Новости ПАО "Туполев"

Реклама
S

Seerndv

Местный
25.10.2018
По следам «Буратино»: как в Казани «скрестили» стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214

Такого в стране не делали с 1984 года: зачем понадобился длинноносый «гибрид» за 1,7 млрд рублей?

Осколки продвигавшейся некогда правительством РТ, но отодвинутой на обочину программы серийного пассажирского самолета Ту-214 продолжают работать на благо авиапрома. Казанский авиазавод готовит к первому полету необычный борт — лайнер некогда обанкроченной авиакомпании «Дальавиа» с носом от Ту-160. Для чего это нужно и при чем тут странные решения правительства Дмитрия Медведева, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Именно этот бывший борт «Дальавиа» стал основой нового необычного самолета Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕШЕВО И СЕРДИТО?
До конца года Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) поднимет в первый полет Ту-214 с носом от Ту-160, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Что за чудо? Мы предложили «Туполеву» и КАЗу прокомментировать эту информацию, но ответа не получили.

Остряки могли бы сказать, что так производство откликнулось на «наказ» президента РФ Владимира Путина, сделанный им во время визита на казанский авиазавод и осмотра Ту-160: глава государства тогда сказал, что можно задуматься и о пассажирском сверхзвуке. Вакханалия, которая тогда поднялась в СМИ и не может заглохнуть до сих пор, с заявлениями о переделке бомбардировщиков для шейхов, уже ведущемся проектировании делового сверхзвукового самолета с изменяемой стреловидностью крыла и так далее, конечно, никак не связана с реальностью. Впрочем, к программе, о которой идет речь, все это тоже не имеет никакого отношения. Она исключительно утилитарна, и, по всей видимости, решает две задачи: отработать элементы программы Ту-160М2 и создать самолет-тренажер для будущих пилотов «стратегов».

По всей видимости, мы имеем дело с программой, информация о которой в начале 2014 года появилась на порталах закупок, — «Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (многофункциональный летно-моделирующий комплекс ЛМК-214), ОАО „Туполев“ города Казань Республики Татарстан» (в рамках ФЦП развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2011–2020 годах). Указывалась и стоимость (насколько можно судить, одного этапа) — 1 млрд 709 млн 250 тыс. рублей. Завершить работу предполагалось в конце 2017 года. Среди прочего за 600 млн должен был быть куплен подержанный Ту-214 типовой конструкции, техническое состояние которого обеспечит налет в 3 тыс. летных часов или 600 посадок. Предположительно, этим бортом стал построенный в 2003 году «Ту» с регистрацией 64507, который некогда летал сначала в авиакомпании «Дальавиа», а после ее банкротства в 2008 году — в «Аэростарз» (лишилась сертификата эксплуатанта в 2011-м).

«Бывшие в эксплуатации Ту-214 вполне можно использовать для подготовки пилотов — свой ресурс они еще не отлетали, к тому же одно дело — гражданская авиация с ее жесткими сертификационными требованиями, другое — военная, где их нет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Aviarunet Роман Гусаров. — Предполагаю, что это будет нечто вроде симулятора. Не для того, чтобы научиться пилотировать Ту-160 (все же у этих машин разная динамика полета, это как на легковой машине учиться управлять автобусом), но чтобы привыкнуть к кабине, системе управления, процедурам. Даже вполне возможно, что это именно замена наземному тренажеру, который по цене мог оказаться сопоставимым с реальным пассажирским самолетом. И потом, данные, которые надо вводить в мозги тренажера, закрытые, а их надо передавать какой-то компании-разработчику. Не утекут ли они? Да и западных комплектаторов надо привлекать. Плюс обычно тренажер разрабатывают, понимая, что его будут тиражировать десятками, а здесь, скорее всего, нужен один, максимум несколько. Словом, цена была бы космической. Но при этом симулятор более приближен к реальному самолету, чем такая „летающая парта“, поскольку может имитировать динамику полета конкретного типа — какую программу заложишь, то он тебе и выдаст. А в данном случае, видимо, решили поступить дешево и сердито».

Платформой для создания нового учебно-тренировочного самолета в конце 70-х выбрали Ту-134 Фото: ©Лев Поликашин, РИА «Новости»

ИЗ «ЛЕТАЮЩИХ ПАРТ» — В VIP-САЛОНЫ
Такое уже проходили в Советском Союзе. В конце 70-х, когда в стране раскручивались программы дальнего Ту-22М3 и стратегического Ту-160, встал вопрос: как на практике обучать их экипажи? Поэтому ОКБ Туполева разработало учебно-тренировочный самолет с некоторыми пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. За основу взяли массовый пассажирский Ту-134Б — он более других условно соответствовал поведению в воздухе тяжелых боевых машин, плюс к тому времени военные уже использовали 134-й для тренировки штурманов (Ту-134Ш).

Со сверхзвуковыми «тушками» Ту-134УБЛ (учебно-боевой для летчиков — такое название получила машина) роднили радиосвязные и навигационные системы, часть приборного оборудования кабины и новый… нос — подобный Ту-22М3 и Ту-160. Это требовалось для создания курсантам аутентичного обзора из кабины. Из-за этого машина стала длиннее на 4,6 метра. А свои основные характеристики Ту-134 сохранил: крейсерская скорость — 890 км/ч, дальность — 2300 км, потолок — 11 800 метров.

В 1981–1984 годах на Харьковском авиазаводе выпустили 90 Ту-134УБЛ. Программа преследовала две задачи: первая — подготовка летчиков; вторая — испытание разного рода систем, например радиолокационных станций для Ту-95МС и Ту-22М3. Отметим, что ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» — не зря машина пользовалась любовью у военных летчиков, а потому у них не прижилось пущенное было в массы насмешливое прозвище самолета — «Буратино».

Ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» Фото: ©Александр Кондратюк, РИА «Новости»

В конце 90-х, с наступлением тяжелых времен, Ту-134УБЛ начали списывать со службы (в открытых перечнях высвобождаемого военного недвижимого имущества фигурировало около 20 УБЛ) и переделывать в пассажирские, в том числе в VIP-варианты. А что? Носатый Ту-134 выглядит прямо-таки по-пижонски эффектно. К примеру, Ту-134УБЛ в псевдоаэрофлотовской окраске и с собственным именем «Граф Муравьев-Амурский» используется для перелетов полпреда президента РФ по Дальнему Востоку (среди прочих летал на нем и Камиль Исхаков). Он был передан для перевозок высших гражданских чинов 11-й армией ВВС и ПВО. ВВС тоже стали использовать машину для служебных полетов личного состава.

Следующий удар по УБЛ нанесла катастрофа пассажирского Ту-134 в Петрозаводске 20 июня 2011 года. В то время президент России Дмитрий Медведев поручил готовить вывод Ту-134 из эксплуатации к 2012 году. Вслед за прекращением эксплуатации гражданских лайнеров остановили и военные модификации, «за исключением полетов, связанных с боевой подготовкой». Но, как писали «Известия», несмотря на эту оговорку, в 2012 году попавшие в опалу «тушки» почти не летали, программа учебы и повышения квалификации штурманов и летного состава дальней авиации застопорилась. Поэтому через год военные предложили вернуть в строй Ту-134 для подготовки летчиков и штурманов, что и было сделано. Однако этих машин все равно осталось мало, сегодня их едва ли наберется и полтора десятка.

Примерно в те же годы находившийся тогда на посту министр обороны Анатолий Сердюков предписал подготовить тактико-техническое задание для самолета на замену Ту-134УБЛ — им должен был стать Ту-204 или Ту-214. Как теперь понятно, выбор остановили на последнем.

В Казани готовятся вновь начать выпуск Ту-160 Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕЖНОСТЬ К РЕВУЩЕМУ ЗВЕРЮ
Добавим, что появление информации о старте программы ЛМК-214 по времени следовало сразу за заявлениями военных о том, что глубокую модернизацию пройдет 30 Ту-22М3, и предшествовало новости о том, что в Казани возобновят выпуск Ту-160. Напомним, собранный из советских заделов Ту-160 выкатили в январе этого года и тогда же в присутствии Владимира Путина подписали контракт на 10 новых «Белых лебедей». А выкатку Ту-22М3М мы могли видеть в нынешнем августе.

Отметим, что высокая значимость работы по ЛМК-214 была отмечена. В декабре 2017 года директору программы — главному конструктору комплекса Валерию Бендерову указом президента РФ присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ». В официальном сообщении говорилось, что ранее Валерий Владимирович в должности вице-президента «Туполева» руководил работами по перевооружению дальней и стратегической авиации на новое высокоточное оружие, по модернизации комплексов дальней авиации.

Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, мы имеем дело с машиной двойного назначения. «Во-первых, можно предположить, что самолет будет использоваться для обучения пилотов, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С учетом известных данных о количестве Ту-22М3М и Ту-160М2 будет всего несколько учебных самолетов, которые логично делать из бэушных Ту-214 и Ту-204 — на рынке этих самолетов много… Во-вторых, возможно, самолет предназначен и для испытаний оборудования. В этом случае тоже логично, что нос меняют: как мы помним, почти все советские летающие лаборатории, на которых отрабатывали, например, РЛС, были „носатыми“».

Выкатку Ту-22М3М можно было видеть в нынешнем августе Фото: «БИЗНЕС Online»

Интересный момент: 16 августа во время выкатки Ту-22М3М на отшибе летного поля КАЗа стоял Ту-134УБЛ. Можно, конечно, предположить, что это был борт прилетевшего на торжество начальства ВКС, но, по всей видимости, он уже находился на заводе какое-то время: на наиболее свежих спутниковых снимках Google Maps видно, что неподалеку от него стоит пятерка L-39, которые прилетали в Казань на праздник «Я выбираю небо» 10 августа. Возможно, Ту-134УБЛ пригнали как образец. «Натурный стенд, чтобы сборщики поняли, как это у предков было устроено», — предположил Фролов.

Пилот авиакомпании «Икар» Александр Смирнов летал на Ту-134УБЛ в 1992–1998 годах, сначала — курсантом Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков (ТВВАУЛ), потом — вторым пилотом и инструктором в рязанском центре подготовки летного состава дальней авиации. К слову, Ту-134УБЛ именно Тамбовского училища «сыграли роль» бомбардировщика Ту-22 в известном фильме «Нежность к ревущему зверю», снятом, кстати, в 1982 году, то есть когда УБЛ только начали выпускать — невероятно для тогдашнего уровня секретности.

Александр Смирнов: «Ту-134УБЛ — отличная была машина» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы учились на пилотов Ту-22М3 и начинали летать на Л-29, а Ту-134УБЛ был переходным типом, выпускным самолетом, — рассказал Смирнов „БИЗНЕС Online“. — Да, зрительно нос был похож на Ту-22М3, и, думаю, все дело именно в имитации, ведь и вес у Ту-134УБЛ другой, нежели у ракетоносца, и скорости другие, и приборное оборудование кабины иное. Что удобно с такой носовой частью — всегда видно ее поверхность, а значит, на взлете проще ориентироваться… У нас было не менее 30 машин. Представьте классический военный аэродром и стоянку УБЛ чуть ли не во всю длину полосы. В хорошие советские годы инструкторы налетывали по 600 часов в год, что соизмеримо с гражданской авиацией, а после 1991-го налет упал. Но я все равно был очень рад, что попал в центр подготовки: тогда Ту-22М3 почти не летали (однокашники рассказывали, что в год делали всего по четыре круга), а мы — по 70–80 часов, что считалось прогрессом… Отличная была машина. Не знаю летчика, который бы что-то плохое о ней сказал. Жаль, что большей части УБЛ уже нет. Но, видимо, история все-таки развивается по спирали — теперь будет Ту-214».

P. S. Сегодня пресс-служба ПАО «Туполев» в письме «БИЗНЕС Online» объяснила цель создания нового самолета: «Ту-134УБЛ предназначен в первую очередь для обучения курсантов полетам на Ту-22М3 и Ту-160, а Ту-214ЛМК — составная часть системы испытаний опытного оборудования, устанавливаемого на модернизируемые и вновь разрабатываемые самолеты. Цель работы по Ту-214ЛМК — создание летающей лаборатории для отработки в полете комплексов бортового оборудования Ту-160 и в перспективе — ПАК ДА».

Тимур Латыпов
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Предприятия: КАЗ им. С.П. Горбунова
Версия для печати
www.business-gazeta.ru/print/400185
 
alex1664

alex1664

Местный
А что с такой издёвкой и видом знатока.
Выкладывайте
Да ладно! Уж личные прозвища самолетам дают не равнодушные люди. И в этом издевкой даже и не пахнет. А Ту-134УБЛ всегда прозывали "Буратино". Былинный русский герой, кстати, а не какой то там Пинноккио:)
 
Алексей Коваль

Алексей Коваль

Участник
Забыли Ту-104-е и 110-е. На самом деле, это их называли «буратинами», и больше никакие другие. Название это, считается, происходит из НПО «Взлёт» Минрадиопрома СССР, которое занималось лётными испытаниями радаров, ракет и их ГСН. Там были борты 42324, 42454 и 42498, и ещё два аналогично переоборудованных Ту-110: Л5511 и Л5513. Ещё один «буратино» 42326 принадлежал базе МРП в ЛИИ.
Машины работали по темам для Ту-128, МиГ-23, МиГ-25 (в т. ч. после угона), МиГ-31, выполняли пуски ракет.





 
Андрей 65000

Андрей 65000

Старожил
Забыли Ту-104-е и 110-е. На самом деле, это их называли «буратинами», и больше никакие другие.
Буратинами называли самолеты с необычно длинным носом.
А такие были и кроме вышесказанных.
К примеру, Ту-134УБЛ.

34.jpg
 
Алексей Коваль

Алексей Коваль

Участник
Выше уже написали, что в войсках УБЛ «буратинами» не называли.
Более того, как раз в ответ на фото УБЛ, которое уже запостили на предыдущей странице.

Не слышал:)
Никто из летного состава
И это уже не в первом обсуждении опровергается теми, кто летал/обслуживал УБЛ.
 
Реклама
Eduard_AB

Eduard_AB

Местный
А левая передняя дверь то от Ил-76, прыжковая
Ну какая она "от Ил-76", A-Z уже показал.
У Туполевцев для Ту-214 хватает своих дверей, которые изначально соответствуют обводам родного фюзеляжа, поэтому заимствовать чужие - только себе дополнительную проблему создавать.
Но что может такого случится с этой лабораторией
То же самое, что и с любым другим самолетом. Поэтому экипаж должен иметь шанс.
Отсутствие такой возможности у экипажей пассажирских самолетов объясняется невозможностью спасения таким способом пассажиров, по крайней мере большей их части, и накладываемыми этим обстоятельством этическими ограничениями.
Насколько помню на всех ЛЛ летали с парашютами. (ГК НИИ ВВС/ГЛИЦ, ЛИИ, МАП-овские ОКБ-шные и заводские ЛЭГ, в МРП НПО "Взлет", "Вега", "Ленинец/Мир", "Радар".)
 
Последнее редактирование:
Алексей Коваль

Алексей Коваль

Участник
У испытательных (как и у военных) машин, в отличие от коммерческих, бывают полёты в местах, значительно удалённых от запасных аэродромов, над морем/океаном и т. д., и в этом случае риски возрастают.
Далее. Предположим, тьфу-тьфу, опытное оборудование загорелось, разрушилось, повредило конструкцию. Тоже риск.
Плюс, испытания часто проводятся, в том числе, на критических и близких к ним режимах. Это, может, и не относится к радиотехническим ЛЛ, но как общее требование к опытным машинам обязано быть соблюдено.

Забыли ещё такую машину, 65098, летавшую с 1978 г. по программам для Ту-22М, Су-27 и Су-34. И это не прототип УБЛа, как одно время принято было считать (носовой обтекатель от «двойки», хотя некоторые компоновочные и технологические решения были потом использованы на УБЛ и УБК).
Вот её, пишут, тоже иногда называли «буратино».
Также аналогичная машина была на базе УБЛа.





Не знаю, как лётный состав, а на ХАЗ-е его иначе и не называли.
А откуда такая инф.?
 
Последнее редактирование:
Eduard_AB

Eduard_AB

Местный
Забыли ещё такую машину...
Летающая лаборатория Як-40-25.
И как бы еще не с клювом МиГ-29 был Як(или этот переоборудован?).

P.S. Этот кусок по ЛЛ, наверно, целесообразно перекинуть в реестр ЛЛ, а здесь оставить только новостное сообщение.
 
Алексей Коваль

Алексей Коваль

Участник
Eduard_AB Я именно что про тех, что звали «буратинами», и туполевские.
А так да, надо посмотреть, что из этого было в ветке про ЛЛ (а что-то точно было), сделать отдельную подборку в виде поста про «радарные» ЛЛ, со всеми номами, включая тупые :D.
А тут потру попозже.

#а/у
 
alex1664

alex1664

Местный
Ну какая она "от Ил-76", A-Z уже показал.
У Туполевцев для Ту-214 хватает своих дверей, которые изначально соответствуют обводам родного фюзеляжа, поэтому заимствовать чужие - только себе дополнительную проблему создавать.

То же самое, что и с любым другим самолетом. Поэтому экипаж должен иметь шанс.
Отсутствие такой возможности у экипажей пассажирских самолетов объясняется невозможностью спасения таким способом пассажиров, по крайней мере большей их части, и накладываемыми этим обстоятельством этическими ограничениями.
Насколько помню на всех ЛЛ летали с парашютами. (ГК НИИ ВВС/ГЛИЦ, ЛИИ, МАП-овские ОКБ-шные и заводские ЛЭГ, в МРП НПО "Взлет", "Вега", "Ленинец/Мир", "Радар".)
Дверь от Ил-76, я имел в виду накладную, с двумя выпуклыми наружными шарнирами. И ее аналогичный функционал, принудительно открывается в поток, для создания благоприятных условий для парашютистов. Аналогичной конструкции, на других самолетах, я не знаю.
 
S

Seerndv

Местный
Да чой-то зашевелились ...
Двумя месяцами ранее:
«Изделие 80» — в Самаре приступили к разработке двигателя для ПАК ДА
Опубликовано 02.10.2018 | @AviaRu | 637
https://aviation21.ru/izdelie-80-v-samare-pristupili-k-razrabotke-dvigatelya-dlya-pak-da/

Самарское ПАО "Кузнецов" разместило на сайте госзакупок тендер на опытно-конструкторские работы по двигателю для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) - "изделие 80". Об этом сообщается на сайте ТРК «Звезда».

В ТЗ на тендер указано, что основная и дублирующая электронные системы двигателя должны обеспечить прогнозирование состояния изделия и его систем, в том числе обеспечивающее выполнение полёта длительностью 30 часов.

Агрегаты системы топливопитания и гидромеханической системы регулирования должны быть работоспособны при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7g, а также при температурах от минус 60 до плюс 50 градусов. Срок службы изделия - 12 лет, с возможностью продления ресурса до 21 года.

При этом в сообщении подчёркнуто, что «Оборудование должно быть прочным, устойчивым, стойким к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва».

Контракт на создание двигателя для ПАК ДА был заключен между ОДК и компанией «Туполев» в июне 2018 года. В ОДК ТРК "Звезда" сообщили, что заложенная стоимость контракта по отдельным позициям является итоговой на весь срок исполнения обязательств.

Ранее сообщалось, что ПАО «Туполев» в ближайшее время приступит к постройке первых опытных образцов перспективного авиакомплекса. При создании нового бомбардировщика будут использоваться отдельные технические решения, применённые в Ту-160М2, но в целом этом будет абсолютно новая машина.
 
Реклама
Monday

Monday

Новичок
Двум проектам стратегического бомбардировщика будет весьма тесно,в рамках одного завода и одной страны.
 
Последнее редактирование: