Ан-70 "на самом деле" до сих пор нужен РФ. Поскольку без машины такого класса вся концепция "небольшой, но мобильной армии", на которой построена российская программа военного строительства, просто рушится. "Маленькая победоносная война" 08.08.08 очень хорошо это показала. Недаром именно после этого конфликта с российской стороны начались определённые шевеления в части реанимации Ан-70. Но "политические аргументы" оказались весомее.
Так что программа Ан-70 была не фантазией "Антонова", а вполне себе "адресной".
Речь не о том, что Ан-70 мол вообще не востребован. Да и какая же это фантазия АНТК им.Антонова и его руководства? "Фантазировали" то на тему Ан-70 и его развития еще в СССР, причем в самых высоких кабинетах.
Речь немного о другом.
Сама по себе программа такого военно-транспортного самолета - это очень-очень-очень дорогое удовольствие. Там счет идет на миллиарды (!) долларов США. И программа А400M тому очень наглядный пример.
The A400M is a military transport aircraft designed to meet the requirements of eight European Air Forces (Belgium, France, Germany, Italy, Portugal, Spain, Turkey and the United Kingdom) to replace their fleets of C-130 Hercules and C-160 Transall.
www.globalsecurity.org
Понятно дело, Ан-70 - как программа - конечно же гораздо дешевле, чем А400М, плюс в наличии уже был большой советский задел, в том числе и по Д-27 и СВ-27, было и участие со стороны МО РФ.
Но тем не менее и своих денег на Ан-70 "Антонов" ввалил оооочень много - миллиарда AFAIK может и не было (после 1991), но уж точно сотни и сотни миллионов долларов. Не две-три, а многие сотни миллионов. А может даже и за миллиард - всё-таки вначале один самолет достроили, потеряли, второй построили, потом второй крепко-крепко ремонтировали, потом его же еще и модернизировали.
Причем надо еще вот что отметить. Это ведь были очень дорогие деньги, потому что их в 90-е было еще очень тяжело зарабатывать, куда тяжелее, чем в 2000-х.
Если взять даже несколько программ - Ан-38, Ан-140, Ан-74ТК-300, Ан-32П, Ан-3Т, то AFAIK Ан-70 уверенно "перебивала" всех их
вместе взятых, отбирая на себя бОльшую часть затрат фирмы на НИОКРы.
Пожалуй, только лишь при создании Ан-148 Балабуев наконец-то решился отобрать у Ан-70 наивысший приоритет по части текущих затрат. Впрочем по общей сумме затрат на НИОКРы чемпионство AFAIK так и осталось за Ан-70.
К сожалению, Балабуев сделал ставку на Ан-70 "всё или ничего!". И поэтому отказался от долевого участия "Антонова" в программе А400М. А ведь была просто шикарная возможность и заметную часть расходов по Ан-70 отбить, и производство по своему оснащению подтянуть, у "эрбаса" есть что взять и чему поучиться. Получить стабильную загрузку для производства тоже нынче дорогого стоит. Всё это потеряли.
Увы, увы. У Балабуева хватило смелости прекратить разработку Ан-218, хотя там ведь задел был весьма и весьма приличный. Могли ведь и построить.
Но вот со ставкой "всё или ничего!" на Ан-70 он пожалуй всё-таки по крупному ошибся, если ретроспективно оценивать прошедшие с тех пор несколько десятилетий.
И из-за этого абсолютно все программы после 1991 - что Ан-38, что Ан-140, что Ан-74, что Ан-3Т, что Ан-148, а также Ан-28, Ан-26, Ан-32, и даже Ан-124-100 (!) - все они в той или иной степени, кто больше, кто меньше, но все пострадали от недофинансирования. Понесённые же расходы по Ан-70 по сути просто легли практически "мёртвым грузом", ну равзе что какую-то небольшую часть удалось "отбить" благодаря китайскому интересу по созданию Y-20.
Вот Боливар в итоге и не выдержал. Грузов на нем было много и разных, но Ан-70, пожалуй, самый существенный из них.