За ним Ил-28Р (зав. №56605702) без бортового номера, зато с флагом СССР вместо красной звезды на киле и аэрофлотовской птичкой на носу. Это, однако, не гражданский вариант, а боевая машина. Гражданские регалии, как пишут, на него нанесли, чтобы соответствовать критериям экспоната музея ГА.
Ил-28. Настолько удачный самолёт, что кое-где, по-моему, всё ещё летает.
Всё-таки, ульяновский музей и по названию, и фактически по преимуществу гражданский, поэтому там есть много из того, чего нет в Монино - АНТ-4, Ми-1, Ил-14, Ил-62М, Ил-86, Як-12, Як-18, Ан-2, Ан-26, Ту-154, Ту-134, Л-410, М-101. А вот чисто военной техники - считанные единицы - L-29, Ил-28, и... МиГ-25, 04-синий.
МиГ-25ПДС (зав. №840АА04), построенный в 1971 году на авиационном заводе №21, он же "Сокол", в Горьком. Есть информация, что в конце 1980-х годов он совершил аварийную посадку на аэродроме "Ульяновск-Центральный" из-за поломки одного из двигателей, после чего списан и передан в музей. В доказательство приводят то, что у данной машины нет одного из двигателей. На самом деле этот самолет передан сюда из Московского Политехнического музея. Остальное не более чем легенда.
МиГ-25. Совсем чутка не дотянул до ракеты.
Обозначение ПДС получали МиГ-25П, переоборудованные силами авиаремонтных предприятий аналогично МиГ-25ПД. В ходе доработок РЛС РП-25 "Смерч" заменяли на С-25 "Сапфир", двигатели Р15Б-300 на Р15БД-300, а также обеспечивалось применение УР "воздух-воздух" Р-40ДР/ДТ и Р-60.
На мой взгляд, это самый лучший советский истребитель послевоенной поры, прекрасно проявивший себя не только как перехватчик и разведчик, но и как бомбардировщик во многих войнах и конфликтах и даже успешно противостоявший гораздо более поздним истребителям НАТО во время войны 1991 г. в Заливе. Шутка ли, скорость за 3000 км/ч и потолок 23 км! Когда МиГ-25, выполнив задание, выходил из боя, чаще всего ракеты противника (не говоря уже про самолёты) просто не могли его догнать.
На этом военная тематика музея кончается. За МиГ-25 идёт небольшая лакуна, за которой несколько небольших гражданских машин, одна из которых Ил-14М (зав. №7342307), построенный в 1957 г. на заводе №84 в Ташкенте как Ил-14П на 18 пассажиров, а в 1963 г. переоборудованный в Ил-14М на 32 кресла.
Этот Ил-14М самый запущенный в экспозиции музея. Надеюсь, не надолго.
Самолёт имел бортовой СССР-91588 и летал в Алма-Атинском и Бурундайском авиаотрядах КазГУ. Увы, машина сейчас предстаёт посетителям не в лучшем виде. Пожалуй, среди всех экспонатов этот наименее ухоженный.
Рядом с ним выставлено целое звено Як-40. Все выпускники Саратовского авиазавода. Первый из них RA-87299, прежде СССР-87299, (зав. №9341528), выпущенный в 1973 г. Почти всю свою карьеру он прослужил в качестве учебного самолёта в Бугуруслане и Ульяновске. Машина красуется в классической ливрее советского "Аэрофлота" 1970-1990-х с флагом СССР на киле, но при этом имеет регистрацию RA-, что довольно редко.
Первый из трёх здешних Як-40.
Другой - RA-87653 (СССР-87653, зав. №9211620), 1972 г. рождения, успевший потрудиться в 235-м правительственном АО, как пассажирский в Украинском УГА, а потом "летающей партой" в том же Бугуруслане и Кировограде. Этот борт интересен тем, что у него ещё присутствует характерный для ранних серий выступающий вперёд обтекатель килевой антенны. В то же время, это не самая ранняя 1-я серия, а более поздняя и усовершенствованная 2-я, о чём говорит конфигурация среднего двигателя с хорошо заметными створками реверса.
У этого "Яка" самая современная ливрея, хотя он самый пожилой.
Третий Як-40 RA-87357 (бывший СССР-87357, зав. №9340631) ровесник СССР-87299. Тоже 1973 г. В музее он в ливрее авиакомпании "Волга-Днепр", которая довольно непривычно смотрится на столь малом ЛА. Сначала возил пассажиров в Ульяновском ОАО, потом был передан в местный учебный центр ГА стран СЭВ, после чего и попал в парк "Волга-Днепр".
Як-40 "Волги-Днепр". Интересно, какие грузы он возил в своём крохотном салончике?
Теперь вернёмся назад к КПП и посмотрим на то, что стоит по другую сторону этого ряда. Прямо напротив входа в музей скромно примостилась крохотная "Пчёлка" Ан-14А СССР-48104 (зав. №003307). Для меня особенно приятно было встретить земляка, ведь его построили в Арсеньеве в 1971 г., так что мы не только земляки, но и почти ровесники! Всю свою лётную биографию маленький самолётик отработал в интересах МАП.
А у этой машинки очень удачное название. Она и вправду похожа на пчёлку, как размерами, так и внешним видом. Ан-14А.
Справа от него застыл Ту-104 СССР-42322 (первоначальный б/н СССР-Л5416, зав. №6350103). Один из ранних Ту-104, он был построен в 1956 г. на заводе №135 в Харькове. Эксплуатировался во Внуково и в Ташкенте, затем был передан в авиацию Северного флота в Североморск. Этот борт уникален тем, что именно он стал последним Ту-104, поднявшимся в небо - в ноябре 1986 г. лайнер перегнали из Оленегорска в Ульяновск, на чём и завершилась история этого типа.
Ту-104. Мой любимый самолёт и первый, на борт которого я поднялся. Мне повезло, я успел полетать на таких из Хабаровска в Алма-Ату и Владивосток.
По соседству со своим реактивным предшественником раскинул широкие крылья Ту-114 СССР-76490 (зав. №64М471), выпущенный на Куйбышевском авиазаводе в 1964 г. Это предпоследний серийный Ту-114, известный также тем, что несколько лет находился в совместной эксплуатации "Аэрофлота" и японской JAL. Данный борт трудился в Шереметьевском ТУ МВЛ и Домодедовском ОАО, а с 1973 г. был передан Дальней авиации ВВС, где 10 лет входил в состав 409-го тбап на аэродроме Узин под Киевом.
Ту-114 по праву был гордостью "Аэрофлота". Быстрый, дальний, надёжный.
Увы, турбовинтовой гигант пролетел мимо меня - моё знакомство с этим лайнером ограничилось лишь парой коротких встреч на перроне хабаровского аэропорта в 1970-х.
Некоторые самолёты настолько выдающиеся сами по себе, что невозможно ограничиться одним снимком. Ну как пройти мимо, например, могучих НК-12М?
Вот это миксер! 15000 л.с. это вам не мелочь по карманам тырить. До сих пор никем не превзойдены в своём классе.
Благодаря четырём этим монстрам Ту-114 летал быстрее и дальше иных реактивных аэропланов. Они и по сей день производят неслабое впечатление даже на тех, кто видел двигатели "Руслана" или Б777.