Несмотря на громкие презентации и многообещающие заявления руководителей отечественного авиапрома, отрасль - на грани развала. Объемы производства остаются на уровне 1-3 самолетов в год. Даже отечественные авиакомпании предпочитают летать на иностранных аналогах украинских самолетов. Зато тему отечественного авиастроения облюбовали украинские политики, вот уже два десятилетия пытающиеся нарастить за ее счет свой электоральный вес.
Открыто смотреть на проблемы отечественного авиастроения у нас давно не в моде. Политики привыкли делать из каждого мероприятия на "Антонове" повод лишний раз засветиться в объективах телекамер и заявить о том, что "мы великая авиастроительная держава".
Руководство предприятия за долгие годы научилось хорошо готовить информационные поводы о перспективах, которые обычно забываются через несколько месяцев, и больше к ним никто никогда не возвращается. Хотя несколько недель отечественные медиа пестрят заголовками о перспективах наших самолетов на мировом рынке, которые просто должны заставить всех конкурентов трепетать от появления нового лайнера или какого-то иного местного информационного повода.
Не модно у нас в стране также анализировать результаты выполнения обещаний руководства "Антонова" и требовать объяснений, почему же ранее заявленные и разрекламированные цели не были достигнуты. Впрочем, все давно научились пиариться на авиастроительном "позитиве", а все проблемы давно привыкли списывать на недостаточное государственное финансирование. Для государства авиастроение давно стало бездонной бочкой, способной поглотить и сотни миллионов, и миллиарды гривен - без ощутимого или видимого результата.
Тем временем ситуация в отрасли сложилась просто удручающая. Множество специалистов ушли с предприятий авиапрома из-за низких зарплат и отсутствия перспектив. Средний возраст сотрудников перевалил за 50 лет, а молодые кадры, если и приходят, то долго на предприятиях не задерживаются.
В Харькове Ан-140 уже давно не выпускаются. Последний самолет этой модели был выпущен там десять лет назад - в 2005 году. Производство в иранском Исфахане не работает уже пять лет.
Мечтам об огромном рынке не суждено было сбыться. С оценкой рынка наши авиастроители, мягко говоря, сильно просчитались. Самолет так и не стал массовым региональным лайнером. Многие авиакомпании предпочитают использовать старые надежные Ан-24 или же брать европейские и канадские аналоги. Из построенного 31 самолета эксплуатируется только половина; более десятка лайнеров годами простаивают на заводе и у авиакомпаний, рискнувших взять их в свой парк.
За 10 лет работы проекта было построено всего лишь 35 серийных самолетов семейства Ан-148/158, из которых на киевском заводе - только 10 единиц. Украинские пассажирские авиакомпании после нескольких лет добровольно-принудительной эксплуатации Ан-148 вернули самолеты производителю, заменив их бразильским аналогом.
Дальнейшие возможности по продаже данных самолетов на рынке остаются туманными.
Не стоит питать иллюзий по привлечению в наше авиастроение стратегических инвесторов из числа существующих лидеров рынка. Авиастроение - это не та отрасль, где создаются производственные площадки по всему миру. Наоборот, это высокотехнологичная отрасль, которую оставляют у себя в стране. Даже Китай, с большим трудом и ценой покупки одновременно 120 самолетов семейства А320 общей стоимостью более 10 млрд евро, смог добиться строительства на своей территории сборочного завода Airbus.
Надо признать, что сейчас авиастроение Украины может привлечь лишь инвестора, способного застроить жилыми и офисными помещениями несколько сотен гектаров земли "Антонова" возле станции метро "Святошин".