ПАК-ДА

«Вы мне три года обещаете»: Путина заверили, что до конца года КАЗ покажет первый Ту-160М
Победит ли Казань в «битве за куски» госпрограммы вооружений с проектом глубокой модернизации «Белого лебедя»?
Казанский авиазавод готовит прорыв — на этот раз, в отличие от достроенного из советских заделов Ту-160, реальный. Как стало известно «БИЗНЕС Online», до конца года предприятие должно показать первый действительно модернизированный Ту-160. Бортовое радиоэлектронное оборудование меняется полностью, готовится новое вооружение. Проблемы — «древние» двигатели и кадровый дефицит на КАЗе.
Генеральный директор концерна «Туполев» Александр Конюхов (слева) пообещал Владимиру Путину, что уже до конца года в Казани представят первый глубоко модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160Фото: kremlin.ru
«МЕНЯЛИ КОЕ-ЧТО ПО МЕЛОЧИ»: ТУ-160 ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ МОДЕРНИЗИРУЮТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ
Как рассказал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, генеральный директор концерна «Туполев» Александр Конюхов пообещал президенту РФ Владимиру Путину, что уже до конца года в Казани представят первый глубоко модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160. Судя по всему, на сей раз обещание продуманное, в противном случае генералы авиапрома серьезно рискуют своими карьерами. Это тем более серьезно в условиях объявленной «Ростехом» (который поглощает Объединенную авиастроительную корпорацию) новой кадровой политики. По словам источника, во время майского визита Путина на Казанский авиазавод — филиал «Туполева» (КАЗ) президент высказывал недовольство медленным темпом работ по модернизации основного ракетоносца российской дальней авиации. «Когда поднимете? Вы мне уже три года обещаете», — якобы сказал Владимир Владимирович. Пристальный интерес верховного главнокомандующего к теме Ту-160М понятен. «То, что раньше называли модернизированными Ту-160, на самом деле никакая не модернизация, — утверждает наш источник. — Только меняли кое-что по мелочи».
Напомним, Ту-160 разрабатывался для поражения ядерным и обычным оружием объектов в удаленных районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальная боевая нагрузка — 40 тонн. Максимальная скорость на большой высоте — 2 тыс. км/ч, потолок — 16 тыс. м, дальность полета с максимальной нагрузкой — 10,5 тыс. километров. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 Ту-160, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 машин осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, предположительно, один из уничтоженных стратегов на самом деле в разобранном виде вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов. В 2015 году принято решение о возобновлении возведения ракетоносца — его новая инкарнация получила название Ту-160М2 (предполагается 10 машин), его испытания должны начаться до 2021-го. Ту-160М видится промежуточной — между классическим Ту-160 и Ту-160М2 — машиной.
Сообщения об обновленных «Белых лебедях» появляются по паре раз в год, крайнее было в начале февраля. Тогда «Туполев» сообщил, что очередной стратегический ракетоносец «прошел полный перечень работ в объеме капитального ремонта с модернизацией». Но лишь теперь мы должны увидеть настоящий Ту-160М — планер строевой машины с новым оборудованием, а затем и с современным вооружением. Впрочем, от обсуждения технических подробностей наш собеседник по понятным причинам уклонился. В пресс-службе «Туполева» «БИЗНЕС Online» ответили, что пока не комментируют эту тему.
Тем не менее по открытым данным можно составить такую картину процесса модернизации «Белого лебедя»: работа над проектом стартовала в начале 2000-х и должна была завершиться в 2015-м (видимо, этот срок Путин и припомнил в Казани, говоря о трех годах). Самолет предполагалось оснастить несколько улучшенными двигателями НК-32, но главное — совершенно новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО). В 2012 году министерство обороны сообщило, что один самолет модифицируется до облика Ту-160М, но этим все новости по теме и ограничились.
Изначально в СМИ сообщалось о планах по модернизации всех 15 имеющихся у российских Воздушно-космических сил Ту-160, но во время вышеупомянутого визита в Казань Путин говорил только о 10 ракетоносцах, которые предстоит модернизировать, что называется, по полной программе.
Сегодня модернизация касается в основном системы управления Ту-160, а вот на Ту-160М новыми будут все системы: обороны, навигации, управления самолетом и вооружениемФото: president.tatarstan.ru
«ВСЕ САМОЕ ПЕРЕДОВОЕ» ПЛЮС «ДРЕВНИЕ» ДВИЖКИ
Представить, каким должен быть Ту-160М, «БИЗНЕС Online» помог главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский. Здесь важно несколько моментов.
Первый — БРЭО. По словам специалиста, сегодня модернизация касается в основном системы управления Ту-160, а вот на Ту-160М новыми будут все системы: обороны, навигации, управления самолетом и вооружением. Кроме того, появится «стеклянная кабина». «Это почти тот вариант БРЭО, который поставят на ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиацииприм. ред.). То есть все самое передовое», — отметил эксперт.
Напомним, по открытой информации, конкурс на создание ПАК ДА, который должен заменить и Ту-160, и Ту-95, и Ту-22М3, и их модернизированные варианты, объявили еще в 2007 году. Научно-исследовательская работа получила название «Посланник». Эскизный проект одобрили в 2013 году, технический — в 2016-м. Это дозвуковой носитель высокоточного оружия, выполненный по схеме «летающее крыло». Выпускать машину будут опять же на КАЗе. Первый полет нового ракетоносца запланирован на 2025–2026 годы, в серию он должен пойти в 2028–2029-м. Получается, что глубоко модернизированный Ту-160 — это, по сути, испытательная платформа для принципиально нового ударного самолета дальней авиации. И поднять его в воздух в Казани должны как можно быстрее, чтобы не сорвать планы по перевооружению ВКС.
Что касается опасений по поводу якобы ненадежности современной электроники, которой предполагается под завязку «нафаршировать» новый ракетоносец, то Мураховский постарался их развеять. Он опроверг расхожее мнение о том, что в случае ядерной войны под воздействием электромагнитного импульса БРЭО (например, многофункциональные дисплеи) ракетоносца может отказать. «Конечно, все будет работать — БРЭО обязательно проверяется на радиационную стойкость и другие поражающие факторы ядерного взрыва», — объяснил член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии.

Второй момент — вооружение. По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества», главным оружием Ту-160М будут ракеты семейства Х-101. Это крылатая ракета большой дальности. Есть два ее варианта — с обычной боевой частью (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и с ядерной (Х-102, мощность — 250 килотонн). Дальность полета ракеты — 3 тыс. км, продолжительность — 10 часов. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет.
«И надо понимать, что Х-101 — это не конец истории семейства, — подчеркивает Мураховский. — Свежее изделие уже почти на выходе, поэтому в Ту-160М заложены перспективные возможности». Имеется в виду перспективная крылатая ракета Х-БД с дальностью полета более 5 тыс. километров. Научный руководитель Государственного НИИ авиационных систем Евгений Федоров рекламировал ее так: «Сегодня обозначилась концепция: не вводить самолеты дальней авиации в зону ПВО противника… Если мы хорошо разведаем ПВО противника, то мы всегда найдем узкое место и бросим в данное горло группировку. Если речь идет о стратегическом ядерном ударе, то, по крайней мере, одна ракета пройдет всегда. И этого будет достаточно». Кроме того, с 2020 года планируется выпуск гиперзвуковой крылатой ракеты.
Поднятый в январе 2018 года Ту-160 усиленно презентовали как Ту-160М2, то есть даже более продвинутую машину, чем Ту-160М. На деле же это был самолет, ради доделки которого пришлось «раздевать» строевые ракетоносцыФото: kremlin.ru
Третий (и самый болезненный) момент — двигатели. По данным наших источников, движки на первом Ту-160М будут старыми (НК-32) — от классического Ту-160, хотя, по идее, должны быть тоже модернизированные (НК-32-02), производство которых уже намерена была запустить самарская компания «Кузнецов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию). Руководство минобороны заявляло, что в 2018 году моторостроители сдадут военным первые шесть НК-32-02, и оно очень рассчитывало на старт ритмичных поставок уже в 2019-м. Но, очевидно, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.
«Надо понимать, что вся технологическая цепочка производства этих движков была разрушена», — напомнил Мураховский. Создание самого НК-32 было титаническим трудом. Обратите внимание на сроки: НИР стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. В 1993 году, когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей. Решение о возобновлении производства НК-32 приняли только в 2014-м.
«Надо учитывать и то, что эти двигатели, во-первых, древние, во-вторых, они только для Ту-160 (на ПАК ДА пойдут перспективные движки), которых всего полтора десятка, — объясняет причины затягивания сроков член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии. — Теперь прикиньте стоимость создания технологической цепочки».
«БИТВА ЗА КУСКИ» ГОСПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ И ДЕФИЦИТ КАДРОВ НА КАЗАНСКОМ АВИАЗАВОДЕ
Впрочем, для Казанского авиационного завода главное значение имеют не фантастические характеристики будущих ракетоносцев, а куда более приземленные вопросы. Не ограничится ли все пиаром, каким стал подъем в январе 2018 года достроенного из советских заделов Ту-160? Ведь его усиленно презентовали (отметим, что это делал не КАЗ и не «Туполев», а деятели более высокого полета) как Ту-160М2, то есть даже более продвинутую машину, чем Ту-160М, на деле же это был самолет, ради доделки которого пришлось «раздевать» строевые ракетоносцы. И второй вопрос: насколько интенсивно будут модернизировать парк Ту-160? Не затянется ли дело на многие годы?
Как отмечает Мураховский, сроки пока неопределенны и зависят от того, какую по наполнению госпрограмму вооружений (с 2020-го по 2030-й) подпишет в декабре Путин. «Планов громадье, но все под вопросом, — указал эксперт. — Какой будет новая ГПВ, малопредсказуемо. Сейчас между заинтересованными сторонами идет борьба за финансы, и, пока президент не подписал, битва за куски продолжится».
Машина действительно делается, и поднять ее в установленный срок реально. Но вот как быть дальше? Тем количеством людей, которое сегодня есть у казанского завода, на поток этот самолет не поставишь»Фото: president.tatarstan.ru
Но кое-что предположить все-таки можно. По мнению Мураховского, до появления ПАК ДА и даже Ту-160М2 необходимо затыкать дыру в имеющихся у ВКС дальних ракетоносцах: нынешнего количества пригодных к полетам Ту-160 определенно недостаточно, чтобы нести полноценное боевое дежурство, то есть постоянно держать в воздухе на стратегических направлениях хотя бы по три-четыре самолета. Российские военные заявляли, что группировка Ту-160 должна состоять не менее чем из 30 машин, поэтому создание Ту-160М видится одной из первоочередных задач.
Кроме того, для запуска проекта ПАК ДА у российского авиапрома нет ни технологий, ни опыта, но разрабатывать машину надо, поскольку, какие бы бравурные заявления о вечно молодом Ту-160 ни делали военные, это все равно вчерашний день. Как наработать новейшие технологии за относительно короткое время? Сделать это позволит именно радикальная модернизация Ту-160. И главное, подъем Ту-160М будет означать, что России вновь по силам наладить мегакооперацию сотен предприятий, без которой такие сверхпроекты, как создание стратегического ракетоносца, попросту невозможны.
Но, говоря о перспективах создания глубоко модернизированного Ту-160, другой наш пожелавший сохранить анонимность источник в отрасли выделил самый, на его взгляд, тонкий момент: «Машина действительно делается, и поднять ее в установленный срок реально. Но вот как быть дальше? Тем количеством людей, которое сегодня есть у казанского завода, на поток этот самолет не поставишь».
Вместе с тем в нынешних условиях (сокращение гособоронзаказа, уже ставшая перманентной реконструкция КАЗа, достаточно сложная кадровая ситуация) говорить о поточной модернизации и новом строительстве Ту-160 и без того не приходится, ПАК ДА — отдаленная перспектива, Ту-214 в специальных вариантах — это тоже штучный продукт. Не зря наши источники отмечают, что при большом напряжении при создании отдельных самолетов у коллектива КАЗа, по сути, нет работы. Глава «Туполева» Конюхов недавно сделал намек на то, что в перспективе заводу может достаться большая тема нового военно-транспортного самолета, но это опять-таки только журавль в небе.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: «Вы мне три года обещаете»: Путина заверили, что до конца года КАЗ покажет первый Ту-160М
 
Реклама
Было 34, в т.ч. 19 у Украины, 8 из Украины вернули. Итого 23. По одному построили в 2002 и 2008. Итого 25. А сейчас осталось только 15. И The military balance 2018 показывает почти столько же: 16. Значит, 40% относительно новых самолётов в мирное время уже уюй. Как-то B-52 и B-1B лучше сохраняются.
 
Было 34, в т.ч. 19 у Украины, 8 из Украины вернули. Итого 23. По одному построили в 2002 и 2008. Итого 25. А сейчас осталось только 15. И The military balance 2018 показывает почти столько же: 16. Значит, 40% относительно новых самолётов в мирное время уже уюй. Как-то B-52 и B-1B лучше сохраняются.
Первые 4 кажется гнили в Жуковском уже в конце 90-х, два потеряно в катастрофах и авариях, Итого три в неясном статусе. Б-1 благополучно режут в Аризоне, с Б-52 ситуация получше, но собственно он и летает как простой грузовоз, хотя крыло помнился отломилось на земле
 
Последнее редактирование:
Испытательные самолёты ещё не забудьте вычесть. 1-й лётный как правило никуда не идёт потом, и два планера на прочностные испытания.
В америке нет же такого бардака как у нас, вот и самолёты лучше сохраняются.
 
Испытательные самолёты ещё не забудьте вычесть. 1-й лётный как правило никуда не идёт потом, и два планера на прочностные испытания.
В америке нет же такого бардака как у нас, вот и самолёты лучше сохраняются.
Ну поскольку речь шла о 36 выпущенных, то там эти 2 планера не были учтены, с ними было бы 38, если верить тырнету
 
Сравнивать B-52 с Ту-160, это какой-то позор. Хотя бы с Ту-95. Впрочем, тоже позор.
Конечно позор.
Куда более старый, не столь дорогой и уникальный и намного менее эффективный B-52 в США сохраняют куда лучше, чем в России - Ту-160.
 
Конечно позор.
Куда более старый, не столь дорогой и уникальный и намного менее эффективный B-52 в США сохраняют куда лучше, чем в России - Ту-160.
Вопрос в том, что имея такие залежи снятых с вооружения и пригодных для разборки бортов - поддержание парка оставшихся намного проще, чем в случае с Ту-160. В этой связи сравнивать надо сравнимое - столь же мелкосерийный б-2

25ECF4D4-5DC1-49E1-BC50-7009AB29BF02.jpeg


5529A545-9C0E-4188-B29B-81C56751FA82.jpeg


28702EC0-AFAC-4822-9AD0-C6A915984029.jpeg
 
Siledka, сравнение с B-2 будет ещё печальнее.
Не спорю, будет. Но оно будет корректнее. А дальше будет от кого-то или интересная информация по всем выбывшим бортам, или будет обсуждение из пустого в порожнее: почему первые борта (при том, что уже второй летавший был с полным комплектом бортового оборудования (опять же из тырнета)) были в результате распилены в Жуковском, а не доведены до ума и переданы в строевые части (как с б-2) и почему были приземлены те самолёты, которые не летают - грубые посадки ли, аварии, или что. Закономерности там не наблюдается, потому версии могут быть самые разные. Так что да, вопрос не праздный - но он же может быть адресован и в сторону ан-124, почему там сгноили бездарно большую часть
 
Реклама
Закономерности там не наблюдается, потому версии могут быть самые разные
По ту-160 вроде бы одна закономерность - отсутствуют двигатели, возможно некоторые пки и их производство.
Больше 20 лет никому ничего не нужно было, чего удивляться.
 
По ту-160 вроде бы одна закономерность - отсутствуют двигатели, возможно некоторые пки и их производство.
Больше 20 лет никому ничего не нужно было, чего удивляться.
Возможно и так, но тогда не совсем понятно, почему борта просто отставили как я понимаю гнить, а не поставили хотя бы на нормальное хранение. Всё же недешёвый самолёт то
 
Хранение - процедура не бесплатная. И в случае с авиационной техникой включающая периодическое выполнение работ квалифицированными специалистами. Оплатить сию процедуру в 90-е кто должен был?
Из оставшихся (кроме разбившихся и порезаных первых) бортов выведены из эксплуатации три. Думаю, что бодаясь с украиной за то, что они прихватизировали, вполне можно было бы сохранить свои три исправных самолёта, если там дело было в двигателях, даже если их надо было каннибализировать. То есть что денег не было и потому - верю, но изображать что это объективная причина не надо. В таком случае ещё одна ошибка, за которую человек 20-30 неплохо бы вздернуть на мачте освещения
 
В таком случае ещё одна ошибка, за которую человек 20-30 неплохо бы вздернуть на мачте освещения
Если за всё, что было наделано в те годы, вздёргивать, у нас мачт освещения не хватит!
Другое дело, что многие из них до сих пор у руля. Вот, это - проблема...
 
Если за всё, что было наделано в те годы, вздёргивать, у нас мачт освещения не хватит!
Другое дело, что многие из них до сих пор у руля. Вот, это - проблема...
Назидание потомкам - всегда полезная вещь. Так что не надо жалеть мачт, важнее показать было бы неотвратимость возмездия. А ещё лучше вернуть в строй те борта-)
 
Повторяю вопрос: кто должен был запатить уникальным специалистам за обеспечение этой процедуры?
Тот же, кто платил уникальным специалистам за поддержание летной годности всех остальных бортов и достройку тех, которые были в заделе. Вы правда думаете, что эти люди появились только за последние пять лет?
А уж на хранение поставить - не надо быть суперспециалистом. Конечно не с улицы гастарбайтеров брать, но вообще как самолёты ставить на хранение - человечество научилось несколько десятилетий назад ещё
 
Поддержание ЛГ бортов, находящихся в армии, осуществляли совсем не те люди, которые работали в ЖЛИиДБ. Где стояли машины, которые надо было хранить. А денег на всех не хватало. Вот и поддерживали боевые. А остальные... Ну, так получилось.
Но лично Вы денег на их поддержание не давали.
Что я не служил в Минобороны? Каюсь, не служил-) по другому ведомству

Мы к слову не про те борта говорим. Они строевыми не были, хотя и под дождём и снегом их держать было не знаю зачем. Мы про три строевых, которые сгинули непонятно куда
 
По вики 17 в эксплуатации, на хранении 4(3 ЛИИ, 1 КНАПО), 1 в музее - Полтава, 13 ликвидировано(2 аварии, 1 утилизация в ЛИИ, 10 порезано на Украине), 2 планера для прочностных испытаний. Итого 37. Кто пропал, кого ищем?
 
Реклама
По вики 17 в эксплуатации, на хранении 4(3 ЛИИ, 1 КНАПО), 1 в музее - Полтава, 13 ликвидировано(2 аварии, 1 утилизация в ЛИИ, 10 порезано на Украине), 2 планера для прочностных испытаний. Итого 37. Кто пропал, кого ищем?
По спискам 38 включая два планера для испытаний, в эксплуатации 16. Вот и ищем
 
Назад