, используя штурвал как опору. Ну а если в арбузе, где джойстик, то это будет первое, что он потрогает. Вообще я лично не представляю, что будет в таком случае творится в самолёте. Лучше стюардессам помалкивать и самим садится за штурвал.
Ну и в заключение. Шансы есть, они всегда есть, но только не всегда ими можно правильно воспользоваться, но пытаться надо. Я вот до девятого класса хотел идти в лётное училище, но предки отговорили, мол не пройдёшь медкомиссию. Это единственное о чём я в жизни жалею, потому что не попробовал. А тема может быть вечной пока не будет доказанного положительного или отрицательного результата приземления.