A_Z
Старожил
Да, свалить всё на "катастройку" - это у нас первое дело. С непременным добавлением мантры "Иначе бы мы всём показали!".Ил-96 не прошёл этап нормального становления, доводки и оптимизации вследствие экономического и демографического коллапса 90-х. Что в свою очередь было следствием утери управления руководством страны и внедрением "западной" парадигмы - греби под себя, а на общество наплевать.
На самом деле провал Ил-96 и Ту-204 был обусловлен тем, что они делались под другую "бизнес-среду". МГА СССР было "самодостаточным", поскольку имело свои собственные АТБ и АРЗ. Поэтому разработчик после сдачи машины заказчику мог благополучно забыть о ней. Нет, какие-то телодвижения делались, отделы эксплуатации КБ шевелились, бюллетени выпускались... Но всё это было весьма далеко от полноценного конструкторского сопровождения.
Когда эта стройная система сломалась, КБ не смогли - а скорее, даже не захотели - менять "своё поведение". Эксплуатантов с их проблемами они откровенно посылали нах. Денег за продление ресурсов старой техники и за сдачу в аренду "бизнесменам" помещений КБ их руководству на жизнь хватало. Ну, а на рядовой состав оному руководству было наплевать.
Собственно, в военной авиации было то же самое. Просто МО могло хоть как-то воздействовать на промышленность (в то время как МГА фактически жило по принципу "лопай, что дают"). Это до сих пор в значительной мере сохранилось - достаточно вспомнить постоянные жалобы инозаказчиков на проблемы с обслуживанием наших военных самолётов. Правда, там ещё и позиция "Рособоронэкспорта" сыграла "в минус" - неинтересно было отечественным оружейным баронам заниматься мелочёвкой уровня запчастей.
Сохранилось это и в гражданской авиации - достаточно вспомнить проблемы с ППО у ГСС.
Так что крах программ Ил-96 и Ту-204 был практически закономерностью, а не следствием "неблагоприятного стечения обстоятельств". Ну, если не понимать под "обстоятельствами" развал СССР.
"Такие дела..." (Курт Воннегут).