Кстати, структурно советское расписание было похоже на расписания авиакомпаний Lufthansa, KLM, JAL тех лет.
Олег, тут всё-таки дело в формате представления и компоновки данных. То, что мы видели в буклетах, это всё-таки были обработанные и адаптированные для глаз пассажира данные. В то время никому не приходило в голову взять и напечатать в газете расписание в том виде, в каком оно существовало на экране той же «Сирены», расшифровав лишь коды городов. Когда система АСУ «Расписание» была отделена от систем бронирования, по сути же не было никаких регламентов чётких для формализации рейсовых строк. Всем этим стали заниматься уже в 1989-м году, когда «Аэрофлот» вступил в IATA. К тому времени в IATA были уже весьма чёткие стандарты представления и описания структуры расписаний. От тех же табличных форм представления, в которых у нас были книги ЦРДС, все ушли уже давно, стандарт IATA подразумевал рейс как строку с данными. Когда у нас наконец-то скрестили базу расписания с системами бронирования, красота пошатнулась. Как я уже говорил выше, рекламные расписания превратились в тупое копирование строк из системы. Я понимаю, что обработать вручную такой большой массив данных для того же расписания самолётов из Москвы в виде плакатного — это всё-таки труд, но не такой уж прям и каторжный. На деле же никто и пальцем не шевелил, скопировали экран «Сирены», разбросали по столбцам и напечатали. Но всё дело в том, что это же служебные данные, поэтому там полно строк. Кстати говоря, даже этого можно было вполне избежать, просто все лентяйничали. Приведу простой пример. Вот у нас рейс Внуково-Ставрополь, ежедневно, круглый год, допустим, на А320. Был рейс как рейс, но потом мы с ним начали творить всякие чудеса. Например, выяснилось, что в определенные даты мы будем его выполнять на А321, и начинается вот это жуткое дробление цельного периода, типа
01.01-10.01 123.567 - А320
11.01-11.01 …4… - тут А321
12.01-30.04 123.567 - тут опять А320
И т.д.
Ну вот, блин, ну я понимаю, это мы как бы для себя делали, но на обзор пассажиру и для публикации это на кой ляд-то? IATA разработала специальные рекомендации для обозначения типов ВС группами. Ну так и обозначь, чёрт возьми, укажи код группы типа ВС «32S», из этой кодировки будет ясно, что рейс выполняется на самолёте этой линейки (319/320/321). Аналогично – «737», код, обозначающий семейство, а вот 738 — уже конкретизация, ну или Т20/Т24 (Ту-204-100, 214,300), где «Т20» — группа. Но нет: вываливали то, что на экране, на всеобщее обозрение. Мало того, дробление периода — это довольно типовая операция, если ты меняешь что-то в группе дат или в одной дате (например, значения количества мест в подклассах или же их состав). Ну так если ты раздробил рейс, отсплитовал даты, выполнил нужные операции, то возьми ж и верни после всего в исходный вид, иначе оно так и будет висеть — по 100 строк. При этом никому неудобно пользоваться этими простынями, поскольку сами экраны систем бронирования имеют ограничения по строкам, и чтобы просмотреть всё «творчество» по рейсу, приходится листать, тыкать на клавишу F9 и т.д. И ведь во многих случаях всё это бесконтрольно вываливалось в том виде, в котором было, на сайты, в поисковые и сейловые системы, в некоторых случаях вываливается до сих пор. Опять-таки: смотрим резолюции IATA, там же ясно сказано, что при отличии в расписании + 15 минут рейс можно не дёргать и не дробить. Но нет, мы тупо дробим. Для чего? Если, к примеру, меняется только время прибытия, то зачем? В билетах оно не указывается, чего ради дёргать из-за 5 минут рейс и размножать его по строкам? В этом есть определённая культура всё-таки, есть специалисты, которые работают аккуратно, и есть те, которым всё это до лампочки. И я сталкивался с этим неоднократно: открываешь карточку рейса, и пока разберёшься, что там с рейсом намудрили, — уже полчаса рабочего времени потеряно, а по факту можно было убрать весь мусор, соединить периоды и получить меньше строк.