Из Бельведера мы попали в небольшой уголок России рядом с улицей Реннвег и одноимённой станцией S-bahn. Это стоящие стена к стене посольство России в бывшем дворце герцога Нассау и Никольский храм, являющийся кафедральным собором Венской епархии Русской православной церкви в Австрии. В общем, одно посольство светское, другое — духовное. Был как раз большой церковный праздник, Рождество Пресвятой Богородицы, в церкви толпился православный народ и шла праздничная служба.
Никольский собор - центр русской духовной жизни в Вене.
Этот район действительно можно назвать русским, потому что всего в 10 минутах ходьбы по Реннвег оттуда находится памятник советским воинам, освобождавшим Вену от фашистов в марте-апреле 1945 года.
Он изображает солдата стоящего на высокой колонне в центре полукруглого дорического портика. Его шлем, щит с гербом СССР и древко знамени — золотые, на постаменте отпечатан Приказ №334 Верховного Главнокомандующего за подписью И. Сталина от 13 апреля 1945 года о награждении частей, участвовавших в штурме Вены и проведении праздничного салюта в их честь. На фризе колоннады надпись - «Вечная слава героям Красной Армии, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость народов Европы».
Примечательно, что построен он был в рекордно короткие сроки — всего через четыре месяца после освобождения Вены.
Монумент советскому солдату на Шварценбергплац.
Честно говоря, когда я увидел этот памятник (а вышли мы к нему совершенно случайно), у меня прямо комок подступил к горлу. Его воздвигли в одном из красивейших районов Вены, на Шварценбергплац, позади фонтана Хохштральбруннен, и этот знаменосец с золотым щитом, стоящий над фонтаном, беззаботно гуляющие вокруг мамаши с детьми, парочки, подростки, весело гоняющие вокруг на скейтах, умиротворённые пенсионеры на лавочках, всё говорит о том, что не напрасны были огромные жертвы, которые положила тогда наша армия на алтарь победы. Среди них и мои два деда и брат мамы. И приятно было видеть, что памятник находится в почти идеальном состоянии. Разве что чуть выцвела позолота на Приказе Верховного.
Значит, большинство жителей Вены по крайней мере нейтрально относится к этому периоду своей истории и к этому памятнику, не собирается устраивать пляски на костях и воевать с павшими, подобно некоторым своим соседям.
Смеркалось и мимо памятника фельдмаршалу Карлу Шварценбергу, победителю Наполеона в битве народов под Лейпцигом в 1813 году, мы отправились в гостиницу.
Памятник фельдмаршалу Шварценбергу.
Кстати, очень органично смотрится на крыше одного из зданий площади огромная надпись хорошо всем знакомыми зелёными буквами Sberbank, ещё больше подчёркивая «русскость» этого района Вены. Ансамбль площади спроектировал ещё один старый знакомый, Генрих фон Ферштель, создатель дворца, где находится кафе «Централь».
Увидев эту зелёную надпись, забываешь, где находишься!
Пятый день в Вене мы начали с того, мимо чего по два раза на день ходили мимо, но посмотреть, как следует так и не удосужились. Правильно, с газометров.
Я уже кратко набрасывал, что они из себя представляют. Построили их в самом конце XIX века, и потом почти 100 лет они служили в качестве огромных резервуаров, снабжавших австрийскую столицу газом. Размеры циклопические — объём каждого 90 тысяч кубов при размерах 70 метров в высоту и 60 в диаметре!
Газометры. Четвёртый прячется за кривой многоэтажкой.
Однако, с переходом на природный газ надобность в них отпала, и на рубеже прошлого и нынешнего веков они получили вторую жизнь. Теперь здесь чего только нет! Концертный зал на несколько тысяч человек, кинотеатр, архив, жилая зона с квартирами, студенческое общежитие, магазины и прочая, и прочая! В одном из цилиндров есть MusicCity со звёздами популярных людей, среди которых немало действительно популярных, типа Элиса Купера.
Некоторые элементы оборудования газометров сохранили для антуража. Как этот манометр.
Окрестности газометров на контрасте с их индустриальным стилем застроены жилыми и офисными зданиями в стиле хайтек. Цилиндры даже «снимались» в одном из фильмов бондианы с Тимоти Далтоном. Увы, это мой самый нелюбимый Бонд.
Квартал «Вонпарк Вилле Верди» у газометров является частью кластера.
Отсюда наш путь лежал к парку «Пратер», которым жена бредила ещё со школы. По её жёсткому ультиматуму его посещение было внесено в список обязательных пунктов
das Kulturprogramm.
Однако, подошло время обеда и мы, по дороге в «Пратер», сделали остановку в центре, чтобы сделать две вещи — собственно пообедать и посмотреть-таки на представление движущихся человечков на Анкерных часах.
Начали со второго. Приехали снова на площадь Хоер-Маркт за четверть часа до полудня, когда должно начинаться шествие фигурок и проторчали там в обществе таких же терпил битых полчаса, но ни одна деталь чёртовых часов так и не пошевелилась. Не знаю, что там произошло, то ли механизм сломался, то ли кто-то по пьяной лавочке просто забыл его включить, но никакого шествия мы не увидели.
Мы уходили оттуда чуть не в слезах от обиды. Одни лишь китайцы, которые, кроме нас, составляли большую часть зрителей-неудачников, не унывали и улыбались. По моему, они так и не поняли, что их тоже одурачили.
Известно, что еда хорошо снимает стресс. Мы решили так и сделать и зашли в какую-то благопристойную пиццерию под названием «Бизи» поблизости. Пиццерия, конечно, это не совсем по-венски, но всё лучше, чем снова пробивать дно в «У МакДональда»!
В кафе «Бизи» в Старом городе. Простенько, но со вкусом.
Тем паче, что и пицца там — не какой-нибудь полуфабрикат, всё делается с нуля прямо на ваших глазах.
Пиццерия «Бизи». Пицца называлась «Делла Каса», а как назывался суп, уже не помню. Кофе, капучино, естественно!
Позабыв о фиаско с часами, мы приехали в «Пратер». Его изюминкой является колесо обозрения «Ризенрад» высотой 65 метров.
Парк «Пратер». Колесо обозрения «Ризенрад».
Конечно, такой цифрой сейчас никого не удивишь, но надо при этом помнить, что построено оно 120 лет назад, и на сегодняшний день это самое старое колесо обозрения в мире.
Между прочим, оно тоже «снималось» в бондиане и тоже с Далтоном!