Из Массандры, заскочив в центр на обед, нас швырнуло в противоположную сторону Большой Ялты, в Алупку, где находится последний из трёх здешних дворцов, Воронцовский. Последний по счёту для нас, но не последний по своим размерам и красоте.
Путь к нему от остановки проходит через тенистый старинный парк. Внезапно вековые деревья расступаются, и взору открывается прекрасный дворец в мавританском стиле, вызывающий в памяти образы «Тысячи и одной ночи» или «Песни о Сиде» . Этакий замок какого-то эмира. Особенно эффектно и романтично дворец смотрится со стороны моря, в окружении буйной зелени парка, на фоне зубчатых скал Ай-Петри, серый массив которой служит фоном этой сказочной картинки. Неудивительно, что, наряду со своим Ливадийским собратом, Воронцовский дворец - излюбленное место для киносъёмок с советских времён и по сию пору.
Воронцовский дворец. Восточная сказка на фоне Ай-Петри.
Интересная деталь — он построен из диабаза, взятого в здешних горах, и из того же самого крымского диабаза сделана брусчатка, которой вымощена Красная площадь.
К своему стыду, мы чуть было не прошляпили самые лучшие виды дворца. Обойдя его с северной стороны, мы уже повернули обратно, прошли через парк и притормозили у сувенирной лавки. Там-то мы и увидели знаменитых львов с лестницы центрального входа и вспомнили, что даже не вспомнили про них. Наша ошибка была в том, что к львам можно было пройти только с одной стороны, снизу, от самого дворца туда нет прохода.
Не забыв купить лёвчика, мы помчались назад и, заплатив по 50 р. с носа, очутились у подножия львиной террасы.
Воронцовский дворец. Львиная терраса.
Сначала, мимо шестёрки львов, мы поднялись по лестнице к главному входу с подковообразной аркой, а потом спустились к скалистому берегу моря, откуда долго не могли насмотреться на этот чудесный дворец.
Не удержусь. Ещё один вид на фоне Ай-Петри.
Вечером того же дня мы покатались на совершенно изумительной канатной дороге, которая идёт почти от набережной в центре Ялты на холм Дарсан, где находится мемориал героям Великой Отечественной. Примечательна она тем, что идёт на высоте всего нескольких метров над землёй, а вагончики там ходят совсем крохотные, всего на двух человек. Идеальный аттракцион для влюблённых.
Романтическая канатная дорога в Ялте.
Последний полный день, шестой, мы снова начали с западных пригородов Ялты.
На автобусе поехали в сторону Алупки, но вышли немного раньше, в посёлке Мисхор, у самого подножия самой известной горы Крыма, Ай-Петри. Её вершина вполне доступна для посещения и является лакомой целью для туристов. Быстро попасть туда можно двумя способами - автотранспортом и по канатной дороге. Естественно, мы выбрали второй, хоть он и был гораздо дороже, чем первый. За два билета в одну сторону мы выложили 500 монет.
Канатка не производила особого впечатления, как аналогичные подъёмники в Красной Поляне, но это только на первый взгляд.
Да и сама поездка поначалу была весьма спокойной и приятной. Вагончик (современной конструкции, человек на двадцать) плавно скользил над пологими предгорьями Ай-Петри, покрытыми густым лесом. Народ наслаждался видом и пьянящим ощущением полёта. Но минут через 10 лес и предгорья резко закончились, и прямо перед нами возникла отвесная стена. И вагончик полез на эту стену под совершенно жутким, почти прямым углом. Очень скоро внизу не было уже ничего, кроме бездонной пропасти.
Народ, только что весело щебетавший, притих. Зато прорезался голос у одной, до того молчавшей, как рыба, девицы, чью подозрительно неестественную бледность я приметил ещё внизу:
- Зачем, зачем мы сюда поехали? - вопрошала она у своей подружки, - Я же говорила, надо было ехать на автобусе... Как мне выйти отсюда?!! (это уже почти в крик).
Ответа на этот вопрос никто не знал, все молчали. Головокружительный подъём продолжался уже минут пять.
Именно в этот момент, как нельзя кстати, вагончик вдруг остановился, зависнув в километре над бездной. До спасительной станции оставалось лишь несколько метров. Фантазия сама по себе стала показывать интересные картинки, что будет если сломается мотор (откажет стопорное устройство, кончится электричество и т.д.).
Выбросив из головы этот бред, и жалея, что не могу сделать то же самое с той девицей, я взял себя в руки и заметил, что вагончик потихоньку, но поехал. Просто такой у него алгоритм движения у вершины. Через несколько секунд пассажиры спешно выбегали на terra firma. Скажу честно, эта поездка была самой незабываемой в моей жизни.
Вершина Ай-Петри. На скале справа, где копошится народ, снимали знаменитую сцену из «Кавказской пленницы», когда машина с Ниной замирает над пропастью.
Если есть желание и крепкие нервы, то между теми скалами можно походить по веревочным лестницам.
На вершине интересного мало. Там обширная мощёная площадь, с кучей всяких общепитовских заведений и тьма ловцов человеческих душ (почти сплошь татары), зазывающих туристов отведать блюда крымско-татарской кухни или ехать на машине в Ялту. Также можно по узким верёвочным лестницам пробраться на самую макушку Ай-Петри.
Долго на вершине мы не задержались, и скооперировавшись с парой других туристов, взяли машину до самой Ялты.
На самом деле, я бы не побоялся и обратно поехать на канатке, но это было намного и дороже, и дольше, и неудобнее, так как пришлось бы ещё пересаживаться в Мисхоре на автобус. А тут за 100 р. с человека нас пообещали довезти прямо до центра города, да ещё по дороге показать какие-то местные красоты, вроде водопада.
Спокойной жизни, однако, нам и тут не светило. Мало того, что дорога петляла по узкому и довольно крутому серпантину, так ещё водитель вдруг заявил, что сейчас он нас передаст своему товарищу, потому что сам дальше ехать не может:
- Там сейчас будет пост ГАИ, а я немного выпил утром... Но мой друг довезёт вас до самой Ялты, платить ему ничего не надо.
Хорошо хоть, что мы узнали про его состояние уже здесь, почти в самом низу, а не на серпантине. И на том спасибо.
Более ничего интересного с нами в тот день не случилось, а утром следующего с ялтинского автовокзала мы уехали автобусом в Севастополь.
Попадая в этот город, невозможно не почувствовать ту энергетику, которой пропитано это место. Где ещё пролито столько русской крови, где ещё так долго гремели бои, как не здесь? На каждом шагу попадаются памятники, напоминающие о славных и трагических днях первой и второй обороны, но и без них невозможно забыть о прошлом города. Верно сказал Лев Толстой: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...».
Наверное, самый известный символ Севастополя - памятник затопленным кораблям. Вроде, ничего особенного, а у меня аж комок с горлу подкатил.
Аллея городов-героев на ул. Ленина.
Музей Черноморского флота на ул. Ленина.
И мы тоже всё это почувствовали, гуляя по центру города, от библиотеки им. Л. Толстого до Графской пристани.
Вообще, Севастополь мне сразу понравился, есть в нём много от моего родного Владивостока - та же узкая и длинная, как Золотой Рог, бухта, такой же гористый рельеф, такие же улицы, сбегающие с прибрежных сопок к морю, та же атмосфера портового города, те же военные корабли в гавани и чёрные морские мундиры на улицах.
Набережная Корнилова. Слева, на другом берегу бухты, Константиновский равелин, прославившийся в 1-ю оборону.
Удивили меня большие размеры небольшого, в общем, по населению Севастополя. Из центра до своей гостиницы в районе бухты Омега мы ехали на маршрутке почти час, и это без всяких пробок.
Гостиница была очень приличной, а нас ещё и поселили без доплаты в полулюкс вместо положенного по брони стандарта.
На берегу Омеги я заметил пляж с массой отдыхающего люда, но сами мы туда так и не выбрались.