Неподалёку от «Родхусета» находятся два билдинга в стиле неоготики - Софийская кирха и ещё какое-то здание, смахивающее на средневековый замок, но его назначение я так и не выяснил.
Софийская чюрка. Почему«чюрка» да ещё через «ю»? Да потому, что по-шведски это значит «церковь».
Какой-то неоготический новодел.
Ещё чуть дальше территория бывшей спичечной фабрики, переделанная в модное нынче арт-пространство. Среди прочего, там работает музей спичек, привычно для Швеции бесплатный.
Территория спичечной фабрики Юхана Лундстрёма, создателя современных спичек. Очень похоже на наш «Арт-плей».
Музей спичек.
Мы его, естественно, посетили. Интересно, познавательно. Вроде бы, что может быть проще спички? А там целая наука! Чтобы изготовить эту простую палочку и положить её в маленькую фанерную коробочку, требуется далеко не простая технология и много разных сложных станков.
А создан этот музей потому, что именно здесь в позапрошлом веке разработали существующие и поныне дизайн и технологию производства спичек.
На этом станке шёл конечный процесс упаковки спичек.
В то время спичечные наклейки вполне могли быть предметом коллекционирования. Один пин-ап чего стоит! Не то, что сейчас.
У нас был в запасе ещё час, но его мы решили потратить на обед. К сожалению, в музее спичек столовой для посетителей, как в Стокгольме, не оказалось, пришлось есть на автовокзале. По-шведски это называется Resecentrum, и в Йёнчёпинге он совмещает и ж.д., и автовокзал. Идёшь по коридору, слева перрон для поездов, справа остановки междугородных автобусов. Весьма удобно.
Resecentrum, шведский гибрид авто- и ж. д. вокзала.
Чтобы вернуться в Стокгольм, выбор пал на автобус, потому что это значительно дешевле. Новый самолёт мы уже протестили, стало быть, лететь и обратно тоже, не было особого смысла. Зато два билета, купленные загодя в интернете, обошлись где-то в 2200 рупий, а это почти вчетверо (!) дешевле по сравнению с самолётом. К тому же, учитывая небольшое расстояние, и по времени выходило то же самое.
Автобус был большой зелёный «Мерседес» компании «Фликсбас», оборудованный туалетом, водитель - чистокровный швед, похожий на профессора, что мы уже не впервые видим в Швеции. Неудивительно, что он поехал тютелька в тютельку по расписанию - в 14.00.00!
Наш автобус до Стокгольма.
У нас были места на 1-м ряду справа, поэтому обзор был превосходный - и прямо, и направо. Увы, использовать это преимущество мы смогли меньше половины пути, так как в четыре вечера уже совсем темно.
С полчаса мы ехали вдоль восточного берега озера Веттерн, а справа нависали довольно высокие горы. Пейзаж, несмотря на свою суровую северную специфику, был очень красив. Дремучие леса и тёмные скалы, покрытые мхом, вызывали в памяти картинки скандинавских сказок. Казалось, если присмотреться, то за каким-нибудь камнем или деревом можно увидеть притаившегося тролля. Затем дорога пошла равниной, где интересно было разглядеть совсем близко огромные мачты ветряков, чьи лопасти неспешно перемалывали густой туман, в котором терялись их макушки.
За четыре с половиной часа мы сделали две короткие остановки, в Линчёпинге и Норрчёпинге. Первый называют авиационной столицей Швеции, поскольку здесь находится завод компании Saab, один из самолётов которой мы тестили накануне. С обеих сторон от города, чтобы напомнить о его статусе, стоят авиапамятники.
Увы, эти учебно-тренировочный Saab 91 Safir и учебно-боевой Saab 105 - всё, что мне кое-как удалось зацепить из автобуса.
На въезде Saab 105 и учебно-тренировочный Saab 91 Safir, на выезде даже целых два монумента - сначала тот самый Saab SF340, ради которого нас снова занесло в Швецию, а чуть дальше истребители: J35 Draken и J37 Viggen. Оба, естественно, тоже Saabы. Здорово! Жаль из-за темноты и большой скорости автобуса удалось снять, да и то с горем пополам, только те, что на въезде. Кстати, совсем недалеко от них есть музей ВВС Швеции - хороший повод для следующей поездки!