Сможет ли Зеленский спасти авиапром Украины
«Я не понимаю, почему на внутренних рейсах не летают наши самолеты. Где наш «Ан»?» Эти риторические вопросы о состоянии дел в авиаотрасли Украины задал не кто-нибудь, а президент страны Владимир Зеленский. Он намерен возродить украинский осколок великой советской авиационной промышленности, концерн «Антонов». Да только вряд ли получится – и вот почему.
В своем интервью, вошедшем в фильм «Год президента Зеленского», президент Украины изложил целый ряд спорных заявлений. Одним из которых стало его
высказывание о будущем рынка авиационных перевозок и авиастроения на Украине.
«Это моя мечта. Государство готово выделить на это деньги, чтобы мы построили государственный авиаперевозчик. Мы построим и государственную авиакомпанию, сделаем заказ нашему государственному авиазаводу «Антонов», создадим много рабочих мест под это», – заявил Зеленский.
Насколько соотносится с действительностью и реалиями украинского авиапрома «мечта Зеленского»? Попробуем разобраться.
Когда Украина потеряла национальное авиастроение?
Еще в декабре 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец буднично заявил, что Украина может «полностью потерять» гражданское авиастроение уже через пять–семь лет. Учитывая же то, что «говорим «украинский авиапром» – подразумеваем фирму «Антонов», заявления Донца выглядит буквально как реквием по авиастроительной отрасли страны.
В действительности же дела с «Антоновым» обстоят куда хуже отпущенных Донцом «пяти–семи лет». Глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус, который возглавил этот госконцерн 1 сентября 2019 года, еще в прошлом году выступил с инициативой о ликвидации производственной площадки «Антонова» в Киеве – на ее месте чиновники хотят начать жилищную застройку. Огромный Киевский авиационный завод (впоследствии – серийный завод «Антонов»
), на котором собирали знаменитые «Русланы» и «Мрию», может прекратить свое существование уже в этом году.
Да, формально в структуру «Укроборонпрома», куда входит ГП «Антонов», включено и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП). ХГАПП как производственная площадка лишь немногим уступает серийному заводу «Антонова», но все же никогда не делало ничего столь же уникального, как производственная площадка в Киеве. Кроме того, начиная с 1980 года ХГАПП стали перепрофилировать на производство военных БПЛА и крылатых ракет, которыми завод заменил свою традиционную продукцию – пассажирские самолеты марки «Ту», которые он выпускал с 1955 года.
В итоге к началу горбачевской «конверсии» ХГАПП подошел в достаточно расстроенном состоянии – начавшийся переход на «военку» стали снова разворачивать на гражданские рельсы, передав заводу производство самолетов Ан-72 и Ан-74. На этих еще советских сериях ХГАПП как-то «доковылял» до конца 1990-х годов, после чего получил в производство последний самолет, который хоть как-то можно назвать серийным – украинскую разработку Ан-140.
С 1999 по 2008 год на ХГАПП было выпущено 36 самолетов Ан-140. Если «размазать» эту серию на десятилетний период, то получится уже смешно – завод производил по 3,6 самолета в год. Но реальность была еще печальнее: на самом ХГАПП полностью были собраны и переданы в эксплуатацию лишь 14 самолетов, причем первые три борта собирали вместе со специалистами и помощью киевского завода «Антонов». А вот оставшиеся 22 самолета собирали уже из комплектующих и агрегатов ХГАПП, но происходило это на мощностях иранской самолетостроительной компании HESA и на российском заводе «Авиакор» в Самаре.
Однако еще печальнее судьба якобы «серийного» завода в Харькове развивалась в дальнейшем. В 2010–2014 годах ХГАПП строил по 1 (одному) самолету в год. Причем все они делались, по сути, из заделов прошлых десятилетий, так как эти машины представляли собой модернизированные Ан-74. А с 2014 года ХГАПП простаивает, полностью прекратив производство самолетов. По состоянию на конец 2019 года только долги по зарплате, накопившиеся более чем за год, превышают 180 млн гривен. Что происходит в таких условиях с персоналом некогда мощного предприятия и где все эти люди сейчас – хороший вопрос, ответ на который вряд ли укрепит «мечту» президента Зеленского...
Поэтому прошлогоднее заявление Донца можно даже назвать сверхоптимистичным. Скорее речь идет не о том, что Украина «может утратить» гражданское авиастроение через пять–семь лет, а о том, что она утратила его еще пять лет тому назад.