Отсюда рукой подать до уже хорошо знакомой нам станции метротрама Комсомольская, откуда, проехав всего одну остановку, мы вышли на станции Площадь Ленина. На одной её стороне стоит гарнизонный Дом офицеров, на другой памятник основателю Советского государства. За ним расположен необычный архитектурный объект — ансамбль зданий, среди которых знаменитый Дом Павлова, который прославился 58-дневной обороной в дни Сталинградской битвы.
Площадь Ленина. Вид на колоннаду и Дом Павлова.
В ходе боевых действий он сильно пострадал, но после войны его восстановили, а вокруг построили два огромных П-образных жилых здания, в результате чего Дом Павлова оказался внутри каре. Торцы новых домов соединили полукруглой колоннадой, так что своим северным торцом он соединился аккурат с её центром. Если посмотреть на всё это сверху, то похоже на лицо, где Дом Павлова — нос , новые дома — скулы, а колоннада — брови.
В том месте, где Дом Павлова стыкуется с колоннадой, построили мемориальную стену с рельефом, посвящённым защитникам дома, а позже на другом торце добавили ещё одну стену в память о тех, кто его восстанавливал после войны.
Дом Павлова со стороны ул. Советской.
Напротив Дома Павлова, через дорогу, можно увидеть ещё одного живого свидетеля тех событий — Мельницу Гергардта. Возведённая ещё в позапрошлом веке, она тоже сильно пострадала в ходе ожесточённых боёв, будучи укрепленным узлом обороны 42-го гвардейского стрелкового полка под командованием полковника И. Елина 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала-майора А. Родимцева.
Мельница Гергардта и фонтан "Бармалей".
В отличие от Дома Павлова, её не стали восстанавливать, а оставили в том виде, в который она превратилась после месяцев ураганных бомбёжек и обстрелов. По сути, просто обугленный скелет без крыши, окон и дверей, с огромными дырами в красных кирпичных стенах. С тех пор и стоит этот немой призрак войны, взирая пустыми глазницами окон на построенный вокруг неё новый город.
Перед мельницей поставили ещё одну копию фонтана "Бармалей", которая отличается тем, что точно соответствует размерами оригиналу, в то время как её привокзальный собрат немного больше.
Мемориальный комплекс Сталинградской битвы продолжают ещё несколько артефактов времён Великой Отечественной, среди которых особенно интересны самолёты ВВС РККА Як-3 и Су-2 (увы, копии), а также выставка военной техники вермахта, но она, правда, почему-то огорожена забором из рабицы. Пришлось её фотать через ячейки.
Истребитель Як-3. Считается одним из лучших в своём классе самолётом времён ВМВ. На них успешно сражались лётчики французского полка "Нормандия-Неман".
Эта копия лёгкого бомбардировщика Су-2 была сделана по личному приказу П. О. Сухого и на основе оригинальных чертежей.
Небольшая выставка германской военной техники спрятана за забором.
Ну, и главная локация данного места, конечно, музей-панорама "Сталинградская битва". Взрослый билет по 350 р. с носа, к тому же потерявших всякий страх москвичей заставили ещё купить маски — в Волгограде по-прежнему актуальны ковидные ограничения.
Музей, конечно, необычайный и поразительный. Много там всяких экспонатов, связанных с историей Сталинградской битвы, все их перечислять нет смысла, выделю только некоторые, что особенно мне запомнились.
Музей-панорама "Сталинградская битва". Вид с набережной 62-й армии.
Среди них, естественно, сама панорама. Колоссальное круговое полотно длиной 120 и высотой 16 метров с предметным планом, созданное в мастерской известного художника-баталиста М. Грекова, находится в верхней части музея и изображает эпизоды заключительной части Сталинградской битвы, когда наступающие советские войска вышли с двух направлений к Мамаеву кургану и рассекли, таким образом немецкие войска на две части.
Зритель видит все эти события, словно наблюдая за ними с вершины Мамаева кургана — атаки пехоты, кровавые рукопашные бои, воздушные тараны, танковые сражения, подвиги реальных героев Сталинградской битвы.
Панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". На этом куске полотна запечатлён таран вражеских позиций, совершённый В. Рогальским.
На нижнем ярусе можно увидеть разделённую на 4 части диораму, созданную художниками той же мастерской Грекова. Она тоже отражает события битвы, хоть и не так масштабно, как панорама, но, скажу честно, мне понравилась больше. Особенно 4-я часть, посвящённая танковому рейду советских войск на станицу Тацинская.
Это одна из величайших наших побед в Великой Отечественной войне, если не по количеству разгромленных вражеских войск, то по значению в итоговой победе уж точно. Будучи под сильным впечатлением от данной диорамы, задержусь на этом эпизоде подробнее.
Как известно, после окружения 6-й армии Паулюса в Сталинграде, немецкое командование отчаянно пыталось её спасти. При этом для немцев было крайне важно, чтобы окружённая группировка не потеряла боеспособности прежде, чем её вызволят из котла, для чего они наладили воздушный мост по снабжению войск, замурованных в Сталинграде. Сам Геринг громогласно пообещал, что благодаря его самолётам солдаты Паулюса не будут испытывать никаких проблем в осаждённом городе.
Ставка ВГК это дело учла и организовала внезапный контрудар по врагу силами 24-го танкового корпуса генерал-майора В. Баданова. "Под раздачу" попала 8-я итальянская армия (да, под Сталинградом против нас воевала не только Германия, но и чуть ли не пол-Европы, включая также итальянские, румынские, венгерские, хорватские войска). Оборона итальянцев рассыпалась как карточный домик, те, кто не остался навек в заснеженных донских степях, попали в плен или разбежались, кто куда. Фронт был открыт, и корпус Баданова, ринувшись в образовавшуюся брешь, за несколько дней преодолел 240 км и достиг станицы Тацинская в Ростовской области, где находился крупный аэродром немцев, откуда шло снабжение армии Паулюса.
Сначала по аэродрому нанёс удар дивизион "катюш", затем в бой пошли танковые части. Быстро выяснилось, что на земле самолёту против танка ловить нечего, и наши танкисты устроили "люфтваффе" форменный разгром.
Диорама. Разгром советскими танкистами немецкого аэродрома у станицы Тацинская.
Вот как описывал те события их участник, немецкий лётчик Курт Шрайт в статье для газеты
Die Deutsche Soldatenzeitung в 1952 г. (цитата по В. Н. Томилин
"Тацинский танковый рейд и его роль в разгроме окружённой группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом."):
"Утро 24 декабря 1942 года. На востоке забрезжил слабый рассвет, освещая ещё серый горизонт. В этот момент советские танки, на ходу ведя огонь, внезапно врываются в Тацинскую и на аэродром. Самолёты вспыхивали, как факелы. Всюду бушевало пламя пожаров, рвались снаряды, взлетали на воздух складированные боеприпасы. По взлётному полю метались грузовики, а между ними носились отчаянно кричащие люди... Начинается форменное безумие. Со всех сторон на взлётную полосу выезжают и стартуют самолёты. Всё это происходит под огнём противника и в свете разгоревшихся пожаров. Небо распростёрлось багровым колоколом над тысячами погибающих солдат, лица которых выражали безумие. Вот один транспортный самолёт Ю-52, не успев подняться в воздух, врезается в советский танк и взрывается со страшным грохотом. Вот уже в воздухе сталкиваются "Хейнкель" с "Юнкерсом" и разлетаются на мелкие обломки вместе со своими пассажирами. Рёв авиамоторов и танковых двигателей смешивается с рёвом взрывов, орудийным огнём и пулемётными очередями, формируя чудовищную музыкальную симфонию. Всё вместе это создаёт в глазах зрителя тех событий полную картину разверзшейся преисподней".
В ходе этого налёта немцы потеряли не менее 60-70 транспортных самолётов, в результате чего воздушный мост Геринга, и без того работавший с большими перебоями благодаря нашим зенитчикам и истребителям, окончательно рухнул. Дни фашистов в Сталинграде были сочтены.
Боевые награды защитников Сталинграда.
Возвращаясь к экспонатам музея, хочу ещё отметить боевые награды наших бойцов и командиров, их обмундирование и амуницию, личное оружие, в том числе винтовку прославленного снайпера В. Зайцева.