Организация авиаперевозок во времена СССР

А когда в Кызыл стал летать Ту-154?
Чульман, Тында и Тахтамыгда вряд ли подходят.

Вполне подходят
Да, подходят. В 80-е из Хабаровска было полно рейсов в Чульман и Тынду на Як-40. Насчёт Тахтамыгды не помню.
 
Так у меня вопрос возник по запасным к Чите. Расстояние Чита-Нерюнгри = 956 км. Как его возьмёшь запасным при полёте из Алдана в Читу?
 
Возможно. Но всё равно как-то диковинно. Эти 5 минут не должны делать погоды в этом случае. У Як-40 крейсерская 500, у Ту-154 900. Из Владика в Хабаровск Як-40 летал за 1.50, Ту-154 за 1.10. Пусть расстояние вдвое меньше, но всё равно странно.
 
А они по факту и не делали, но расписание — есть расписание. Были соответствующие таблицы для составления расписания, чтобы не придирались где-нибудь в УГА, ставили как положено, а летали — как получится.
 
Не скажу про всех. В нашем СОАО Коми УГА для МВЗ не было методички. На Ту-134 основной аэропорт в МВЗ был Шереметьево, запасным брали Домодедово, реже Внуково. Хоть в Быково и садились для перегонки на АРЗ, но запасным его никогда не брали. Иногда приходилось брать запасными Иваново, Нижний Новгород, Пулково.

Вот как-то в начале 90-х на дня три в Москве метель разгулялась, чистили полосы, экипажам давали в зонах ожидания продления по 20 минут. Покружились тогда над Богданово около часа, перспективы не улучшились, пошли на запасной в Стригино (Ниж.Новгород), за нами еще бортов 15 пристроились. Сели, в АДП нас обрадовали, что керосин есть, но тут же и огорчили: жидкости "И" - нет, нужно ждать. Пассажиры до позднего утра томились в переполненном аэровокзале, мы в АДП не поспали. Утром в часов 9 -11 все уже в обратном порядке полетели в Москву по своим аэродромам.
В нашем ЛО Ту-134 была принята "заначка бортмеханика" - 600кг, не учитываемые по документам, это на один круг.
Позднее, в нулевых годах, сыктывкарские экипажи Ту-134 в Москву брали с собой "экстру" 2-3 тонны, почти на час полета сверх расчета топлива, базировались во Внуково.
 
А Краснокаменск?
Вот, наверно, скорее всего, потому что Алдан-Чита расстояние = 1120 км, по номограмме РЛЭ Як-40 рейсовое топливо = 2975 кг. с учётом КЗТ. Всего заправка у Як-40 = 4430 кг., то есть, для запасного остаётся на расход 1455 кг, до Нерюнгри точно не хватило бы.
 
Могли наверное и какие-нибудь военные аэродромы использовать. Я слышал, что во Владике, если Кневичи не принимали, иногда сажали в Воздвиженке.
 
Владике, если Кневичи не принимали, иногда сажали в Воздвиженке.
Это уже текущая оперативная обстановка. Для рейсов, выполняемых по расписанию, я не слышал, чтобы брали запасными аэропорты, непригодные для обслуживания пассажиров. Ещё учитывали режим работы, то есть, расписание могли не утвердить, если, например, какой-нибудь запасной указан с ограниченным режимом работы и расчётное время прибытия в него как на запасной выходит за рамки регламента.
 
Чаще всего запасным брали Ухту. Ближе и в своём Управлении ГА.
А вообще на севере действительно с запасными похуже. Для Воркуты брали запасным тоже Ухту, с середины 90-х - Усинск и Ухту.
Для Хатанги - запасной Норильск и дальше.
Девиз был такой: "Чем больше топлива - тем лучше погода!"
 
А вообще на севере действительно с запасными похуже.
Не то слово! Я помню, как мы намучились с воронежцами, когда организовывали рейсы из Мурманска в Белгород на Ту-134. Запасным брали Пулково и Архангельск. Апатиты и Петрозаводск комэск вычеркнул. Вот и получалось, что мы выбрасывали целую тонну загрузки, предельную давали для Мурманска из Белгорода — 4900 кг., а это всего лишь 58 пассажиров, и то, если их считать по 85 кг, а не по 95 кг с багажом. С обратным рейсом проще — тут тебе и Воронеж, и даже Курском не гнушались. В 1991-м году уже была такая свистопляска, что и пожаловаться некуда. Вообще изначально, чтобы не терять 18 драгоценных пассажиров, рейс было решено сделать как и все белые люди через Пулково, но Пулково вдруг начало диктовать свои условия, типа, вы, ребята, летайте, но без права коммерческой загрузки на участке Пулково-Мурманск. Здрасьте, что называется! Воронежцы пожаловались в Ленинградское УГА, а оттуда ответили, типа, всё правильно, там рейсов между ПЛК и МУН и так до чёрта, куда ещё вы там лезете.
 
На коротких перелетах крейсерская у Ту-154 поменьше, чем 900, эшелоны пониже. И время пребывания на эшелоне не большое.
Больше удельного времени на схему выхода, набор, снижение, схему захода на посадку.
Когда удачно по ветру - взлет прямо и посадка с прямой. Когда не удачно - взлет с обратным курсом и заход на посадку по схеме с обратным курсом. Это в общем, не про конкретно Владик и Хабаровск. Расписаниями я тоже особо не интересовался. Как написано в Задании на полет и ШБЖ, так и летали. Обычно прилетали раньше расписания, поскольку при встречном ветре режим двигателям добавляли, а еще по маршруту спрямляли, где диспетчеры позволяли.

Хочу Вас спросить, эти рейсы выполняли воронежские экипажи Ту-134? Всего одна эскадрилья была? Наверное, бортов было мало и выбор был невелик, с МВМ 49 тонн не хватало? И точно не помню, вроде зимой взрослые пассажиры считались по 80кг, летом по 75. Плюс багаж те аэрофлотовские 20кг, ведь на таких рейсах без багажа не летали, вот и центнер на пассажира - запросто...
 
Хочу Вас спросить, эти рейсы выполняли воронежские экипажи Ту-134?
На Мурманск из Белгорода в разное время летали разные а/к, Воронежский ОАО («Воронежавиа»), затем «Гомельавиа», но почему-то не под кодом «ИД«, а под Белавиа (В2), затем сами Мурманчане на Ту-154М, один сезон, не помню, в каком году, потом Архангельские экипажи, это уже в 2000-х. А в 1991-м году, когда впервые пошли эти рейсы, их выполняли воронежцы, у них были Ту-134 с МВМ 49 тонн только 65062 и 65057, остальные на то время 47,6, летал в основном 65881, иногда давали Як-42 на эти рейсы.
 
Совершенно верно про Воздвиженку. Автобусами иногда возили пассажиров в Владивосток, иногда просто ждали погоду не высаживая пассажиров. Вообще был специальный перечень военных аэродромов выделенных для возможности использовать их как ЗАР для ГА по всей стране.
 
Не знаю как кормили из Харькова, но я в 1987 г летел из Иркутска в Харьков через Томск/Пермь и питание было. Помню потому, что делал тогда подробные записи в блокноте и совсем недавно его обнаружил =)

Из Иркутска в Томск из прохнапов давали только отвратительную солёную минералку (видимо "Братская").

В Томске загрузили холодное питание. Бутерброд с колбасой, варёное яйцо, хлеб, песочное пирожное, пакетик кофе и сахар. Бутер и пирожное были завернуты в плёнку, которая сейчас встречается в цветочных магазинах. Наборы были сервированы в пластиковых многоразовых прямоугольных тарелках. Соль бортпроводница предлагала пассажирам из большой картонной пачки =)

В Перми загрузили перекус в бумажных пакетах: булочка, кружок копченого колбасного сыра в той же плёнке, джем, печеньки и яблочный сок в жестяной банке ~150 мл. без ключа. Консервный нож приносили по запросу =) Также предлагался чай.

Борт был 65849. Весь рейс 7458 длился ровно 11 часов. Промежуточные посадки - примерно по часу. Транзитных зон ни в Томске, ни в Перми не было. Пассажиров с перрона направляли на "Выход в город" и приходилось снова проходить предполётный контроль. Обратно в Иркутск я возвращался уже из Борисполя.

P.S. В Перми вроде менялся экипаж. Но это не точно. Могло такое быть?