Airbus завершил 1 июля 2018 г. сделку по приобретению программы узкофюзеляжных самолетов Bombardier CSeries, сообщил европейский авиастроитель. Теперь он владеет контрольным пакетом акций программы в 50,01%, а доли других акционеров – Bombardier и канадского агентства Investissement Québec составили 34% и 16% соответственно. Bombardier, со своей стороны, отмечает, что такое сотрудничество с Airbus снижает его риски, позволяет повысить выручку и доходы.
Теперь самолеты CSeries официально включены в продуктовую линейку Airbus. Пертнеры рассчитывают, что эта модель может захватить по меньшей мере половину сегмента 100-150 местных узкофюзеляжных самолетов, потребность в которых в следующие 20 лет должна превысить 6 тыс. ВС.
Для CSeries также будет доступна сеть из более 7,7 тыс. поставщиков европейского авиастроителя. Но головной офис программы, первичная сборочная линия и весь сопутствующий функционал останутся в городе Мирабель (провинция Квебек, Канада), что сохранит там свыше 2,2 тыс. рабочих мест и тысячи по всей цепочке поставщиков.
Несмотря на то, что программа CSeries имеет ряд трудностей, таких как небольшое число эксплуатантов, проблемы с поставщиками и только один заказ, полученный в 2018 г., ситуация постепенно улучшается, сообщает издание Aviation Week. В отличие от двух предшествующих лет, когда Bombardier
сокращал поставки самолетов (в 2016 г. клиенты получили лишь семь бортов вместо 15, а в 2017 г. — 17 бортов вместо 30–35 ВС), в 2018 г. он намерен поставить 40 воздушных судов. С января по май 2018 г. клиентам передано уже 10 ВС, а за первое полугодие эта цифра должны вырасти до 13 машин. Такой темп пока недостаточен для достижения годового результата, но есть вероятность, что авиастроитель выйдет на намеченные объемы производства к декабрю.
Основная проблема в поставках самолетов этого семейства — задержки с производством турбовентиляторных силовых установок Pratt & Whitney PW1500G, была решена. В мае 2018 г. в Мирабель поступил первый доработанный двигатель, и в ближайшие недели он будет установлен на воздушное судно.
Другим затруднением стала внутренняя отделка воздушных судов, предоставляемая Zodiac Aerospace. Элементы интерьера приходили с задержкой и плохого качества, что также сказывалось на поставках. Для решения этой проблемы Bombardier часть своих самолетов отправил для отделки к местному провайдеру услуг по ТОиР, компании Avianor. По утверждению канадского авиастроителя, трудности с Zodiac Aerospace также были решены.
В число преимуществ самолетов CSeries входит оснащение системой спутниковой связи на этапе сборки, что более предпочтительно, чем ее дополнительная установка. Например, эксплуатанты Delta Air Lines, Air Tanzania и Air Canada уже заказали высокоскоростную систему 2Ku от провайдера Gogo.
О
приобретении Airbus контрольной доли предприятия, выпускающего самолеты CSeries, стало известно в октябре 2017 г. Сделка не предусматривала выплаты денег. В обмен на активы Bombardier Airbus предоставил свои ресурсы в сферах продажи, маркетинга, поставок комплектующих и послепродажной поддержки. Другим условием стало открытие второй линии окончательной сборки ВС CSeries на производственной площадке Airbus в г. Мобил (шт. Алабама) для обслуживания американских клиентов. По данным
источников, самолеты могут получить новое название A200 (CS100 и CS300 возможно переименуют в A210 и A230 соответственно).
http://www.ato.ru/content/airbus-poluchil-kontrol-nad-programmoy-samoleta-bombardier-cseries