Не факт. В Китае уже давно нет ничего дешевого, кроме совсем уж гумна.
Так себе аргумент.
Оценка на уровне
"Хоботов, это мелко".
Зачем в таких условиях осваивать производство устаревшего образца, который прекрасно производят папуасы с севера...
Тем не менее, этот "устаревший образец" китайцы воспроизвели. Полагаете, они это сделали из чисто научного любопытства?
Не настаиваю, но это может быть примерно та же история, почему американцы покупают российские ракетные двигатели: приемлемый результат с нулевым CAPEX.
Если сосредоточиться на производстве резаной бумаги, которая по стечению обстоятельств именуется "мировая валюта", то можно позволить себе "аутсорсинг" в очень многих областях. Но если монополии на печатание оной бумаги нет, то лучше всё-таки развивать собственное производство.
Есть ещё один "нюанс" - мне про него мужики с УМПО рассказали. В Китай они поставляют не только "двигатели в сборе", но и ремкомплекты для оных двигателей. И в какой-то момент уфимцы обратили внимание, что этих ремкоплектов китайцы закупают заметно больше, чем нужно для выполнения плановых ремонтов поставленных из России двигателей.
В итоге выяснилось, что китайцы используют эти ремкомплекты для ... производства WS-10.
Так что успехи китайского двигателестроения в реальности могут быть куда скромнее, чем думают широкие народные массы, и их "расово верные двигатели" могут оказаться не настолько уж "расово верными".
Возвращаясь к исходной теме. В принципе, ничего сложного нет. Статистика по поставками Д-30 в КНР имеется. Выпуск машин, на которые он ставится - это H-6K и Y-20 - отследить можно (чай, не иголки-истребители), скажем, по материалам SIPRI. Ну, и оценить, какую часть потребностей в Д-30 китайцы покрывают своими силами. Рутинная задача для начинающего шпиона.
Но мне этим заниматься лень...