Организация авиаперевозок во времена СССР

Вроде был там ещё какой то проходящий рейс Ту-154 в Киев, но никогда на него не попадал.
Ага, был такой. Рейс 3977 Благовещенск - Красноярск - Свердловск - Киев. А раньше из Северного в Киев летал Ту-154 с посадкой в Уфе.
 
Реклама
Значительную долю пассажиропотока Сибири и Дальнего Востока занимали военнослужащие-отпускники. С промышленностью там пожиже.
Зря вы так. Как раз с промышленностью в Сибири все было нормально. Кроме того, среди командировочных и отпускников было много научных сотрудников и преподавателей ВУЗов.
 
Оно как бы верно, только вот центральное расписание составлялось из приоритетов, среди коих отпускники срочной службы значились на последнем месте. Приоритеты были примерно следующие:
Не просто не так, а совершенно не так. Расписания, как центральное, так и местные, писались исходя из двух составляющих: 1) наличия флота воздушных судов и 2) пассажиропотока. Всё. Кого повезут: китайских военнопленных или футбольных фанатов, Аэрофлоту без разницы.

1. Возможность для партийного начальства прибыть в Москву (в случае Харькова - и в столицу союзной республики) в кратчайшие сроки, т.е. на следующее утро. Не прибегая при этом к услугам ВВС Красной Армии в виде перевозки членов ЦК в бомбоотсеках и т.п.
Возможность для партийного руководства прибыть к месту "порки" обеспечивалась бронью на авиабилеты для обкомов и крайкомов. Они могли лететь в Ставрополе утром, в Элисте в обед, в Николаеве вечером. Расписание тут ни при чем.
2. География командировок, причём не каких попало, а в соответствии с иерархией и предприятий (интересы ВПК будут учитывать в первую очередь, а какого-нибудь наркомпроса - в последнюю), и самих командируемых. У кого-то (в ранге Королёва) мог быть и свой поджопный самолёт, а кому-то авиабилет вообще не оплачивался
Командировки в ВПК составляли государственную тайну. И если кто-то по глупости своей начнет интересоваться командировками, к примеру, Днепропетровского ПО "Южмаш", то очень скоро к нему придут дяди с горячими сердцами и чистыми руками и станут задавать много неприятных вопросов. Кроме того, у всех, без исключения, крупных производств МАП, МОМС или МСМ были свои собственные самолеты. Представить себе, как группа технических специалистов того же Южмаша летит в командировку из Днепропетровска на Байконур рейсовым самолетом, мне, например, невозможно никак.

Командировки остальной, невоенной части предприятий не поддаются никакому учету. Сегодня работник летит в Горький за новым станком, завтра - во Львов за автобусом. И потом они десять лет туда не полетят, пока автобус и станок не спишут по старости.

3. И по остаточному принципу - возить людишек в отпуск, главным образом на курорты.
Летом 1974 года прямых рейсов Москва - Свердловск было четыре. Столько же было прямых рейсов Москва - Харьков. Тогда как рейсов Москва - Симферополь было двадцать три, а Москва - Адлер - двадцать семь. Это, получается, остаточный принцип такой? Или же адлерская артель коровьих крутохвостов генерировала поток командировочных больше, чем Нижнетагильский металлургический комбинат?
По состоянию на 80-е годы (когда АвтоВаз работал уже лет 15) на юг на своих машинах ездило чуть ли не больше народу, чем теперь.
По-видимому, мы жили в разных обществах. В нашей семье автомобиль был с 1981 года. Но ни мы, ни один из мне знакомых в те годы не ездил на море на личном автотранспорте. Несмотря на то, что ближайший населенный пункт у Черного моря был всего в 370 километрах от моего дома. Гораздо ближе, чем из Москвы или Ленинграда.

Кстати, да. Кто из здесь присутствующих путешествовал в восьмидесятые годы на море на личном авто? Поделитесь воспоминаниями, очень интересно.
 
Что зря? Что в этом обидного? География, 7-й класс. Карты промышленности СССР.
Ну Красноярск раньше вообще чисто промышленный, закрытый город был. Сейчас уже почти ничего и не осталось от былой "роскоши" кроме алюминиевого завода...Красноярск-самый промышленный город Сибири, Новосибирск-самый научный, Омск самый зелёный )
 
Ну Красноярск раньше вообще чисто промышленный, закрытый город был.
Коллеги, я знал, что в пример в первую очередь приведут Красноярск. Я с этим соглашусь и добавлю к этому списку ещё Новокузнецк и Норильск. Но Сибирь это не только Красноярск и Новокузнецк с Норильском. Вы просто сравните любую экономическую область Сибири, плотность её населения и концентрацию промышленных предприятий с Уралом, Донбассом или Кривбассом.
 
Кстати...Ещё почему то мне запомнился характерный запах салона харьковских Ту-134 )) Специфичный запах после дезинфекции был у харьковских тушек , отдавало каким то оттенком вазелинового мыла ) Но мне тот запах впрочем нравился ))) Кстати, заметил что в разных авиаотрядах он различался )) Новосибирские тушки вот совсем по другому пахли... Кстати запахи обостряют и память. Если чувствуется знакомый аромат похожий на запах в салоне, то всплывают в памяти и прежние полёты )
 
Но Сибирь это не только Красноярск и Новокузнецк с Норильском. Вы просто сравните любую экономическую область Сибири, плотность её населения и концентрацию промышленных предприятий с Уралом, Донбассом или Кривбассом.

Да. Вот в Норильск нет авто- и железной дороги, поэтому там есть такое выражение "лететь на материк". И конечно, хоть и погодные условия порой не для авиации, без авиации там никуда.
А вообще по каждому городу раньше писались всякие научные работы и исследования, не зря же у нас только в МГА было больше 15 НИИ.
Еще нужно учитывать не только население города, а и всей агломерации в радиусе километров 200...
 
Реклама
Кузбасс, собственно, это Новокузнецк плюс Кемерово. Сравним с Донбассом?
Ну так Донбасс ещё при царизме получил развитие, а Кузбасс получил развитие только при сталинизме. А так конечно уступает Донбассу, да. Но не стоит при этом говорить , что в Сибири промышленность хуже развита. Просто она ещё разбросана на большей площади, и расстояния тут другие ) У меня вон вообще, например дача за 370 км от дома находится, куда езжу летом каждые выходные пахать-отдыхать ))
 
Уж не знаю почему, но для меня сибирь это всё, что восточнее Енисея, то есть от Красноярска и восточнее. Новосиб, Омск, Барнаул, Тюмень ну хоть убей не вяжется с термином сибирь.
 
Но не стоит при этом говорить , что в Сибири промышленность хуже развита. Просто она ещё разбросана на большей площади, и расстояния тут другие
Она не хуже развита! Наоборот, промышленные предприятия Сибири более современные и технически оснащенные. Но, если говорить о временах СССР, промышленности в Сибири было меньше. Существенно меньше. Цифры, повторяю, мы все ещё в школе изучали. И сейчас они есть в открытом доступе.
 
Да. Вот в Норильск нет авто- и железной дороги, поэтому там есть такое выражение "лететь на материк". И конечно, хоть и погодные условия порой не для авиации, без авиации там никуда.
Есть там и авто- и даже ж/д дороги, только слишком уж специфичные ) Даже электричка там когда то давно ходила, сейчас только товарные вагоны возят. Правда было дело добирался как то в Норильск и теплоходом, больше 3 суток до Дудинки ) Вот там да, действительно без авиации остались богом забытые посёлки с богом забытыми людьми....И весь транспорт это только этот несчастный теплоход. Даже пристаней и дебаркадеров нет для него, просто теплоход держит малый ход против течения, а в это время к нему на моторных лодках подплывают местные, и карабкаются в теплоход через леера, детей передают, чемоданы... Как в войну ) Вот транспорт современной России )))
 
Последнее редактирование:
Уж не знаю почему, но для меня сибирь это всё, что восточнее Енисея, то есть от Красноярска и восточнее. Новосиб, Омск, Барнаул, Тюмень ну хоть убей не вяжется с термином сибирь.
А зря... Новосиб это вообще её столица (вроде как) )
 
Есть там и авто- и даже ж/д дороги, только слишком уж специфичные )
Вы невнимательно читаете, сами додумываете, сами меня и дополняете )
Прочтите, я писал, что не в Норильске нет авто и ж/д, а в Норильск.
То есть, из Красноярска или Москвы вы билет на поезд не купите и сейчас.
Только самолетом. Но кое-кому и олени лучше.
 
Реклама
Вы невнимательно читаете, сами додумываете, сами меня и дополняете )
Прочтите, я писал, что не в Норильске нет авто и ж/д, а в Норильск.
То есть, из Красноярска или Москвы вы билет на поезд не купите и сейчас.
Только самолетом. Но кое-кому и олени лучше.
Ну да, пардон... Не так Вас понял ) Ну не только самолёт. Ещё теплоход очень популярен в летнее время ))
 
Назад