Airbus SE опубликовал квартальную прибыль в 283 миллиона евро, что на 31% ниже прошлогоднего показателя - к концу марта 2016 года европейскому производителю удалось получить 409 миллионов чистыми.
Срыв поставок
Главной причиной падения называются задержки поставщиков программы
A320neo, и основной виновник известен: американский производитель двигателей Pratt & Whitney, в редукторной модели которого
PW1100G-JM вскрывается один заводской брак за другим.
Выручка упала на 12% до 10,1 миллиарда евро. Из-за большого запаса незавершённых самолётов (ждут исправных двигателей от Pratt) за квартал денежный поток стал отрицательным - потери составили 3,8 миллиарда евро.
Airbus A321-271N авиакомпаний S7 Airlines и Air China в ожидании двигателей Pratt & Whitney PW1100G-JM: европейский производитель вынужден заполнять стоянки недоделанными самолётами
Сокращение планов
Кроме того, Airbus анонсировал сокращение производства своей самой популярной широкофюзеляжной модели A330: в 2019 году должны быть поставлены 50 самолётов старой версии
A330 и новой
A330neo, в то время как по результатам прошлого заказчикам было передано 67 машин, а ещё раньше объём поставок колебался на уровне 100... 110 самолётов в год.
Европейский производитель переводит свою производственную цепочку с первого поколения A330 на второе - A330neo, - стартовым пользователем которого станет португальская
TAP Air Portugal (TP). Причём поставка первенца многократно откладывалась: с конца 2017 года на март 2018-го, затем на апрель, теперь - на середину года. Пока же модифицированная модель проходит сертификационные испытания.
Провал продаж
Здесь корень проблемы не в поставщиках, а в продажах: заказов на A330neo получено заметно меньше желаемого количества.
Так, Airbus потерял единственного заказчика короткой версии A330-800, американскую Hawaiian Airlines (HA): 6 марта авиакомпания официально "ушла" к Boeing, заключив контракт на десять 787-9 плюс опцион ещё на столько же вместо реализации ранее подписанного меморандума о взаимопонимании с европейцами. И вина за это лежит полностью на концерне из Старого Света, до сих пор не собравшего ни одного короткого A330neo с увеличенной дальностью полёта, необходимых перевозчику с базовым аэропортом посреди Тихого океана.
Вторым североамериканским разочарованием стал отказ
American Airlines (AA) - пусть и предсказуемый - от 22 самолётов A350XWB, на которые подписалась ещё поглощённая перевозчиком в 2015 году авиакомпания US Airways (US). Эта неудача означает полную потерю крупнейшей в США и мире авиакомпании как покупателя широкофюзеляжных Airbus: 24 полученных при слиянии и стареющих A330-200/-300 будут заменены на
Dreamliner'ы.
В авиационных кругах подогреваются слухи, что A330neo предлагается с огромными скидками - по крайне низким ценам, возможно, гораздо ниже себестоимости, - чтобы войти в парк ключевых перевозчиков и получить шанс на допродажи и достаточно контрактов для заполнения производственной линии. Но новых клиентов нет.
Остатки былого
На конец апреля 2018 года в твёрдых заказах находятся 214 самолётов A330-900, из которых 66 приходятся на одного клиента - малайзийский холдинг
AirAsia X Berhad. Ещё на 61 подписаны лизинговые компании. На фоне 1 487 заказов на предшествующее поколение эти цифры выглядят провальными.
Airbus остаётся ещё выпустить и поставить 37 единиц A330-200, 48 более длинных A330-300 и два самолёта первого поколения в грузовой конфигурации.
https://zen.yandex.ru/media/aeronau...sem-nujen-dreamliner-5ae4531e6104933a2e817059